Вопрос смерти – главный вопрос древнего египтянина. Некрологизм в его религиозной доктрине. Понятие об Аменти

Преимущественным предметом, на который обращена была мысль и созерцание арийских восточных племён, служил вопрос об отношении человека к бесконечному началу жизни и его последней судьбе. Египтянин, под влиянием своей меланхолической настроенности еще более остановился на решении этого вопроса; он весь в этом вопросе о таинственном будущем, о грядущей судьбе человека... Жизнь действительная представляла для нега грустную, трагическую картину, от которой он не мог оторваться. Трагический элемент отражается, как после увидим, и на его религиозном культе. Он чувствует гнет жизни и хотел-бы от него освободиться, он живёт надеждой на будущее... Нигде в древнем мире это тяготение к будущему не было так развито, как в Египте. Человеком здесь был собственно не живой, а мертвый человек. На мавзолеи и гробницы египтянин тратил все свои материальные силы и богатства. Все эти изумляющие своею громадностью памятники Египта, требовавшее гигантских работ, все эти высящиеся пирамиды, которые, казалось, хотели достигнуть неба своими вершинами, обязаны своим происхождением мысли о смерти, а не о жизни. Таинственный момент, которым оканчивается видимая жизнь, неизвестное будущее за этим видимым пределом бытия – этим по преимуществу занята была мысль египтянина, это было предметом его надежд и чаяний. Китаец почти не знал этого будущего, индиец обращал его в призрак и жертвовал своею личностью, обрекая себя на слияние со всеобщим началом жизни. Иранец питал смутную надежду на продолжение жизни, легкомысленно изводя смерть из иного, враждебного жизни начала, которое однажды исчезнет. Иначе, глубже, серьёзнее взглянуть на это египтянин. Его чаяние крепче, сильнее. Учение о бессмертии и своеобразный взгляд на него составляет самую выдающуюся сторону египетского вероучения. Некрологизм проходить через всю его религиозную доктрину.

В целом, не смотря на это тяготение к жизни за пределами настоящего, египетская религия носит общий всему язычеству, натурально-пантеистический характер. Натуралистическая воззрения её напоминают арийские понятия о небе и свете, как источник жизни. Идея борьбы между светом и тьмою, добром и злом, также входить в содержание религиозных представлений Египта, но идея эта неразвита здесь до того крайнего дуализма, с каким является она в Иране. Тьма и зло здесь не имели значения самостоятельного начала, по крайней мере этого не видно. В общей истории язычества египетская религия представляет собою почти тот же момент, как и иранская, именно попытку, хотя и неудавшуюся, отстоять права человеческой личности, но это стремление в Египте, по-видимому, было сильнее и прочнее. Общий религиозный взгляд в Египте близок к иранскому, но развит был иначе и несколько глубже.

Аменти обозначает Подземный мир, или Царство мертвых. Изначально он обозначал горизонт – место, где садилось солнце. Впоследствии он превратился в символ Западного побережья Нила, где заходило солнце и где египтяне традиционно хоронили умерших.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: