Дыхание при певческом звукообразовании

Речь во время пения построена на скользящих вверх и вниз движениях голоса. Существенным отличительным признаком певческого голоса является его тембр. В пении он приобретает льющийся характер благодаря наличию вибрато. В процессе поиска наилучшего звучания певческого голоса в процессе обучения осуществляется выработка нужного типа смыканий голосовых связок, характера их колебаний. В итоге в процессе обучения находится та координация в работе гортанного сфинктера и дыхания, которая рождает у певца наилучшие певческие качества голоса. Гортанный сфинктер по разному включается в работу в зависимости от посыла дыхания. Величина его напора при образовании звука меняет плотность соприкосновения связок и влияет на длительность фразы смыкания и размыкания, а так же на тембр и вокальные качества.

Типы дыхания

Ключное (за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, живот втягивается, ключицы и плечи заметно поднимаются)

Нижнее грудное (за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, включается в работу диафрагма)

Нижнереберно – диафрагматическое (грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, при вдохе живот немного подается вперед)

Брюшное дыхание (осуществляется с помощью мышц брюшного пресса на выдохе и диафрагмы на вдохе)

Заключение

Дыхание в фонации неразрывно связано с гортанью и артикуляцией. Оно расходуется в голосовой щели, поэтому певческое дыхание может быть выработано только на пении. Наиболее целесообразно для пения – нижнереберно – диафрагматическое дыхание. Певческое дыхание развивается медленно вместе с организацией других частей голосового аппарата. Спокойный, умеренный по количеству глубокий вдох, небольшая задержка перед началом звука, плавная подача дыхания и умение его распределять – необходимые принципы дыхания.

 

 

Артикуляция, мягкое небо, глотка, рот в пении.

Глотка. Рот в пении.

 

Поведение губ у певца в речи ничем не отличается от обычного формирования речевых звуков. На разных гласных они принимают характерное для данного звука положение, на и – открывают зубы, на у – вытянуты вперед. Звуки е, а и о образуются при все большем и большем углублении. Губы в пении только в момент зарождения гласного могут принять характерное положение, а затем переходят в стандартную для всех гласных позицию. Позиция связана с характером голоса певца. Сопрано и легкие тенора преимущественно пользуются улыбкой, поэтому на гласных верхние зубы у них открыты и губы остаются в этом положении. У басов, баритонов и меццо-сопрано губы чаще всего вытянуты вперед. Эта стандартная позиция губ на разных гласных определяется стремлением получить характерный для данного типа тембр голоса. Светлая окраска тембра сопрано и тенора требует более высокого звучания всех формант, широкого раскрытия рта, улыбки. Темные тембры требуют смещения всех формант несколько вниз, что достигается удлинением ротоглоточного канала за счет вытягивания губ и сужения ими выхода из ротовой полости. Эти приспособления губ возникают в процессе работы над голосом. Не нужно всегда следовать принципу формирования звука на улыбке, т.к это всё индивидуально. Губы при формировании различных гласных в пении играют активную роль лишь на начальном этапе образования гласного, при его зарождении, а дальше они стабилизируются в одном положении, участвуя в окраске голоса, не проявляя активности при переходе от одного гласного к другому.

 

 

Позиция языка в пении.

«Классическое»(в форме ложечки с концом, лежащим у нижних зубов) положение языка не обязательно для правильного певческого голосообразования и не оно является причиной хорошего или плохого звучания голоса. Язык с поднятым концом или в виде горба на гласном а не является дефектным и не мешает звучанию у певцов. Артикуляцию гласных у хороших певцов характеризует свобода и легкость перехода от одного уклада к другому, без напряжений и зажимов. Тоти даль Монте: «Укладывать язык специально в классическую позицию не надо. Язык должен быть только естественным, свободным и мягким. Жесткий язык – это беда. Иногда он может находиться в классической позиции, с кончиком у зубов, но держать его там специально не надо.»

На занятиях можно экспериментировать над укладами языка, с целью найти наиболее удобные позиции для тех или других гласных. Не абстрактное представление о классической позиции должно руководить педагогом, а поиск верного звучания голоса в сочетании с абсолютной свободой артикуляционного аппарата. Классическое положение языка на гласном а характерно для легких женских голосов и теноров. Язык с поднятым концом или «горбом» чаще всего встречается у низких голосов. Нельзя рассматривать артикуляционные уклады языка без учета положения гортани. Положения для гласного а у высоких голосов, пользующихся повышенным или нейтральным положением гортани в пении: язык принимает форму ложечки и корень его прижимает надгортанник ко входу в гортань. При опущенной гортани корень языка не участвует в прикрытии входа в гортань. Он отстоит от надгортанника и нижней части глотки, где всегда есть более широкое пространство.

 

Глотка.

Глотка в пении по ощущениям должна быть широкой и свободной. При напряжении звук приобретает зажатый, горловой оттенок. Для достижения «широкой» глотки рекомендуется зевок, ощущение «горячей картошки» во рту. Глотка не имеет специальной, расширяющей ее мускулатуры. Основная функция глотки – это глотание, поэтому она снабжена поперечной системой мышц. Фонационная функции глотки – формирование одной из формант гласных. В этой функции ширина глотки диктуется положением языка, а не стенок глотки. В пении ширина глотки также меняется в зависимости от артикуляционных смещений языка. Основные изменения вносит положение гортани. Зажатость звука не имеет прямого отношения к состоянию глоточных стенок, а зависит от работы гортани, а именно функционирования голосовой щели. В отношении «зажатого звука», «горлового» призвука следует использовать приемы, воздействующие на работу гортанного механизм, а не бороться с якобы напряженными, сжатыми стенками глотки. Увеличение глоточной полости увеличивает длину ротоглоточного канала и вместе с тем импеданс. Размеры глоточной полости влияют на высоту формант гласных, что создает нужный тембральный оттенок голоса.

Практикой установлено, что ощущение свободной, широкой глотк необходимо сопутствует хорошему пению. Это дает нам право: 1) всячески рекомендовать те приспособления в работе голосового аппарата, которые создают у ученика ощущение свободной глотки; 2) весьма осторожно пользоваться приемами, изолированно действующими на различные отделы голосового аппарата; 3) не исходить из предвзятого мнения о необходимости обязательно держать ту или иную часть голосового аппарата в каком-то определенном положении; 4) исходить из полноценного звучания слова и голоса.

 

 

Раскрытие рта в пении.

Индивидуальный подход под контролем пед. слуха поможет определить степень раскрытия рта при пении. Рот входит в систему сужений ротоглоточного канала и участвует в создании импеданса. Более широко открытый рот способствует лучшему выведению звуковой энергии, но смотря какое влияние при этом степень раскрытия рта будет оказывать на качество певческого звука. Поэтому нерационально широко раскрытый рот может нарушить оптимальный импеданс и голос потеряет важнейшие положительные качества. Голоса, пользующиеся малым импедансом в пении, например сопрано, могут широко открывать рот. Голоса, требующие большого импеданса, например басы, баритоны, чаще всего умеренно и незначительно открывают рот. Зажатие нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата относятся к наиболее характерным недостаткам начинающих певцов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: