Основные принципы воспитания певцов

1. Единство художественного и технического развития (предполагает воспитание исполнительского мастерства должно идти параллельно и взаимосвязанно с развитием вокально-технических данных)

2. индивидуальный подход к ученика( применение различных методик. Каждый человек- неповторимая индивидуальность,поэтому не может быть единых приемов,подходящих всем)

3.принцип постепенности и последовательности в воспитании певца и его голоса. (необходимо осторожно и планомерно усложнять как вокально-технические задания,так и исполнительские требования. Принцип «от простого к сложному»)

 

Задачи первого периода занятий.

Знакомство с учеником.

Занятия начинаются с предворительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными ученика. Голосовые данные определяются по совокупности признаков: По тембру,тесситуре,диапозону,переходным нотам и примарному звучанию,так же музыкальность и уровень музыкальной подготовки,чувство стиля,эмоциональность.

Одной из первых задач при знакомстве является выяснение действительных возможностей и данных. Для выявления голосовых данных лучше всего преложить исполнить любимую или просто знакому песню(желательно в удобной для выявления естественного тембра и рабочего диапазона). Прежде всего олжна присутствовать непринужденная обстановка. Первое знакомство лучше вести в форме беседы. Надо,чтобы он рассказал о себе,о своей семье,об отношении к музыке. Это поможет понять уроввень общей культуры,особенности характера.

 Переходя к вокальным занятиям, надо создать наиболее благоприятную творческую обстановку. Для распевания надо давать привычные упражнения; не следует внешиваться в процесс звукообразования и звуковедения,даже если это расходится с вашими представлениями. Поначалу педагог должен занять позицию невмешательства и внимательно проанализировать особенности как техники звукообразования и звуковедения,так и музыкально-исполнительского дарования ученика. Если же с первых шагов делать делать замечания по технике или исполению,ученик будет выбит из привычных ощущений и не сумеет показать положительных качеств своего голоса. С чего надо начинать? С того недостатка, который в наибольшей степени мешает хорошему голосообразованию.

Уроки с начинающими.

В занятиях с начинающими,следует придерживаться некоторых общепризнанных правил,проверенных практикой.

 Уроки не должны привышать 20-25 минут с перерывами между упражнениями. Это объясняется не только тем,что не обладающий выносливостью голосовой аппарат быстро устает и не может точно выполнить предложенных ему вокально-технических задач,но и тем,что в пении мы имеем дело со сложной координацией многочисленных органов,что требует больщого напряжения внимния.

 Самостоятельные занятия следует категорически запретить на достаточно долгое время,пока у педагога не появится уверенность,что без его контроля ученик будет петь,сохраняя выработанные навыки. Начинать работу нужно с центрального участка диапозона,отталкиваясь от наиболее удачных звуков. Предельных верхних и нижних звуков следует избегать. Развитие голоса стоит надо начинать с таких упражнений,которые не захватывают переходных нот: у мужчин-в грудном регистре,у женщин- на центре.

 Существвеннфм моментом является правильно найденная сила звука,с которой надо начинать работу. Громкое пение-приводит к привычке форсировать. Тихое пение-к бездыханному пению. Как сказал Глинка, начинать петь надо ни на Forte,ни на piano, а «вольно»- так,как естественно присуще данному голосу.

Упржнения для начинающих должны быть несложными,чтобы внимание ученика сосреоточилось на технике голосообразовния. Следует требовать точности атаки и чистоты интонации.

Фониаторное обследование.

Фониатр — дает оценку голосовому аппарату и его состоянию в данный момент. Посещение фониатора — одно из первых совместных мероприятий. Вся педгогическая направленногсть меняется в том случае,если фониатор сигнализирует о слабости, легкой ранимости или наличии заболеваний в голосовом аппарате. Если же педагог знает о заболевании,то он,посоветовавшись с фониатором, строит свои занятия с учетом этих нарушений,подбирает такие приемы,упражнения,такое звучание,которое может привести к излечению. Кроме того,посещение врача позволяет оценить общее кчество голосового аппарата,особенности его анатомической структуры и функции.

Классификция голосов.

Мужские голоса.

Различют 2 регистра-грудной и головной.

ТЕНОР-высокий мужской голос. По характеру звучания разделяют на лирические и драмотические. Наиболее полно звучит первая октава,наверх идет легко. Рабочий диапозон: соль(м)- соль,ля(1). Нижняя половина малой октавы звучит слабо.

 БАРИТОН-довольно подвижный голос. По характеру звучания различют лирические и драмотические. Рабочий диапозон до(м)-ре(1). Наибольшая сила проявляется в верхней половине диапозона.

БАС-имеет широкий диапозон нижних нот. На верх идет с трудом. Верхняя половина малой октавы звучит некрасиво.наиболее полно звучит нижняя половина диапозона.

Женские голоса.

Различают 3 регистра — грудной,головной,микстовый.

СОПРАНО-высокие голоса по характеру звучат звучания бывают лирические,драмотические,лирико-друмотические. Ноты грудоного регистра звучат слабо и бедно по тембру.

МЕЦЦО-СОПРАНО-низкие женские голоса. В этих голосах,помимо общего более густого звучания,ноты ниже ре(1)-до(1) имеют значительное грудное резанирование.

 

Одним из условий правильного формирования и развития голоса является верная диагностика его типа. Нужно правильно выябить тембр,диапозон.

.Чтобы правильно классифицировать голоса-смотрим на переходные нота.

Тенор: ми — фа - фа-диез — соль первой октавы.

Баритон: ре - ми-белоль — ми первой октавы.

Бас: ля - си-бемоль — си малой — до — до-диез первой октавы.

Сопрано: ми — фа — фа-диез первой октавы.

Меццо-сопрано: до — ре — ре-диез первой октавы. У женщин есть еще один переход от микста к голове.

 Тесситура(понятие относится к тому участку диапозона,где голос чаще всего должен находится при пении произведения)- важный показатель в выявлении типа голоса,определяющий возможности данного певца в исполнении тех или иных партий,произведений.

 Среди признаков, помогающих определить тип голоса,есть анатомо-физиологичские. К рзным типм голосов соответствует различная длина голосовых складок. Чем выше голос, тем короче и тольше голосовые складки.

 

Установка корпуса и головы в пении.

положение корпуса в пении следует рассматривать с 2 сторон- с эстетической и с точки зрения влияния позы на голосообразование. Певец должен привыкнуть к естественной, непринужденной,красивой позе, исключающей всякие зажимы.

положение головы-напряженное положение головы,опущенная или высоко поднятая голова не могут быть ничем оправданы. высоко поднятая голова всегда ведет к к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань,слишком низко наклоненная голова через артикуляционные движения нижней челюсти также мешает свободному звукообразованию,т.к влияет на положение гортани.

Лицевая мускулатура-не должно быть гримас. Свободное лицо,свободный рот,мягкий подбородок -необходиные условия голосообразования.

Развитие голоса ученика.

упражнения во видам вокализации.

упражнения-это основной способ приобретения навыков.

существует несколько видов вокализации, из них наиболее употребляемые: связная(легато) и отрывистая(стаккото).

связное пение бывает не только при вокализации,оно может быть и манерой исполнения произведения. в этом случае уже говорят о кантилене. Кантилена,т.е непрерывно льющийся звук,составляет основу пения. образуется только тогда,когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего. Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены. упражления на легато хороошо развивают певческое дыхание.

петь отрывисто, отделяя каждый звук,атакуя каждую ноту заново смыкнием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь стаккато. оно хорошо полезно при сиплом звуке,вялом тонусе голосовых складок. пение фразы на стаккато должно прохоить как бы на одном дыхании.

беглость - умение петь в быстром движении,колоратурная техника - необходимое качество профессионального певческого голоса - применяется часто в вокальных произведениях для передачи веселья,радости и тд. Основной принцип освоения быстрого движения- постепенность в усложнении вокальных заданий, как в смысле фактуры упражнений, так и в отношении темпа исполнения. в работе над упражнениями в быстром движении всегда следует внимательно следить за интонационной точностью,четкостью атаки и выпеванием всех нот.

трель - понимается быстрое чередование двух звуков в интервале малой или больщой секунды. трель вырабатывает свободу и гибкость гортани,делает ее упругой, эластичной. на трели хорошо тренируется певческое дыхание.

филировка звука - умение плавно менять динамику, оставляя при этом неизменным его вокальные качества.

вокализы-цель вокализов заключается в выработке тех или иных технических качеств. Поются на один гласный звук или с названиями нот.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: