Опора певческого голоса

Опора – важнейшее ощущение в пении. Чувство опоры возникает не сразу: только по мере овладения техникой певческого голосообразования начинают выявляться те ощущения, при которых голос начинает принимать «опёртый» характер.

Итак, под чувством опоры следует понимать субъективное образное ощущение, сопровождающее правильное, «опёртое» певческое голосообразование. Это чувство воспринимается различными певцами по-разному. Одни считают, что это ощущение своеобразного «столба воздуха», который снизу поддерживается мышцами живота, а сверху упирается в нёбный свод. Другие понимают под чувством опоры только определённую степень напряжения мускулатуры, подающей нужное воздушное давление голосовым связкам. Третьи ощущают опору на уровне гортани как степень сопротивления голосовых складок подскладочному давлению. Для них опора – это торможение голосовыми связками струи воздуха. Наконец, есть и такие, которые понимают под опорой упор звука в передние зубы или нёбный свод, который создаёт удобство для голоса.

В основе механизма опоры звука лежат явления акустического и аэродинамического характера. Возникающие при этом ощущения создают особое, сложное чувство опоры звука. Если механизм голосообразования нарушается, то теряется чувство опёртого звучания голоса. Важно в каждом конкретном случае сохранить качество звучания голоса в его естественном, присущем данному певцу тембре.

Так возникли термины: «акустическая опора звука», «дыхательная опора», «звуковая опора» и так далее. Такое разнообразие представлений вылилось в различные вокальные школы. У певца возникают те ощущения, к анализу которых его приучает педагог, на которых тот фиксирует внимание учащегося. Для большинства певцов понятие опоры связано не с каким-нибудь одним ощущением, а с целым комплексом ощущений. Они и создают всегда индивидуальное чувство опоры. Это чувство облегчает работу гортани, способствует выносливости голоса. Напряжение как бы переносится с голосовых связок на дыхательную систему. При потере чувства опоры звук сразу же ощущается на гортани, как говорят «садится на связки».

Необходимо внимательно следить за работой гортани в пении. Стоит недостаточно опустить её, и вход в гортань приоткроется, нарушится импеданс (сопротивление голосовых связок потоку выдыхаемого воздуха), и звук «сядет на связки».

Утверждение, что правильное голосообразование, снимающее утомляемость голосовых связок, определяется верной координацией давления под голосовыми складками и над ними, мы можем найти у Л. Дмитриева. По его словам, необходимо, чтобы вход в гортань был сужен, а связки работали свободно. Вход в гортань сужается при стоне, поднятии тяжестей, «затайке» дыхания. Этими приёмами в своей практике пользуются многие педагоги, вырабатывая у своих учеников ощущение опоры звука.

«Затайка» дыхания играет огромную роль в пении. После вдоха обязательно должен быть момент (его называют «мёртвой точкой»), когда певец не вдыхает и не выдыхает воздух, то есть затаивает дыхание. Этот момент позволяет певцу как бы «запереть» дыхание внутри, почувствовать работу мускулатуры грудной клетки и живота и переключить работу голосового аппарата с вдоха на выдох. Эта маленькая пауза позволяет привести весь певческий аппарат в состояние полной готовности и заставляет наиболее экономно использовать выдыхаемый воздух.

Потеря верной координации опоры звука и дыхания ведёт к деградации голоса. В нём появляются различного рода дефекты, делающие его непрофессиональным: нечистая интонация, «качание» голоса, сокращение его диапазона, быстрая утомляемость, звуковая «зажатость» и тому подобное. Если вы заметили в голосе учащегося вышеназванные дефекты, рекомендуется прибегнуть к «затайке» дыхания, «твёрдой» атаке, стону, кряхтению. Эти приёмы надо использовать осторожно, как временную меру. При любом из них слуховой контроль педагогом качества звука учащегося является главным критерием их целесообразности.

 

 

Вопросы практической работы с учениками


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: