Принципы пожалования икта

Что касается икта ат-тамлик1, то земля, пожалованная на правах икта, делится на три категории: мертвую землю, обработанную землю и землю с полезными ископаемыми.

Что касается мертвой земли2, то она двух видов. Первый вид – земля, которая не переставала быть мертвой с давних времен, не подвергалась обработке и на которую не была установлена собственность. Это та земля, которую султан может пожаловать тому, кто ее оживит и обработает. По мнению Абу-Ханифы, пожалование ее в икта – условие дозволенности ее оживления, так как Абу-Ханифа не разре­шает оживить мертвую землю без дозволения имама. По мнению аш-Шафии, пожалование ее на правах икта дает получателю преимущественное право на ее оживление по сравнению с другими, но это пожалование не обусловливает дозволенности ее оживления, ибо оживлять мертвую землю дозволяется без разрешения имама.

Согласно обоим мнениям, тот, кто получает мертвую землю на правах икта, посредством оживления приобретает преимущественное право по сравнению с другими.

Посланник аллаха – да благословит его аллах, да привет­ствует – пожаловал Зубайру ибн-Авваму3 земли из мертвой земли ан-Наки столько, сколько тот покрыл бы галопом своего коня. Зубайр припустил своего коня, а потом, желая увеличить получаемую землю, перебросил свой кнут через коня, и посланник аллаха – да благословит его аллах, да приветствует – сказал: «Дайте ему землю до места падения его кнута».

Второй вид – земля, которая была обработана, а потом пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной.

Такая земля двух видов. Первый вид – земля, которая существовала при джахилии4 подобно землям адтш самуд5. Этот вид походит на землю, которая не была обработана, и ее пожалование на правах икта дозволено. Посланник аллаха – да благословит его аллах, да приветствует – сказал: «Земля ади принадлежит аллаху, его посланнику, а потом от меня – вам», подразумевая землю ади.

Второй вид – земля, которая была приобретена во время ислама и на которую распространялась собственность му­сульман, а потом она пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной. О правилах ее оживления у законоведов три различных мнения.

По мнению аш-Шафии, на эту землю посредством ожив­ления нельзя установить собственность, независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Малик говорит, что посредством оживления на нее можно установить собствен­ность, независимо от того, известны или не известны ее вла­дельцы. Абу-Ханифа говорит, что если владельцы этой земли известны, то на нее посредством оживления собствен­ность не устанавливается, но если они не известны, то на нее посредством оживления собственность устанавливается. Со­гласно его мнению, посредством оживления не дозволено установить собственность на мертвую землю без пожалова­ния ее на правах икта. Если ее владельцы известны, тогда не дозволено пожаловать мертвую землю на правах икта, ибо ее владельцы имеют преимущественное право на ее продажу и оживление; но если они не известны, то пожалование ее на правах икта дозволено и это пожалование – условие закон­ности ее оживления.

Когда мертвая земля по комментированному нами спо­собу становится икта, лицо, которому имам пожалует ее и в силу этого приобрело на эту землю преимущественное право по сравнению с другими, не может установить собственность на эту землю, пока ее не оживит. Если это лицо приступает к оживлению полученной земли, то по окончании ее оживле­ния становится собственником. Если же получивший мертвую землю на правах икта не приступает к ее оживлению, то он имеет преимущественное право на эту землю только в каче­стве ее владельца, но не собственника. Будут рассмотрены причины, из-за которых он не приступил к ее оживлению; и если они будут явно уважительными, то нельзя оспаривать у него эту землю, и он сохраняет ее в своем владении, пока существуют эти причины.

Но если причины будут неуважительными, то, по мнению Абу-Ханифы, нельзя оспаривать у него эту землю до истече­ния трех лет. Если владелец оживит ее в течение этого вре­мени, то хорошо, а если нет, то упраздняется статут икта на том основании, что Умар назначил срок пожалования три года.

По мнению аш-Шафии, установление срока не обязатель­но. Во внимание принимается возможность этого лица ожи­вить мертвую землю, и когда наступит время, в течение

которого земля должна быть оживлена, то ему будет сказано: или ты оживи ее, и она будет утверждена в твоей собствен­ности, или откажись от нее с тем, чтобы она вернулась в по­ложение, в котором она находилась до ее пожалования. Что касается срока, назначенного Умаром, – да будет доволен им аллах, то он, возможно, был вызван частным обстоятель­ством, или же его мнение было признано годным во всех случаях.

Если какой-либо узурпатор присвоит пожалованную мерт­вую землю и оживит ее, то по этому поводу законоведы вы­сказывают три различных мнения.

По мнению аш-Шафии, тот, кто оживит такую землю, приобретает преимущественное право над лицом, получив­шим ее на правах икта.

Абу-Ханифа говорит, что при оживлении такой земли до истечения трех лет, она остается в собственности того, кому она была пожалована, а после истечения трех лет она стано­вится собственностью того, кто ее оживил.

Малик говорит, что если эту землю оживили, зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда земля остается в собственности того, кому она была пожалована, но если ее оживили, не зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда тот, кому она была пожалована, может выбирать: или оплатить расходы по оживлению тому, кто мертвую землю оживил, или оставить [ее] у него и пере­дать ему же остальную часть мертвой земли.

Что касается обработанной земли, то она двух категорий. Первая – земля, собственник которой признан и на которую у султана нет никаких прав, за исключением обязательств, налагаемых на эту землю казной, когда она находится на территории ислама6,независимо от того, будет ли она при­надлежать муслимам или зиммьям; но если земля находится на территории войны7, которую мусульмане еще не захва­тили, и имам пожелает пожаловать ее на правах икта с тем, чтобы тот, кому она будет пожалована, вступил в собствен­ность при ее завоевании, то это дозволено. Тамим ад-Дари просил посланника аллаха – да благословит его аллах, да приветствует, – чтобы тот пожаловал ему Уйун ал-Балад, который находился в Сирии, до ее завоевания, и он так и сделал.

Таким образом, если кто-либо просит у имама в дар иму­щество на территории войны и оно еще в собственности ее населения или кто-либо просит пленных и подростков с этой территории, с тем чтобы при ее завоевании он имел преиму­щественное право на них, то это дозволено. Дарение разре­шено и тогда, когда еще не известно, осуществимо ли оно, ибо оно зависит от общего положения8. Аш-Шаби рассказал, что Харим ибн-Аус ибн Харис ат-Таи сказал пророку – да благословит его аллах, да приветствует: «Если аллах доста­вит тебе победу над Хирой9, то дай мне Бинт Нафилу»10. Когда Халид11 хотел заключить договор с жителями Хиры, Харим заявил ему: «Посланник аллаха – да благословит его аллах, да приветствует – назначил мне Бинт Нафилу, и не включай ее в договор». Башир ибн-Сад и Мухаммад ибн-Маслама засвидетельствовали это, и Халид исключил ее из договора и передал Хариму, который продал ее за тысячу дирхемов. Со времен договоренности Харима она изменилась и состарилась. Хариму сказали: «Горе тебе, ты ее удешевил, а если ты запросил, то родственники ее дали бы тебе в два раза больше». Тот ответил: «Я не думал, что существовало число большее, чем тысяча».

Когда икта ат-тамлик соответствует этой категории, то необходимо рассматривать условия завоевания. Если завое­вание имело место на основе договора, то земля освобо­ждается для лица, получившего ее на правах икта, и она подлежит изъятию из условий договора в силу предшествую­щего пожалования этой земли на правах икта. Но если за­воевание осуществлено посредством оружия, то лицо, полу­чившее землю на правах икта и дара, приобретает преимуще­ственное право на пожалованную и подаренную землю над теми, кто ее взял в качестве добычи. Дело последних будет рассмотрено, и если они знали о пожаловании и дарении этой земли до ее завоевания, то они не имеют права требо­вать возмещения за пожалованную и подаренную землю. Но если они не знали об этом до завоевания, то имам дает им в возмещение то, что их удовлетворит, таким же образом, как имам дает им компенсацию из добычи за какое-нибудь дру­гое дело. Абу-Ханифа говорит, что не обязательно дать им компенсацию из добычи как за пожалованную и подаренную землю, так и за какое-нибудь другое дело.

Вторая – земля, владелец которой не признан и на кото­рую никто не может предъявить права. Эта категория де­лится на три вида.

1 Икта ат-тамлик – -пожалование земли на правах собственности. Ал-Маварди знает и другой вид пожалования: икта ал-истиглал – пожа­лование дохода с земли.

2 Согласно мусульманским законоведам, мертвыми считались все земли, которые не находились во владении или в собственности кого-либо и не обрабатывались.

3 Зубайр – один из близких сподвижников Мухаммеда, участник за­воевания Египта, был убит в «сражении верблюда».

4 До возникновения ислама и государства.

5 Названия древних племен, употребляемые в значении древнего про­исхождения. Ал-Маварди имеет в виду земли, которые были в собствен­ности племен или отдельных лиц до возникновения ислама, запустевшие по разным причинам, в том числе по причинам переселения племен.

6 Дар ал-ислам, согласно ал-Маварди, – территории, подчиненные му­сульманской юрисдикции.

7 Дар ал-харб противопоставляется дар ал-исламу. Согласно ал-Ма­варди, дар ал-харб – территории, не подчиненные мусульманской юрисдик­ции и могущие стать объектом завоеваний.

8 Когда успех военных мероприятий еще не определился.

9 Хира – столица Лахмидского царства арабов, существовавшего до арабского завоевания на территории современного Южного Ирака.

10 Бинт Нафила – имя девушки.

11 Халид ибн ал-Валид – знаменитый полководец, Хиру завоевал при халифе Абу Бакре.

 

Первый вид – земля, которая в завоеванных странах была взята имамом в пользу казны или по праву хумса1, так как она принадлежала людям хумса, или по праву конфискации для удовлетворения тех, кто взял ее в добычу. Умар ибн-ал-Хаттаб2 – да будет доволен им аллах – конфисковал на тер­ритории Савада земли Хосроя, земли членов его дома и земли, собственники которых или бежали или погибли в сра­жении3. Общая сумма дохода с этих земель составляла 9000000 дирхемов. Он расходовал ее в интересах мусульман и никому не жаловал из этих земель икта. Потом Усман4 – да будет доволен им аллах – начал жаловать из них икта, так как считал, что пожалование их на правах икта дает больше доходов, чем их оставление необработанными. Эти пожалования земли на правах икта он обусловливал плате­жом по праву фая5.

Эти его пожалования были икта иджара6, а не икта ат-тамлик. Доход с этих земель увеличился до того, что до­стиг, как говорят, 50000000 дирхемов. Из этого дохода вы­давал он награды и дары, а после халифы передавали его друг другу. Во время ал-Джамаджима в 82 г., когда вос­стал ибн ал-Ашас, сгорел Диван и каждый забрал ту часть этой земли, которая примыкала к его владению7.

Это тот вид обработанной земли, субстанцию которой не дозволено пожаловать на правах икта, ибо посредством кон­фискации она стала принадлежать казне как собственность всех мусульман и на субстанцию этого вида земли распро­страняется статус постоянного вакфа.

Второй – земли хараджа, субстанции которых не дозво­лено пожаловать в собственность. Этот вид делится на два подвида.

Первый подвид – земли, субстанции которых – вакф, а ее харадж – арендная плата. Передача в собственность вакфа посредством пожалования, а также посредством продажи и дарения незаконна8.

Второй подвид – земля, субстанция которой частная соб­ственность, а ее харадж – джизья9.

Незаконно пожаловать в икта землю, которая находится в частной собственности и собственники которой признаны. Что касается пожалования ее в харадж, то об этом мы упо­мянем после, в икта ал-истиглал.

Третий подвид – земля, владельцы которой умерли и на которую не имеют права наследники умершего.

1 По установленным еще при Мухаммаде правилам 4/5 добычи, взятой арабскими войсками, делили между собой воины, a Vs – хумс – шла в рас­поряжение главы государства, который раздавал ее определенным лицам.

2 Умар ибн-ал-Хаттаб – второй халиф (634 – 644), при котором были завоеваны Ирак, Сирия, Египет и большая часть собственно Ирана.

3 Всего в руки государства перешло 10 категорий земель, а основная масса земли Савада была оставлена прежним владельцам.

4 Усман – третий халиф (644 – 656); при его правлении раздача на правах икта из фонда конфискованных земель приняла особенно^ широкие размеры, хотя, по утверждению исторических источников, к такой практи­ке частично прибегал и халиф Умар.

5 Фай – добыча. Часть законоведов считает, что это доход с земель, завоеванных арабскими войсками, присваиваемый государством в «пользу всех мусульман», а другая часть – сторонники развитой концепции госу­дарственной собственности на землю – считает, что фай – это земли, за­воеванные арабскими войсками. Прежним владельцам государство усту­пило право пользования, а собственность на сами земли принадлежит го­сударству, «мусульманской общине».

6 Иджара – аренда. Таким образом, ал-Маварди признает за владель­цами этих земель не право собственников, а право арендаторов, имевших право пользования. Тем самым этот вид земли выпадает из рубрики икта ат-тамлик, но концепция ал-Маварди не увязывается с исторической дей­ствительностью, в частности с приведенным им самим фактом захвата этого вида земли частными лицами после сожжения Дивана во время вос­стания Ибн ал-Ашаса.

7 Ал-Маварди имеет в виду восстание Абд ар-Рахман ибн-Мухамма-да ибн ал-Ашаса, наместника Седжестана, в 700 г. против Халифа Абд ал-Малика и его наместника Хаджжаджа. В восстании приняло участие наряду с арабскими войсками, которыми командовал Абд ар-Рахман.

8 В эту категорию входил первый подвид второго вида четвертой ка­тегории земли по приведенной нами классификации ал-Маварди. Вопреки утверждению ал-Маварди владельцы хараджных земель, обремененные тя­желыми налогами, продавали или дарили свои земли арабским феодалам, платившим по сравнению с ними незначительный поземельный налог – десятую часть урожая. Халиф Умар II признал законность всех сделок, имевших место до 100 г. (718/19).

9 В эту категорию входил второй подвид второго вида четвертой кате­гории земли по приведенной нами классификации ал-Маварди.

 

Maverdii, Constitutiones Politicae ex regensione M. Engerin, Bonnae, 1853, стр. 254-259, 330 – 336. (На арабск. яз.)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: