Страны Востока в раннее средневековье 1 страница

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

в трех томах

под редакцией академика С. Л. СКАЗКИНА

 

 

ТОМ I

Раннее средневековье

 

Издательство социально экономической литературы. 1961

 

 

Впервые в Хрестоматию вошли источники по истории раннего средневековья Италии, Испании, Англии, Скандинавии, стран Востока. Ряд новых документов включен в разделы, посвященные южным и западным славянам, Византии, Франкскому государству, Германии и Франции в IX - начале XI вв.

В составлении I тома "Хрестоматии по истории средних веков" принимали участие научные сотрудники сектора истории средних веков Института истории Академии наук СССР, преподаватели кафедры истории средних веков исторического факультета и Института восточных языков Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Государственного университета имени М. В. Ломоносова и другие специалисты.

Введение к трем томам Хрестоматии написано С. Д. Сказкиным, к I тому настоящего издания - Л. В. Симоновской (часть I) и М. А. Баргом (часть II).

В составлении I тома Хрестоматии принимали участие: Ф. М. Ацамба, Э. А. Грантовский, А. Я. Гуревич, Л. А. Ко-тельникова, А. Я. Корсунский, Н. И. Конрад, Г. Г. Литаврин, А. М. Осипов, М. Н. Пак, Л. В. Симоновская, О. Г. Чайковская, А. Я. Шевеленко, А. Э. Штекли.

Новые переводы для настоящего издания сделаны: В. П. Берковым, А. А. Бокщаниным, 3. Д. Голубевой, Э. А. Грантовским, А. Я. Гуревичем, Н. И. Иофаном, К. В. Лепешинским, Г. Г. Литавриным, Л. А. Котельниковой, А Я. Корсунским, А. П. Кажданом, С. С. Масловой-Лошанской, Л. И. Надирадзе, А. М. Осиповым, Л. П. Павловой, М. Н. Паком, Л. М. Поповой, В. А. Рубиным, М. Я. Сюзюмовым, А. Я. Сыркиным, О. Г. Чайковской, А. Я. Шевеленко.

В редакционной работе принимала участие Г. И. Трайнина.


 


ЧАСТЬ I

Страны Востока в раннее средневековье

 

МАРКСИЗМ О РАЗВИТИИ ФЕОДАЛИЗМА В АЗИИ

 

.. Отсутствие земельной собственности действительно является ключом к пониманию всего Востока. В этом основа всей политической и религиозной истории. Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером почвы, в особенности же великой полосой пустынь, которая тянется от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до самых высоких азиатских горных массивов. Первое условие земледелия здесь - это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства. Правительства на Востоке всегда имели только три ведомства: финансы (грабеж внутри страны), война (грабеж внутри страны и грабеж чужих стран) и общественные работы (забота о воспроизводстве).

 

Энгельс - Марксу 6 июня 1853 г., К. Маркс, Ф. Энгегьс Избранные письма, М. 1953 стр. 74-75

 

...Восточный деспотизм затрагивает муниципальное самоуправление только тогда, когда оно сталкивается с его непосредственными интересами, но он весьма охотно допускает существование этих учреждений, пока они снимают с него обязанность что-либо делать самому и избавляют от хлопот, связанных с действительным управлением.

 

К Маркс, Революционная Испания, К. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т. 10, 2 изд., стр. 432-433

 

...Климатические условия и своеобразие поверхности, особенно наличие огромных пространств пустыни, тянущейся от Сахары через Аравию, Персию, Индию и Татарию вплоть до наиболее возвышенных областей Азиатского плоскогорья, сделали систему искусственного орошения при помощи каналов и ирригационных сооружений основой восточного земледелия.

 

К. Маркс, Британское владычество в Индии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 9, 2 изд., стр. 132.

 

Сколько ни было в Персии и Индии деспотий, последовательно расцветавших, а потом погибавших, каждая из них знала очень хорошо, что она прежде всего - совокупный предприниматель в деле орошения речных долин, без чего там невозможно было какое бы то ни было земледелие.

 

Ф, Энгельс, Анти-Дюринг, Теория насилия, К- Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, 2 изд., стр. 184.

 

...Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит им (крестьянам. - Ред.), как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты.

 

К. Маркс, Капитал, т. Ill, M., 1953, стр. 804.

...1) У всех восточных племен можно проследить с самого начала истории общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части. 2) Во времена Магомета торговый путь из Европы в Азию сильно изменился, и города Аравии, принимавшие ранее большое участие в торговле с Индией и т. д., находились в торговом отношении в упадке; это, конечно, также дало толчок. 3) Что же касается религии, то этот вопрос можно свести к общему вопросу, на который легко ответить: почему история Востока принимает вид истории религий?..

Бернье совершенно правильно разглядел, что в основе всех восточных порядков (он имеет в виду Турцию, Персию, Индостан) лежит отсутствие частной собственности на землю. Вот настоящий ключ даже к восточному небу...

 

Маркс - Энгельсу, 2 июня 1853 г., К. Маркс, Ф. Энгелгс, Избранные письма, М., 1953, стр. 73 - 74.

 

В Индии домашняя община с совместной обработкой земли упоминается уже Неархом в эпоху Александра Великого и она существует еще и теперь в той же местности, в Пенджабе, и на всем северо-западе страны.

 

Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.21, 2 изд., стр. 63.

 

В последнее время распространился смехотворный предрассудок, будто форма первобытной общинной собственности есть специфически славянская или даже исключительно русская форма. Она - первобытная форма, которую мы можем проследить у римлян, германцев, кельтов; целый ряд ее разнообразных образцов, хотя отчасти уже в разрушенном виде, до сих пор еще встречается у индийцев. Более тщательное изучение азиатских, особенно индийских, форм общинной собственности показало бы, как из различных форм первобытной общинной собственности вытекают различные формы ее разложения.

 

К. Маркс, К критике политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т 13, 2 изд., стр. 20.

 

В действительности общинная собственность на землю представляет собой такой институт, который мы находим на низкой ступени развития у всех индоевропейских народов от Индии до Ирландии и даже у развивающихся под индийским влиянием малайцев, например на Яве.

 

Ф. Энгельс, Эмигрантская литература, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 18, стр. 543- 544.

 

При патриархальном строе, при кастовом строе, при феодальном и цеховом строе разделение труда в целом обществе совершалось по определенным правилам. Были ли эти правила установлены неким законодателем? Нет. Вызванные к жизни первоначально условиями материального производства, они были возведены в законы лишь гораздо позднее. Именно таким образом эти различные формы разделения труда и легли в основу различных форм организации общества. Что же касается разделения труда внутри мастерской, то при всех указанных выше формах общества оно было очень мало развито.

 

К. Маркс, Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, 2 изд., стр. 153 - 154.

...Если примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов, то историк воображает, будто кастовый строй есть та сила, которая породила эту примитивную общественную форму.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., стр. 38.

 

Революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания.

 

Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7 2 изд., стр. 361

 

.. Великие исторические повороты сопровождались переменами в религии лишь поскольку речь идет о трех доныне существовавших мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе. Старые стихийно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен или народов. Только по поводу этих, более или менее искусственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно сказать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску

 

Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, 2 изд., стр. 294

 

.. Весь Восток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых господствовала, можно сказать, прямо по Дарвину борьба за идейное существование.

 

Ф. Энгельс, Бруно Бауэр и первоначальное христианство, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 19, 2 изд., стр. 314

 

...По поводу великого арабского нашествия, о котором мы говорили раньше, выясняется, что бедуины, подобно монголам, предпринимали периодические нашествия, что Ассирийское и Вавилонское царства были основаны бедуинскими племенами на том же самом месте, где впоследствии возник Багдадский халифат. Основатели Вавилонского царства, халдеи, продолжают еще и теперь существовать в той же местности под тем же самым именем Бени Халед. Быстрое возникновение громадных городов Ниневии и Вавилона происходило точно так же, как и создание, всего лишь триста лет тому назад, таких же гигантских городов Агры, Дели, Лагора, Муттана в Ост-Индии в результате вторжения афганских или татарских племен. Таким образом, магометанское нашествие в значительной степени утрачивает характер чего-то особенного.

 

Энгельс- Марксу, [ок. 24 мая 1853 г.], К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, М., 1953, стр. 72

 

..Там, где арабы жили оседло, на юго-западе, - они были, видимо, таким же цивилизованным народом, как египтяне, ассирийцы и т. яд.; это доказывают их постройки Это также многое объясняет в магометанском нашествии. Что же касается религиозного надувательства, то из древних южноарабских надписей, в которых все еще преобладает старинная, национально-арабская традиция монотеизма (как у американских индейцев), причем еврейский монотеизм является лишь небольшой частицей ее, - из этих старинных надписей явствует, что религиозная революция Магомета, как и всякое религиозное движение, была, повидимому, формально реакцией, мнимым возвратом к старому, к простому.

 

Энгельс - Марксу, [ок. 24 мая 1853 г.], К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, М., 1953, стр. 72

 

Арабы, турки, татары, моголы, одни за другими завоевывавшие Индию, быстро ассимилировались с коренным населением. Согласно непреложному закону истории, варвары-завоеватели сами оказывались завоеванными более высокой цивилизацией покоренных ими народов.

 

К. Маркс, Будущие результаты британского владычества в Индии. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 9, 2 изд., cтp. 225.

 


 


Китай в III-IX вв.

 

Введение

Раздел истории Китая III-IX вв. посвящен проблемам феодальных отношений в период их становления и начала расцвета. В нем освещены особенности аграрного строя Китая, организация промыслов, государственная система управления, внутренняя и внешняя политика раннефеодальных китайских империй, история борьбы китайского народа против вторжений кочевников, крестьянские восстания и войны. Все материалы этого отдела почерпнуты из исторических трудов, близких по времени написания к изображенным в них событиям.

Исторические знания издавна высоко ценились в Китае и достигли значительного развития еще в древние века В начале новой эры китайские ученые, чаще всего по собственной инициативе, работали над подбором документов и исторических сведений, подробно описали современные им или недавно минувшие события, составили биографии известных тогда деятелей В период внутренних потрясений и нашествий кочевников многие произведения были утеряны или забыты и - часть из них погибла.

В VI-VII вв. после объединения Китая под властью династий Суй, а затем Тан, императоры, придавая большое значение историческим трудам, приказали искать и переписывать материалы и исторические сочинения, созданные в минувшие столетия. Второй танский император Ли Ши-минь (Тайцзун, 627-649 гг.) учредил должности для составителей историй.

Именно тогда были выпущены в свет 8 крупных произведений по истории Китая III-VI вв., которые называют у нас династийными историями потому, что каждое из них посвящалось хронологическому отрезку, совпадавшему с царствованием какой-либо династии.

Образцом для всех этих произведений стали "Ши цзи" - "Исторические записки" - знаменитый труд великого китайского ученого древности Сыма Цяня Подобно "Историческим запискам", династийные истории состоят из 3-4 частей Первой всегда бывает "Бень цзи" - или "Ди цзи" - основные или императорские анналы, выполненные в строго хронологическом порядке. Они содержат довольно подробные записи фактов. В анналах отмечены события, которые происходили в стране и при дворе, урожаи и стихийные бедствия, войны и народные волнения, назначения и смещения чиновников, космические явления и явления "таинственные". В этом отделе помещены также небольшие выдержки из императорских указов и донесений государственных деятелей.

Отдел "Чжи" - "Обзоры" состоит из отдельных монографий, посвященных различным областям знаний, экономике, государственной организации. Здесь есть главы об астрономии и астрологии, календаре, обрядах, продовольствии и товарах, системе наказаний, о чинах; даются географические описания, сведения о литературе, музыке и пр.

Большую часть династийных историй составляют "Лечжуань" - повествования о жизни и деятельности императорских родственников, видных сановников, военачальников, ученых, поэтов, художников, мятежников, бунтовавших против престола, некоторых вождей крестьянских движений. Последние главы "Лечжуань" посвящены истории племен и народов, с которыми Китай имел в то время связи.

В некоторых историях есть еще и отдел "Бяо" - генеалогические таблицы.

 

В Хрестоматии использованы материалы из нескольких династийных историй. "Цзинь шу" - Цзиньская история (265-419 гг), "Вэй шу" -Вэйская история (386-556 гг.), "Суй шу" - Суйская история (581-617 гг.), а также две Танские истории.

"Цзинь шу" была составлена по приказу императора Ли Ши-миня комиссией из 18 авторов, которые использовали ранее написанные работы. Император придавал историческим трудам столь большое значение, что участвовал в редактировании двух глав основной летописи.

"Вэй шу" в основном написана еще в VI в. Впоследствии, в XI в, она подверглась новой обработке.

По приказу Ли Ши-миня ученые приступили к написанию истории незадолго до того свергнутой династии Суй. Основная летопись и биографии написаны потомком Конфуция Кун Сы-да. Отдел "Чжи" составили другие историки-конфу-цианцы.

Со времени Ли Ши-миня история стала официальным занятием. Служащие-ученые ежедневно записывали происшествия, собирали тексты указов, докладов императору, донесений, прошений, распоряжений, описаний торжеств и молений, прибытия и отъезда послов и данников. Наконец, они занимались составлением биографий умерших деятелей, ставших чем-либо известными. В VIII в. весь собранный материал подвергли обработке, а спустя полстолетия его еще раз пересмотрели. Лишь после падения династии Тан приступили к публикации истории Китая VII - IX вв. Так в X в. под руководством сановника Лю Сюя издали "Танскую историю" (618-906 гг.).

Но в бурном XI в., когда Китай достиг высокого уровня развития в области экономики и культуры, "Танская история" показалась слишком краткой и примитивной. Тогда началась работа над подготовкой нового варианта истории, который был закончен под руководством видного государственного деятеля, историка и писателя Оуян Сю. Огромный материал, накопленный в прошлые века и не использованный в "Цзю Тан шу" - "Старой Танской истории", стал предметом детального изучения. "Синь Тан шу" - "Новая Танская история" включает больше фактов, в ней содержатся выдержки из императорских указов, докладов сановников, донесений с мест. Язык этого труда более богатый.

Естественно, что упомянутые работы отражают идеологию господствующего класса, официальную точку зрения и интересы феодального государства в целом. Свой отпечаток на них наложили конфуцианство, буддийская и даосская религии. Конфуцианская философия требовала воздействия на общество путем показа хороших и дурных примеров прошлой жизни. Поэтому в исторические труды обязательно вносили сведения о плохих правлениях, недальновидных поступках императоров и сильных мира сего, а также о народных волнениях и восстаниях.

В XI в. в условиях обострения классовой борьбы, столкновений политических группировок при дворе крупный сановник и ученый Сыма Гуан задумал написать труд, в котором хотел показать на примере истории, к чему ведет дурное правление и дурное поведение людей в обществе. Осуществляя поставленную цель, Сыма Гуан создал громадный труд по истории Китая. Исторические события в нем изложены в строго хронологическом порядке. Впоследствии это произведение подвергалось переработке и дополнениям. Так постепенно возникла многотомная история, известная под названием "Цзычжи тунцзянь ганму" -"Всеобщее обозрение событий, управлению помогающих, с комментариями". В XIX в. выдающийся русский синолог Н. Я. Бичурин осуществил перевод всех томов "Цзычжи тунцзянь ганму".

Для характеристики аграрных отношений в разделе приведены выдержки из "Цзинь шу", "Вэй шу" и "Синь Тан шу" (№ 1, 2, 8, 9). В них цитируются или пересказываются тексты эдиктов императоров о наделении государственной землей крестьян, учете населения, переделе земельных наделов, порядке взимания налогов и обложении повинностями. В указах императоров говорится также о должностных землях, предоставляемых в качестве вознаграждения чиновникам на время службы в государственном аппарате. Размер этих земель, отдаваемых "на кормление", зависел от занимаемой должности на иерархической лестнице чинов. Установление монопольной собственности класса феодалов на землю и превращение земледельцев в государственных крестьян осуществлялось в значительной части в рамках этой системы.

В документе № 9 передана запись из исторического источника об аграрных реформах VIII в. Феодалов больше не удовлетворяло прежнее положение, и они добивались ликвидации надельной системы и раздела земель. Крупные феодалы фактически уже осуществляли этот передел, отчего страдали государственные крестьяне и казна государства. Сановник Ян Янь предложил отменить переделы земли, т. е. по существу отменить государственное наделение крестьян землей, и установить новую систему взимания налогов. Это выражало новое наступление феодалов на права крестьян.

Отрывки из "Синь Тан шу" (№ 10, 11, 12, 13) содержат сведения о казенных промыслах, о добыче металлов, о государственных монополиях, о монетном деле, о добыче соли и борьбе с контрабандной торговлей солью, монополии на производство чая, о налогообложении и частном предпринимательстве.

Об организации центрального государственного аппарата свидетельствует материал № 14. При первых танских императорах были окончательно оформлены высшие учреждения - палаты и шесть ведомств, которые выполняли функции исполнительной власти. Со временем штат чиновников все более увеличивался и стал крайне многочисленным, но основные институты продолжали существовать в последующие века господства феодализма.

Для иллюстрации политики китайских императоров и придворной жизни в IV раздел включена выдержка из отдела "Бэнь цзи" - "Основной летописи" "Суй шу" (№ 6).

В документе № 15 приведены сведения о системе наказаний в Танской империи.

В Китае от чиновников и от сановников требовали грамотности: умения читать, писать сочинения на заданную тему, выучить наизусть древние книги и уместно цитировать древних классиков, а также обладать красивым почерком. Чтобы получить должность и стать чиновником, нужно было выдержать экзамены и получить одну из ученых степеней.

В Китае в ту пору существовало немало школ для представителей господствующего класса (№ 16).

В IV-V вв. в Китай вторглись кочевники и покорили все его северные земли. Рассказ о нашествии южных гуннов и создании ими двух государств (№ 3) заимствован из "Цзычжи тунцзянь ганму".

Материал № 4 рассказывает о вторжении в Китай орд кочевников, значительную часть которых составляли тангуты. Они двигались через Хэнань в юго-восточном направлении, сметая все на своем пути

В бассейне реки Хуай у одного из притоков произошло столкновение с китайским войском, выступившим с территории Южного царства. Военное искусство полководцев и патриотический дух китайцев помогли их малочисленному войску наголову разбить полчища противников и заставить их в панике отступить далеко на северо-восток.

Китай в VI-VII вв. поддерживал торговые связи со своими соседями - союзом племен, возглавляемым тюрками (Тюркский каганат). Но, обладая значительными военными силами, каганы часто угрожали китайским землям своими вторжениями и пытались вмешиваться во внутренние дела империи. Двор "сына неба" со своей стороны использовал все дипломатические ухищрения, чтобы влиять на положение в каганате и умерить его мощь. Материал № 17 передает летописные сведения о взаимоотношениях и войнах на границах Китая, в Западном Китае и на территории Средней Азии в VII в. Документ№ 18 содержит описание китайско-индийских связей, которые осуществлялись в VII и в VIII вв. главным образом через Тибет.

Все отрывки, освещающие вопросы внешней политики и внешних связей Китая, почерпнуты из книги Н. Я. Бичурина "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена". Язык перевода Н. Я. Бичурина сохранен, так же как и в академическом издании книги, написание же имен изменено.

Основным методом борьбы крестьян против тяжелого феодального гнета были вооруженные восстания. В начале VII в, большое крестьянское движение возникло в районе Шаньдуна. Биография Доу Цзян-дэ (вождя восстания в Шань-дуне) содержится в "Цзю Тан шу", откуда и взят приведенный в Хрестоматии отрывок № 7.

Распад аграрной системы раннего средневековья, захват земли феодалами, усиление всех видов феодальной эксплуатации привели сельское хозяйство страны в состояние упадка. Крестьянские волнения слились в 874 г. в мощное движение, которое охватило подавляющую часть территории Китая. Повстанцы под руководством Ван Сянь-чжи, а затем Хуан Чао совершили много победоносных походов. От устья Хуанхэ они прошли на юг к Гуанчжоу (Кантону), а затем более западным путем, через Хунань на Янцзы и далее на север. В 880 г они взяли г. Лоян, а в 881 г. - Чанань (две столицы империи). Крестьяне в конце концов потерпели поражение, но им удалось свергнуть династию Тан, истребить многих феодалов, добиться смягчения гнета и укрепления крестьянского хозяйства. Об этом большом крестьянском движении рассказывают материалы заключительной части раздела (№ 19).

 

 

I. Аграрные мероприятия в Китае в III и V вв.

1. Указ цзинского императора Сыма Яня в 280 г. (Из "Цзынь шу")

...После покорения государства У1 чиновники вновь подали доклады. Император издал указ, в котором говорилось "Князья (ван, гун) считают княжества (го) своим домом и не должны иметь в столице иных владений (тянь чжай). Пока еще не успели построить княжеских резиденций [в столице], необходимо иметь в городе помещения, где бы они могли останавливаться, а в пригороде - землю для пастьбы. При этом следует установить норму: в столице князья (го-ван, гун, хоу) могут иметь один дом и одно присутственное место. В окрестностях столицы большое княжество может иметь 15 цин2 земли, среднее княжество- 10 цин, малое княжество - 7 цин. Тем, у кого нет в городе дома, но есть дом за городом, разрешить сохранить его"

Кроме того, была установлена норма подворного налога (ху дяо). Двору, во главе которого стоит тягловый мужчина (дин нань), надлежало вносить в год 3 куска (пи)3 шелка-цзюань, 3 цзинь4 шелковой ваты-мянь. Двору, во главе которого стоит женщина или второстепенный тягловый мужчина (цы дин нань), подлежало вносить половину этого. В пограничных областях надлежало вносить две трети нормы, а в отдаленных районах - одну треть нормы. Варварам надлежало вносить от каждого двора по одному куску (пи) ткани-цзун бу, а в дальних краях от каждого двора - 1 чжан5.

Мужчине давали земли -чжань тянь6 - 70 му, женщине - 30 му. Кроме того, тягловый мужчина должен иметь землю - кэ тянь7 - 50 му, тягловая женщина - 20 му, а второстепенный тягловый мужчина - в половинном размере. Остальные женщины не должны были иметь земли - кэ тянь.

Мужчины и женщины в возрасте от 16 до 60 лет считаются основными тягловыми (чжэнь дин); в возрасте от 13 до 15 и от 61я до 65 лет считались второстепенными тягловыми (цы дин), в возрасте младше 12 лет и старше 66 лет считались стариками и малыми и не должны были возделывать землю.

Варвары на окраинах страны не наделялись землей - кэ тянь, они должны были вносить от каждого двора 3 ху8 необрушенного риса (и ми). Те, которые жили еще дальше, вносили 5 доу9, обитатели особо отдаленных местностей вносили подушный налог (суань цзянь) 28 вэнь (гроша) с человека.

Чиновники от первого до девятого ранга получали землю - чжань тянь10 - соответственно своим рангам. Обладатели первого ранга получали земли - чжань тянь - 50 цин, второго - 45 цин, третьего - 40 цин, четвертого - 35 цин, пятого - 30 цин, шестого - 25 цин, седьмого - 20 цин, восьмого- 15 цин, девятого - 10 цин. В зависимости от ранга чиновники могли распространять свои права (инь) самое большее на 9 поколений11, самое меньшее - на 3 поколения. Императорские родственники, государственные гости, потомки покойных мудрецов, а также дети и внуки образованных людей (ши) пользовались этими же правами. Кроме того, они могли держать при себе ишикэ - людей для услужения, освобожденных от трудовой повинности, и тянькэ - обрабатывающих землю.

Чиновникам шестого ранга и выше разрешалось иметь трех человек ишикэ; обладателям седьмого и восьмого рангов- 2 человек, девятого ранга - 1 человека. Чиновники первого и второго рангов могли иметь тянькэ - обрабатывающих землю не более 50 дворов, третьего ранга-10 дворов, четвертого ранга - 7 дворов, пятого ранга - 5 дворов, шестого ранга - 3 двора, седьмого ранга - 2 двора, восьмого и девятого рангов - 1 двор.

 

"Двадцать четыре династийные истории", кн. 5, Цзинь шу, гл. 26, отдел "Чжи", гл. 16, стр. 5025-5026, Ксилограф, л. 76, 8а

 

2. Из "Вэй шу"

 

В 9 году был издан императорский указ, чтобы народу в Поднебесной поровну давали землю.

"Мужчины в возрасте свыше 15 лет могут получить пахотной земли (лу тянь) 40 му, а женщины - 20 му. Рабы и рабыни могут получать столько же земли, как и "добрые" тягловые (лян дин); на каждого быка давать 30 му, но не более чем на 4-х быков. Норма полученной земли при двухполье может быть удвоена, а при трехполье может быть еще раз удвоена. Земли эти дают для того, чтобы их обрабатывали. Получение и возвращение должны быть регулярными.

Люди, достигшие возраста, когда начинают платить налоги, получают землю, престарелые освобождаются [от земли и налога], со смертью держателя земля возвращается [государству]. Рабов и быков следует получать или отдавать, если они имеются в наличии.

Сань тянь - земля для разведения тутовых деревьев - не подлежит переделу"...

"Всем мужчинам, которые впервые получают землю, давать 20 му и взимать налог с посева. На остальной земле следует садить 50 тутовых деревьев, 5 финиковых пальм и три вяза. Если земля не пригодна для выращивания тутов, то ее дают только по 1 му на человека для посадки фиников и вяза согласно правилам. Надел раба приравнен к наделу свободных людей. Срок посадки деревьев установлен в 3 года. У тех, кто не закончил в срок посадки, отбирать часть земли, не засаженную деревьями. Разрешается на участке земли, отведенной для посадки тутов и вяза, сажать вперемежку другие фруктовые деревья или же сажать больше установленного числа тутовых деревьев и вяза. На всех землях, которые подлежат возвращению, не разрешается сажать тутов, вязов, фиников и фруктовых деревьев. Посадивших деревья наказывать как нарушителей закона"...

"Земля, предназначенная для посадки тутов (сан тянь) считается наследственным занятием (ши е), она не подлежит возвращению после смерти [держателя] и вечно остается за живыми (сянь коу) членами семьи. У кого больше земли, чем положено, ему не давать дополнительной земли, но и не требовать отдать излишки. У кого земли не хватает, то он получит ее для посева согласно закону. Разрешается продавать излишнюю землю, у кого она есть. Разрешается покупать в размере недостающей части, если ее не хватает. Не разрешается продавать установленную долю надела, а также и покупать сверх положенной нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: