Год 527-й (12.ХІІ.1132 – 31.Х.1133)
В мухарраме (12.ХІ – 12.ХІІ 1132 г.) этого года со стороны франков1дошли известия о том, что среди них поднялся спор, хотя это и было не в их привычке, и произошла схватка, в которой легло множество из них. В этом же году отряды туркменов столкнулись с всадниками во главе с владетелем Зарадна. Они одержали победу над ним, убили его и тех, кто был с ним, овладели их конями и скотом. Говорят также, что Ибн ад-Данишманд одержал победу над многочисленным отрядом, который вышел из Константинополя. Ибн ад-Данишманд напал на него и уничтожил тех, кто был в этом отряде из румов и прочих...
Шамс ал-Мулук2 расположился лагерем у Банийаса3 в воскресенье в начале месяца сафара (11.XII. 1132 г.). Он двинулся со своими войсками на город, в котором было множество конных и пеших.
От внезапности появления войск Шамс ал-Мулука жители города пришли в ужас, сникли и пали духом. Он приблизился к их стене с отрядами хорасанцев, вооруженных сводчатыми щитами, и подкопщиков. Он сошел с коня, и за ним спешились все тюрки. Они засыпали стрелами тех, кто был на стене. Эти последние спрятались, и не остался из них ни один, который из-за множества стрел высунул бы голову. Шамс ал-Мулук приставил щит к тому месту городской стены, которое он считал тонким, и долбил ее до тех пор, пока не сделал проход. Тогда войска бросились через проход и наводнили город. Франки, которые были в городе, отступили в цитадель и бастионы, где они укрепились и защищались от нападения.
Шамс ал-Мулук овладел городом. Он открыл его ворота и умертвил или взял в плен всех франков, попавших в его руки. Когда осажденные в крепости и бастионах увидели, что после взятия города они оставлены без поддержки и помощи, то попросили пощады. Просьба их была удовлетворена, они сдались и были взяты в плен. Шамс ал-Мулук, разграбив город, оставил там гарнизон храбрецов, обязанных охранять и защищать его. Сам вышел из города во главе войск, уводя пленных с женами и детьми, прежнего правителя города, увозя множество военного снаряжения и головы убитых врагов, и прибыл в Дамаск в четверг 6-го сафара этого года (пятница, 16.XII. 1132 г.).
Жители Дамаска вышли из города для встречи с ним и лицезрения пленных, перевязанных веревками, и голов на тростниковых шестах, а их было великое множество. Жители города увидели все, и это зрелище вселило прохладу в их глаза, радость в их сердца и крепость в их чресла. Они пришли в восторг и воздали многократно благодарность аллаху всевышнему за то, что он удостоил их явной помощи и великой победы. Весть об этой победе распространилась среди франков, и она навела страх на них. Они пришли в ужас от того, что подобное могло еще случиться, сердца их были полны страха и опасения. Они сильно были удивлены от того, что взятие Банийаса, несмотря на его неприступность и многочисленность гарнизона, было осуществлено так легко и за такой короткий срок. Они горевали также о тех всадниках, рыцарях и пеших, которые были убиты в этом сражении...
В месяце сафаре этого года (12.XII. 1132 – 10.1. 1133) владетель Иерусалима, король франков4во главе конницы направился к границам провинции Алеппо и прибыл к местности, называемой Наварой. Против него выступил эмир Саввар, ‘наместник Алеппо во главе алеппского войска и тех, кто присоединился к нему из туркменов. Они встретились и сражались несколько дней, а потом преследовали друг друга, пока не достигли земли Киннесрина5.
Франки бросились на них и обратили в бегство. Они убили в этом сражении около 100 мусульман из всадников, среди которых было много славных и известных начальников, но из франков было убито еще больше. Отступающие войска достигли Алеппо, а франки дошли сначала до Киннесрина, а потом до ал-Мукавама и Накира ал-Ахарина. Из Алеппо эмир Саввар вторично отправился в поход против них во главе остатков своего войска и тюрков. Они наткнулись на отряд франков, напали на него, обратили в бегство и убили около 100 всадников. Разбитые франки отступили в свою страну, а мусульмане возвратились в Алеппо с головами убитых франков и трофеями. Таким образом, печаль прежнего поражения прошла благодаря легкости этой милости.
Король франков прибыл в Антиохию6, а до Саввара дошла весть о выступлении конницы из ар-Рухи7. Эмир Саввар и Хассан ал-Ба’лбакки выступили в поход, напали на эту конницу, и кто из нее попал в их руки живыми, был взят в плен, а остальных до последнего человека истребили в северной части страны. Они вернулись в Алеппо победителями, с пленными и головами убитых франков.
1 Франками арабы называли всех европейцев.
2 Шамс ал-Мулук Исмаил – владетель Дамаска (1132 – 1135). Управлял Дамаском после смерти своего отца Тадж ал-Мулука, сына Тугтегина. Этот последний был опекуном и военачальником Дукака, правившего Дамаскским султанатом, подчиненным власти сельджукских султанов. Тугтегин, захватив власть, в 1104 г. основал дамаскскую династию Буридов, правивших до перехода Дамаска в руки Hyp ад-Дина, сына атабека Мосула Имед ад-Дина Зенги.
3 Банийас – город в Сирии.
4 Очевидно, Фулько V, король Иерусалима (1131 – 1142), преемник Балдуина II (1118 – 1131). Иерусалим после первого крестового похода стал столичным городом Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. В состав этого королевства входили также три вассальных государства: Антиохийское княжество, графства Триполи и Эдессы. До крестовых походов был центром султаната, подчиненного власти Сельджу-кидов.
5 Киннесрин – один из городов Сирии, между Хама и Алеппо.
6 Антиохия – столица Селевкидов, основана в 300 г. до н. э. В 638 г. ее завоевали арабы, а в /1098 г. – крестоносцы. При крестоносцах Антиохия была столичным городом Антиохийского княжества, входившего в состав Иерусалимского королевства.
7 Ар-Руха (Эдесса) – древний город Мессопотамии. В 639 г. завоеван арабами, а в 1098 г. – крестоносцами, при которых стал главным городом Эдесского графства, входившего в состав Иерусалимского царства. В 1144 г. завоеван войсками Имад ад-Дина Зенги, эмира Мосула.
Год 528-й (LXI.1133-2LX.1134)
В последних числах месяца раби’а 1 (конец января) этого года Шамс ал-Мулук Исмаил ибн Тадж ал-Мулук отправился на охоту в окрестность Сайданайа и Асала1. Во вторник 9-го раби’а II (6. II. 1134 г.), когда он удалился от своих гуламов и личного отряда, на него напал один из мамлуков его деда Захир ад-Дина Атабека.Мамлук этот был из тюрков, звали его Илбой. Найдя Шамс ал-Мулука в уединении и улучив момент, он ударил его мечом, размахнувшись со страшной силой, желая отсечь голову. Но аллах великий определил безопасность Шамс ал-Мулука: меч выпал из рук мамлука, не достигнув цели. Тогда мамлук тотчас соскочил на землю и ударил вторично, но удар пришелся по шее коня, конь был убит. Шамс ал-Мулук оказался между мамлуком и убитым конем, пока множество гуламов не подоспели и не собрались вокруг него, а мамлук не обратился в бегство. Шамс ал-Мулук послал вслед за ним всадников преследовать, разыскивать и схватить его, а сам вернулся в город. При распространении вести об этом нападении люди заволновались, но успокоились, когда увидели Шамс ал-Мулука невредимым.
Те, кто был послан из конных и гуламов, усердствовали в розысках мамлука по горам, по большим дорогам, по тропинкам, пока они его настигли. Но он ранил многих прежде, чем они его взяли. Когда мамлука доставили к Шамс ал-Мулуку, последний спросил его: «Что побудило тебя к этому делу?» Тот ответил: «Я сделал это лишь для того, чтобы приобрести милость аллаха всевышнего посредством твоего умерщвления и избавить народ от тебя, так как ты притесняешь слабых из народа, ремесленников, феллахов, работников и поступаешь несправедливо как с войсками, так и с подданными». Он упомянул также несколько гуламов, непричастных к этому делу, впутывая их на том основании, что они были согласны с ним. Шамс ал-Мулук арестовал их всех, присоединил их к нему и предал всех смерти беспощадно и немедленно.
Народ осуждал Шамс ал-Мулука за убийство гуламов на основании слов этого злодея без предъявления явного доказательства и явных улик. Но убийство тех, кого он предал смерти несправедливо, не удовлетворило Шамс ал-Мулука, и он обвинил даже своего старшего брата Савинджа ибн-Тадж ал-Мулука и умертвил его наиболее отвратительным образом – голодной смертью. Он умножил такие мерзкие и несправедливые деяния, не зная границ...
1 Местности недалеко от Дамаска.
«History of Damascus» 353-555 a. h. by Iba al. Qalänisi, ed. by H.F: Amedroz Seiden, 1908, с.236-243. (На арабск. яз.)