Класс жрецов. Храмы Египта. Изображения богов

Издавна в Египте был особый класс служителей религии жрецов, которые были и представителями образованности в народе, и имели огромное влияние на его жизнь. В качестве посредников между богами и людьми, они отличались и особенным образом жизни. От них требовалась особенная чистота и воздержность. Питались они от жертвенных приношении. Жреческое достоинство имело различные степени и деления должностей и обязанностей. Жрецы в Египте разделялись на св. писцов или книжников (они носили перья на голове), наблюдателей неба и времён года певцов или гипнологов  геростолистовъ, на обязанности которых было убранство храма и забота об одежде священных статуй или изображений богов. К ним же принадлежали и мосхосагисты, жрецы, заведовавшие жертвами и их приготовлением катафоты, которые носили изображения богов и религиозное символы, и их хранили. Особенный класс также составляли анатомы, занимавшиеся приготовлением мумий и изображений на гробах и саркофагах, и служители храма (неокоры), на обязанности которых лежало заботиться о чистоте священных месть. Все эти разряды жрецов, составлявшие особую корпорацию в каждой отдельной области (в Фивах, Мемфисе, Гелиополе), подчинялись высшему, верховному жрецу первосвященнику, который в Египте носил имя пророка потому, что в его заведывании находились все прорицалища в стране. И потому, что ему, как верховному посреднику между людьми и богами, усвоялась способность религиозного вдохновения и пророчества. Из некоторых памятников видно, что самая должность пророка имела свои степени; при некоторых храмах, посвящённых верховным богам, как Амону, например, были пророки первого, второго, третьего и четвёртого ранга. Особенность всех этих жреческих званий и должностей состояла в их наследственности. Наследственность простиралась не только на общую принадлежность к касте или сословию жрецов, но и частные: их специфические занятия: сын книжника или писца изучал занятия своего отца и наследовал ему в них. Влияние этой касты, к которой считался принадлежащим и сам Фра или Фараон, на политические дела и жизнь страны было огромно. Из множества примеров на это, приводимых Геродотом, достаточно упомянуть об одном. Египетский царь Нехо, по словам греческого историка, оставил свое замечательное предприятие – провести канал между Нилом и Красным морем, когда уже собраны были рабочие во множестве тысяч, потому только, что оракул неблагоприятно отозвался об этом предприятий, как о работе, которая пойдёт на пользу врагов страны.

От древности Египет имел и роскошно устроенные храмы. Архитектура и обстановка их вполне отвечала характеру египетских воззрений на божество, как на сокровенную, таинственную силу. Таково впечатление, какое должно было производить устройство и расположение храма. К нему вели сначала пропилеи – более менее длинные, обсаженный деревьями, улицы с рядами священных животных, по преимуществу Сфинксов, составлявших собою целые аллеи, затем широкая ворота и обширный двор, уставленный обелисками. Только после этого открывался собственно храм, или вернее, его первое, отделение предхрамие и, наконец, собственно храм или святилище, которое на одной из иероглифических надписей (в Розетте) названо: «священнейшая область храма». Внутри его помещались изображения и статуи богов, часто одетые в роскошные облачения, вместе с священными сосудами и ящиками таинственного значения К каждой части храма отдалялась особым входом, устроенным в форме пилонов, а над воротами, ведущими в храм, было изображение крылатого солнечного диска. Стены храма украшались рисунками, золотом, серебром и драгоценными камнями. Преддверие к святилищу было золотое. Само святилище имело множество совершенно тёмных отделений, образуемых нишами, пробитыми в стенах. Но, что особенно замечательно в устройстве храма, по мере проникновения в него, объемлемо становился все теснее и уже, широкие аллеи из сфинксов, двор из обелисков уступал свое место стенам храма, которые по мере углубления в него, все съёживались, сдвигались, пока посетитель не входил в тесное помещение святилища, полное мрака и каких-то непонятных отголосков. По сторонам его, в стенах, находились уже совершенно тёмные, внутренние отделения. В этом мрачном убежище жрец любопытному посетителю храма показывали бога, который оказывался моделью кощки или ибиса... Многое множество таких храмов рассеяно было по стране Египта... Благочестивейший из народов не щадил на них средств и украшал их роскошно. Особенно много было храмов Озириса и Изиды, почитаемых во всей стране. Богатейшее из храмов были в Мемфисе, Фивах и Гелиополе.

В связи с храмом помещалось и отделение для прорицалишъ, хотя знаменитейшее из них - прорицание Амона, имевшее всеобщую известностью в древнем мире, стояло отдельно в Ливийской пустыне.

Вид богов Египта. Общие принадлежности: скипетр в руке и анк - крестообразная фигура с петелькой-рукояткой, символ божественной жизни. На голове повязка со змеем. «Царственный» змей символ живучести и постоянного обновления жизни. Некоторые из богов изображаются с нилометром в руках. Это фигура из вертикальной линии, разделённой четырьмя горизонтальными линиями под прямым углом, служившая эмблемою мировой гармонии и порядка. Но не эта символика по преимуществу выдается в египетской религии. Животная форма, в какой изображаются боги, и почитание этих священных животных, вот что в Египте поражало еще древних. В самом деле, когда любопытствующий просил показать ему египетские святыни, и когда жрец, как описывает это Климент александрийский, проведя его во храм, чрез длинный ряд различных здании, в самую глубину святилища, во мраке указывал на вошку или на другое животное, говоря, что это бог, то нельзя было не прийти в сильное изумление. Священные животные имели за собою особый уход, им устроились особые священный жилища, за которыми присматривали жрецы, их мыли, умащали, кормили дорогими яствами, воздух, где они жили, наполняли арматами, а ночью клали их на пышных подушках. С еще большим почтением относились к ним по смерти. Умершее животное оплакивалось, как человек, а умертвивший его наказывался смертью, особенно строго преследовалось убийство кошки и ястреба. Это отношение к животным глубоко пустило корни в народе, сохранялось до последних времён, и никакая политика не могла вытеснить этих обычаев. Умерших животных бальзамировали.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: