Артикуляционный аппарат в пении

       Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого музыкального певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне и гибкого из-

менения, но и одновременно ясного и четкого донесения до слушателя смысла слов поэтического текста. Дикционная четкость — столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса. Вокальность и слово — две стороны единого процесса пения, взаимовлияющие друг йа друга, так как производятся они единым голосовым аппаратом.

 

Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции речевых звуков принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое нёбо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть. Главным артикуляционным органом является язык.

 

Разборчивость речи — это прежде всего четкое произнесение согласных, чего певцы

добиваются путем утрированного произношения. Эта утрировка достигается специальным развитием артикуляторных мышц и некоторым растягиванием во времени согласных, задержкой на них. Певец не имеет возможности задерживаться на согласных, так как это поведет к скандированию, к нарушению кантиленного звучания голоса. В случае пения дикционная четкость достигается путем быстрого и активного произнесения согласных.

 

От певца в равной степени требуется и отличный вокальный тон и прекрасное слово. Для того чтобы слово было разборчивым, надо очень четко и быстро произносить согласные. Гласные в пении должны звучать в равной степени вокально, что связано с единообразием верной работы гортани. У мастеров, пения артикуляция разных гласных не отражается на одинаково работающей гортани. Практически это достигается умением так перекладывать язык при переходе от гласного ж гласному, чтобы звучание голоса оставалось все время в одном месте, в одной позиции. Только у незначительного меньшинства певцов при пении можно использовать речевые уклады языка. Для подавляющего большинства —это достигается путем поисков особо, певчески звучащих гласных. Фонетический метод воспитания голоса — один из самых распространенных. Педагогу необходимо знать свойства звуков речи, чтобы сознательно употреблять их для выработки нужных качеств голоса. Мягкое нёбо в пении должно быть во всех случаях поднято, но мера его поднятия должна определяться индивидуальностью ученика. Артикуляционный аппарат у певца 'всегда должен быть свободен, а не застывать в каком-либо «классическом» или ином положении. Глотка, по ощущению, всегда должна быть свободна. Рот и тубы должны быть свободны и активны для четкого произношения согласных. Для того чтобы речь в пении была естественна, надо стараться переносить на пение речевые интонации, сохранять правило расстановки чистых и смешанных гласных и правильно вокально членить слоги слова, протягивая гласный звук до конца длительности ноты.

 

Мягкое нёбо в пении

Оно, как известно, выполняет роль заслонки, перекрывающей ход в носоглотку. Небольшое, неполное прилегание мягкого нёба к стенке глотки еще не вызывает носового оттенка звучания. Ощутимая щель уже вызывает носовой призвук, а значительная ведет к гнусавости.

У профессиональных певцов ход в носоглотку активно перекрыт поднятым мягким нёбом. Это перекрытие сохраняется на всех гласных и на всем диапазоне, что соответствует чистому,

неназализованному звучанию голоса у хороших профессионалов.

“При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, то есть находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). При зевке опускается корень языка и подъязычная кость, к которой подвешена гортань. Поэтому зевок является методическим приемом произвольного опускания гортани.

Напряжение мягкого неба при зевке через нервные связи вызывает необходимый тонус диафрагмы, влияет и на напряжение голосовых складок, что важно для образования смешанного регистра”.

В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного.
Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с “настройкой ротоглотки на полузевок”.
Если нет верхнего упора в твердое небо, то звук получается плоский, резкий, открытый, “белый”. Такой звук используется в народном пении.
Если звук отражается от мягкого неба, то он получается дряблый, “без металла”, тусклый, с носовым оттенком.
Недопустимо направлять звук в нос, так как в этом случае он будет просто гнусавым.

 

 





Атака звука. Регистры.

Атака звука

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

 

Разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку различаются они только на слух, являются слуховыми ощущениями. Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влить на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях.

Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения.

 

Регистры.

 

Под регистром певческого голоса понимается ряд однородно звучащих звуков, выполненных единым физиологическим механизмом. Регистровое строение мужского и женского голосов разное.

Мужской голос имеет два основных регистра (грудной и фальцетный) и один переход. Женский голос имеет три регистра (грудной, центр и головной) и соответственно два перехода. 

 

Регистры мужского голоса. Как известно, голос ниже переходных нот звучит мощно. Это красивый, полный, певческий тембр, голос гибко поддается нюан­сировке и по субъективному ощущению певца "отзвучивает" у него в груди. От этого "грудного отзвучивания" и произошло название описываемого регистра — грудной регистр. Если приложить руку к груди при пении в грудном регистре, то ощущается дрожа­ние грудной клетки. Таким образом, это название вполне соответ­ствует действительно наблюдаемому явлению. Переходные ноты, субъективно неудобные, обычно могут быть взяты и в грудном и в фальцетном регистрах.

 

Выше переходных нот начинается фальцетный регистр, который у необученного певца звучит весьма слабо, имеет специ­фический "продутый", "флажолетный" характер, беден по тембру и весьма ограничен по своим динамическим возможностям. Само слово "фальцет" означает "ложный голос". Русский синоним его — фистула. Поскольку при фальцетном голосообразовании "отзвучи­вает" голова, такой регистр называют также "головным". Каждый мужчина на нотах, близких переходным, может воспроизвести грудное и фальцетное звучание голоса, т. е. произвольно изменить механизм работы голосового аппарата. При этом в гортани ясно ощущается различная работа голосовых складок в разных реги­страх.

 

Регистры суще­ствуют от природы, и, чтобы голос звучал ровно, надо принципи­ально по-иному его строить — делать «смешанным».

 

Надо сказать, что в певческой практике часто под словом "микст" понимается недостаточно качественный певческий звук, не полноценный певческий голос, а подобие опертого фальцета. Су­ществует выражение: "Он верхние ноты берет не голосом, а мик­стом". Под этим понимают неполноценное, облегченное звучание верхов, близкое фальцету. Действительно, микст имеет такой ха­рактер звучания, но может звучать и вполне насыщенно и оперто. Весь вопрос заключается в том, как смешан голос. Облегченное, звучание, с которым у многих людей связано представление о мик­сте, является лишь одним из видов, в котором преобладает фаль­цетный характер работы голосовых складок.

 

Микст — это не облегчен­ное формирование верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. При верном микстовом построении голос не имеет пе­реходных звуков (нечего менять, так как всегда присутствуют оба механизма работы голосовых складок) и естественно развивается в смысле диапазона. Для большинства певцов, имеющих резкий переход от грудного звучания к фальцетному, достижение ровного и полного диапазона представляет большую, если не сказать наибольшую, трудность в технической обработке голоса. Случаи естественно образующегося микстового звучания в практике встречаются редко.

 

На переходные ноты певцам следует обратить особое внимание, т.к. они наименее удобны при пении. Трудность переходных нот как раз и заключается в том, чтобы сделать переход от регистра к регистру как можно более сглаженным и незаметным. Ведь при пении переходных нот в первую очередь происходят изменения в работе резонаторов. Например, при переходе от среднего регистра к высокому певец начинает активнее использовать вместо грудного, головной резонатор.

В идеале регистры должны переходить один в другой гладко и ровно, чтобы переход между ними был как можно более незаметен. Это достигается попаданием звука в лицевую маску. Старайтесь ощутить, что звук вне зависимости от высоты направляется в одно и то же место. Это «скрывает» переход между регистрами, поэтому получающийся звук оказывается гладким и ровным; переходные ноты в исполнении опытного певца не несут никаких следов смены регистра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: