Территория, страны и народы Передней Азии и Ближнего Востока. Особенности религиозных воззрений семитских народов

Территория этих народов, лежащая к северо-востоку от Египта, очень обширна. Начинаясь на северо-востоке верховьями Тигра и Евфрата и простираясь, по течению этих рек, на юг до Персидского залива, она обнимала затем Аравийский полуостров, а на западе восточный берег Средиземного моря и оканчивалась на северо-западе землями между Средиземным и Черным морями. В широком смысле слово Арам означало всю страну между Ливаном, Палестиной, Аравией и Тигром и Евфратом; в тесном же значении оно указывало на Сирию, прилежащую к Месопотамии. Филологически оно значило: «высокая, гористая страна»,—в противоположность Ханаану, как земле сравнительно покатой, низменной. Г. Хвольсон определенно говорит, что первоначально и специфически Арам (Агаш) означал северную Месопотамию, а затем в тот географический термин перенесен на другие части Месопотамии и Сирии. Он находит связь между именами: Арам и Харран, арамейцы и харраннты. Арамейцы, поэтому, должны быть причислены к семитам. Народы, населявшее восточную сторону этой местности, известны под именем сирин и ассириян, халдеев и вавилонян; на юге ее жили арабские племена, на западе финикийския, а на северо-западе фригане, ливийцы, карийцы, киликияне, каппадокияне, пафлагоняне и другие незначительные народы малой Азии. Большая часть этих народов находилась во взаимном племенном сродстве и говорила сродными наречиями. Это народы одного с евреями сеадитического племени, или близкая ему отрасли хамитов сохранившая с ним сродство в языке и известные в науке под именем арамейских племенем Языки Ассирии и Вавилоняне, Аравии и Фени- кии, сродные между собою, сродные и с еврейским. Но народонаселение этих стран, сродных по происхождению иди языку, не везде было однородно, а иногда смешано с разными другими племенами. Особенно это нужно сказать о местности между реками Тигром и Евфратом и вообще о территории, какую занимали древние и самые замечательнейшие из народов передней Азии – ассирияне и вавилоняне. Долина Оеннаар, в бассейне Тигра и Евфрата, по сказанию Библии, была колыбелью человеческих обществ и исходным пунктом расселения народов, и, следовательно, началом человеческой истории. Здесь, на этом поле т. е. плодоносной долине, обитали, по ее сказанию, все прародители народовъ. Сюда же, в этот сад Азии, как думает Ленорман. Все это еще спорные и окончательно не уясненные вопросы, не стоят в связи с другими, едва ли разрешимыми вопросами о древнейшем расселении племен.

Ядро населения Ассирии несомненно, семитаческаго происхождения,, но высшие классы имели иное происхождение и говорили другим языком. Вавилон первоначально также была населена семитами, смешанными с кушитами. Речь народная одинаково была понятна и в Вавилоне, и в Ниневии. Но язык высших классов, и здесь, как в Ассирии, отличался от народного. Господствующий класс, собственно «халдеи» были иного происхождения. Предполагают поэтому, что народонаселение Вавилон и Ассирии было неоднородное и состояло из смеси семитов (чистых) и кушитов с арийцами, честнее иранцами, которые в древнейшую эпоху переступили границы своей земли и овладели семитами. Загадочные халдеи, занявшие после семитов Вавилон Юг и давшие ей свое имя, с которым соединялось понятие жреца и астролога, являются арийцами или иранцами. При дальнейших исследованиях клинических надписей, этот взгляд начал колебаться. Оказалось, что многие собственные имена и слова в ассирийско-вавилонскиях надписях, необъяснимый с семитичесваго языка, необъяснимы и с арийского или иранского. Это дает основание предполагать, что аристократия и жреческое сословие Ассирии и Вавилоний, по своему происхождение, не были ни семитами, ни арийцами, а принадлежали к какому-то другому племени. Филологи на основании языка ассирийских надписей, пришли к заключению, по- видимому, вовсе неожиданному, что халдеи – племя урало-финскаго происхождения, пришедшее с севера, с гор Армении, и что имя их значит: «горный житель или завоеватель». Выходит, что, если и была здесь примесь арийского элемента, то очень незначительная, главный, влиятельный класс Ассирии и Вавилона принадлежало финской расе. Оставляя это мнение на ответственности филологов, не можем не заметить, что это вопрос еще далеко не разрешенный. Несмотря, впрочем, на это смещение элементов в народонаселении главнейших из семитических народов передней Азии – ассириян и вавилонян, все указанные народы имели много сходного, не только в нравах и внешнем быте, но и в искусстве и религии. Последняя у всех них имеет сходный тип.

У всех семитов, чистых и смешанных (вушитов), не смотря на развитый натурализм, в религии сохранился древний, несколько иной, чум у всех других народов древнего мира, взгляд на божество, как на существо возвышенное над природою. Также, как и большая часть рассмотренных нами религий, при политеизме она допускает своеобразный монотеизм, т. е. признает, при множестве богов, бытие единого, верховного божества, из которого рождаются другие боги и которое есть душа мира. Характеристику религии народов передней Азии и особенно семитов можно заключить, тем, что говорит Ренан о Политеизме семитических племён. Сказав о том, что единый верховый Ель был древнейшим божеством семитов, он продолжает: «культ верховного Аллаха, возвышенного над природой, от древности был основою религии арабов, как и всех семитов. Конечно, мне могут возразить, что и у семитических племён, как в Финикии напр., исповедовался чистейшей паганизм и натурализм. Но, не говоря уже о миграциях семитов и о чужеземных влияниях на них, необходимо признать, что сущность семитического натурализма еще не изучена вполне. Когда узнают этот тонкий предмет лучше, увидят, что политеизм Финикии, Сирии, Вавилона, Аравии все столько разрушает, сколько подтверждает наш взгляд. Во всяком случае, некоторые отрасли семитов до конца остались чуждыми натурализму и реформы в религии семитических народов состояли в обращении их в религии Авраама, как в древнейшей Форме.  

На сколько известно нам из более или менее отрывочных сведений о религии этих семитических народов, она представляет собой в общее, как и другие древние религии, натуралистический пантеизм, и напоминает отчасти арийские религии, а всего более египетскую. В натурализме семитических религий особенно выдвигается астрономический или сидерический элемент. Звездный мир здесь, по преимуществу, служил воплощением божественных сил и божественного могущества. Правда, тоже было и в Иране и в Египте, где понятия о богах и их свойствах были привязаны к представлениям о солнце и планетах; но есть черты, которыми халдейский звездный культ видимо отличается от египетского. В египетской религии выступает не столько движение и жизнь планетного мира в его собственной сфере, сколько связь с этими движениями небесных светил видоизменений в жизни земли, по крайней мере эта сторона более заметна и стоит на первом плане. В верованиях Вавилона, наоборот, гораздо более и очевиднее, по крайней мере, сравнительно с Египтом, выдвигалась жизнь самого планетного мира, хотя также вместе с влиянием его на землю. Вообще же астрономический культ и связанная с ним астрология здесь были по преимуществу развиты. Все религиозные верования Вавилона стояли в самой тесной и неразрывной связи с астрономией. Халдей и астролог уже для древних были синонимами. Поэтому и в науке, до последнего времени, принято было, хотя и не совсем справедливо, характеризовать семитическую религию исключительно сидерическим культом. Термин «сабеизм или сабеизм», взятый с названия Сабеев иди Сабеев, имя, которым назывались жители Сирии, в первое время по явлении христианства, да ныне значит «звездный культ или поклонение звездам»; поэтому же доныне и религии народов передней Азии обозначаются общим именем сабеизма или сабеизма. Во внешней форме религиозных представлен и у семитов, как и у египтян, преобладаем символика, хотя и не так сложно развитая, как у этих последних. Самые символы большею частью странны и чудовищны и своим видом напоминают египетские. Натуралистический культ семитической религии проникнуть материализмом, грубою чувственностью и жестокостью. Это культ, по преимуществу, страстный и кровавый, и в этом отношении он едва ли не превосходит все другие известные религии древности. Семиты тем же материализмом и чувственностью отличались и в своей жизни. Особенно нужно сказать это о жителях роскошных долин Тигра и Евфрата. Нет сомнения, что роскошная, изнеживающая местность Сеннаарских полей не осталась без влияния на в тот чувственный, страстный характер семитических народов. Все они, особенно же ассирияне, отличались, вместе с тем, и угрюмостью и жесткостью в отношении к другим народам. Чувственность и жесткость, с психологической точки зрения явлены, очень совместимые и взаимно связанный. В числе отличительных, выдающихся сторон в религии семитов должно быть поставлено и отсутствие или слабое, сравнительно, развитее учения о бессмертии. Вследствие в того, в связи с грубыми, чувственными Формами культа, религии семитов дают обыкновенно, в ряду других религий, одно из самых невысоких мест.

 

 

27. Сирияне и ассирияне, халдеи и вавилоняне; арабские и финикийские племена, фригияне, лидийцы, карийцы, киликиене, кашиадокиене, пафлогоняне и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: