Закон султана Мехмеда II (1488 г.)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О прелюбодеянии и прочих обстоятельствах

Если мужчина совершит прелюбодеяние [и это] будет до­казано на суде, а совершивший прелюбодеяние окажется же­натым и к тому же состоятельным, так, что достояние его до­стигает 1000 акче и более, то пусть будет взят с него штраф [в размере] 300 акче; если же он среднего достатка, т. е. обла­дает достоянием в 600 акче, то пусть возьмут с него 200 акче штрафа, если его достаток достигает менее указанной суммы, то пусть будет взят штраф в 100 акче; если же он еще бед­нее – 50 акче; если он и того беднее, совершенный бедняк, пусть будет взят штраф в 40 акче.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ О драке, взаимных оскорблениях и убийстве

Если два человека, сцепившись друг с другом, порвут один другому воротники, то судья пусть накажет их, штрафа нет; если один у другого вырвал бороду или волосы и судья установит это, то, если виновный богат, взимется штраф 20 акче, а если беден – 10 акче. Если будет рассечена до крови голова, – взыскать штраф в размере 30 акче. Если выйдет наружу кость и потребуется помощь лекаря, то с виновного, если он богат и обладает имуществом в 1000 акче и более, должно взыскать 100 акче штрафа, а если его иму­щество достигает 200 акче, взыскать 50 акче, если же он бед­няк – штраф 30 акче.

Если кто-либо убьет человека и ему не отомстят за это, должен он уплатить штраф за кровь, если он богат и его состояние достигает 1000 акче – 400 акче, если его состоя­ние достигает 600 акче – 200 акче, если же менее того – 100 акче, а если он беден, то пусть платит 50 акче.

Если кто-либо ударит кого-нибудь стрелой или ножом, а тот, будучи пожилым, упадет на пол, то, если человек, на­несший ранение, богат и его состояние достигает 1000 акче и более, штраф с него 200 акче, если он среднего достатка – 100 акче, если же он беден, пусть возьмут с него штраф в 50 акче.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ О питье вина, воровстве и клевете

Если кто-либо выпьет вина, будь то селянин или горожа-. нин, должен кадий наказать его палками и за каждые два палочных удара взыскать 1 акче штрафа.

Если кто украдет гуся или утку, то должен кадий нака­зать его палками и за каждые два палочных удара взыскать 1 акче штрафа.

Если кто украдет барана или улей, то взыскать с него 15 акче штрафа.

Если кто украдет быка, то руки у него пусть не отрубают, а если он богат и состояние его достигает 1000 акче, то взы­скать штраф в 100 акче, если он среднего достатка – в 50 акче, если он беден, то пусть возьмут штраф в 40 или 30 акче.

Если кто украдет лошадь, то пусть отрубят ему руку, а если этого не сделают, взыскать штраф в 200 акче.

Если кто украдет хлебные злаки или деньги, то, если он богат, следует взыскать с него штраф в 40 акче, если он сред­него достатка – штраф 20 акче, а если он беден, пусть возь­мут 10 акче штрафа.

Если сын украдет что-либо у своего отца, или отец у сына, или брат у брата, или муж у жены, или жена у мужа, то судья пусть накажет виновного палками, и за каждый удар взыскать 1 акче штрафа.

Если один у другого выбьет глаз или зуб и ему не отом­стят за это, то, если он богат, взыскать с него штраф в 200 акче, если среднего достатка – 100 акче, если менее за­житочен – 50 – 40 акче, а если беден, пусть возьмут с него 30 акче штрафа.

Если подерутся маленькие дети, штрафа нет.

Тапу1 за землю, на которой стоит дом, взимается: самое-большое – 50 акче, среднее – 40 или 30 акче, а если [пла­тельщик] беден, брать 20 или 10 акче.

Налог за брачную ночь взимается самый высший в 60 акче, средний – в 40 – 30 акче и при бедности – в 20 – 10 акче.

Если сювари силой прогонит своего райята с его земли, то в случае возвращения того обратно, тапу с него не брать. Если же он, [райят], уйдет самовольно или в течение года оставит свой участок необработанным, то волен сювари по­ступать по своему усмотрению. Дом и поле самовольно ушедшего райята принадлежат сювари, а если его прогнал сю-вари, то дом и поле принадлежат райяту.

Если кто-либо украдет из вороха зерно, то пусть взыщут с него украденное в пользу его владельца земли.

Сювари пусть не занимает земли более, чем его чифтлик. Землю райята пусть отдает райяту. Без падишахского позво­ления [сювари] не должен занимать землю сверх чифтлика из земель крестьян или оставленных необработанными. А если он занял землю райята, то пусть платит положенные подати в пользу бедных.

Если кто-либо найдет безнадзорных быка, кобылу или овцу и не попросит прокричать об этом, то, если он богатый, взыскать с него 30 акче штрафа, если он среднего достатка – 20 акче, а если он беден – 10 акче. Если же прокричат и вла­делец [животного] не обнаружится, то передать [животное] судье на хранение. Если же после объявления о находке [владелец животного] обнаружится, штрафа нет. Каков священный закон, так пусть и будет.

1 Тапу – плата владельцу земли за получение крестьянином надела.

 



І. Страны Западного Судана

...А страны черных обширны, хотя безводны и очень бедны. В горах имеются все фрукты, которые есть в стра­нах ислама. Только они (жители) не едят их. Кроме этих фруктов у них есть плоды и растения, неизвестные в странах ислама, которыми они питаются.

Из этих стран в государствах ислама продают черных слуг. Они не являются ни нубийцами, ни зинджами, ни абис­синцами и не беджа1. Они представляют собой отдельный народ чернее всех и более веселый. В областях Судана (абиссинцев, нубийцев, беджа и других) нет, говорят, более обширных областей, чем области, занимаемые этими черными.

...А Завила2 – город перед страной черных. Большинство черных слуг попадает в Завилу...

1 Беджа – кочевые племена в Нубии.

2 Завила – город и область в южной части ливийской территории – Феццане.

[M. L de Goeje], Viae Regnorum, Descriptio ditionis moslemicae auctore Abu Ishäk al-Istakhri, Lugdunum Batavorum, 1927, p. 40, 44, 45.

Сенегал

Силла расположен на северном берегу Нила1. Это людный город и место стечения черных, которые ведут там зна­чительную торговлю. Он составляет часть владений султана Такрура2, могущественного правителя, который владеет ра­бами и войсками и известен твердостью, суровостью и спра­ведливостью своего характера. Его страна безопасна и спо­койна; его резиденция и столица – г. Такрур3, расположен­ный на юг от Нила, в двух днях пути от Силлы по земле или по реке.

Город Такрур больше Силлы и более торговый. Жители Западного Магриба привозят туда шерсть, медь, бусы и вы­возят оттуда золото и рабов. Жители Силлы и Такрура пи­таются дуррой4, рыбой и молочными продуктами; их стада состоят обычно из верблюдов и овец...

Оружие, которым пользуются народы, – луки и стрелы. Они пользуются также палицами, которые с большим искус­ством и умом изготовляют из эбенового дерева. Их дома

Достроены из глины; большие и длинные деревянные части в них очень редки...

То, что мы только что сказали об их питании, одежде и украшениях, присуще большей части жителей Судана, страны крайне жаркой и сухой. Что касается земледелия, то те, кто живет в городах, выращивают лук, огурцы и арбузы, которые достигают там огромной величины. Они не имеют ни хлеба, ни других зерновых, кроме дурры, из которой делают также напиток. В остальном их пища состоит из рыбы и высушен­ного на солнце мяса верблюдов.

1 По ошибочным представлениям средневековых писателей р. Сене­гал, о которой идет речь, отождествлялась с р. Нилом.

2 Такрур – средневековое государство народа тукулеров, находив­шееся в нижнем течении р.Сенегала.

3 Такрур – столица одноименного государства. Находилась в районе современного г. Подора (Сенегал).

4 Дурра – один из видов сорго.

Al-Idrisi, Description de l’Afrique et de l’Espagne, Leyde, 1866, p.3-8.


3. Гана 1.

Гана состоит из двух городов, расположенных на двух берегах реки. Город Гана – самый значительный, самый на­селенный и самый торговый в стране черных. Туда приходят богатые купцы со всех соседних стран и стран Западного Магриба. Жители [Ганы] – мусульмане, а ее царь, как сооб­щают, происходит от Салиха, сына Абдаллаха, сына Хасана, сына Али, сына Абу-Талиба. Признавая высшую власть принца верующих из рода Абассидов, он заставляет упоми­нать в хутбе2 только свое собственное имя. Он владеет на берегу Нила прочным и хорошо укрепленным замком, внут­ренность которого украшена различными скульптурами и картинами, а окна застеклены. Этот замок построен в 510 г. хиджры (1116). Территория этого царя примыкает к стране Вангаре3, или стране золота.

Жители Ганы имеют на Ниле4 прочно построенные барки, которые они используют для рыбной ловли и для сообщения между обоими городами...

От г. Ганы до ближних земель Вангары насчитывают 8 дней. [Вангара] образует остров в 300 миль в длину и 150 миль в ширину, который всегда окружает Нил. В авгу­сте Нил выходит из берегов, остров затопляется, затем вода начинает спадать. Тогда негры со всего Судана приходят на этот остров искать золото... Когда река возвращается в свое русло [и вновь заливает остров], начинается торговля золотом; они перепродают его друг другу. Большая часть покупается жителями Варгалана и Западного Магриба, где это золото доставляется в монетные дворы, чеканится в динары и обме­нивается на товары при торговле. Так происходит каждый год. Это основная продукция страны черных: большие и ма­лые из этого извлекают средства существования. Имеются в стране Вангаре цветущие города и знаменитые крепости. Ее жители богаты; они в изобилии обладают золотом, и им доставляют лучшие товары из самых отдаленных частей земли...

Вся страна, о которой мы только что говорили, повинуется царю Ганы. Ему платят налоги, и он покровительствует жи­телям...

1 Гана – одно из древнейших африканских государств южнее Сахары. Основано в IV в. н. э. Столица Ганы находилась в районе среднего тече­ния Нигера, возле современной деревни Кумби Сале.

2 Хутба – пятничная мусульманская проповедь, в которой называлось имя правителя. Упоминание в хутбе было символом суверенности госу­дарства.

3 Вангара – территория к юго-западу от Ганы.

4 По представлению средневековых географов, р. Нигер считалась одним из рукавов Нила.

 

Al-Idrisi, Description de l’Afrique et de l’Espagne, Leyde, 1866, p.10-11.


4. Государства Гана и Мали 1.

...Когда после завоевания Северной Африки [мусульма­нами] несколько купцов проникли в западную часть страны черных, они не нашли у них более могущественного царя, чем царь Ганы. Его владения тянулись к западу до берегов Атлантического океана. Гана, столица этой сильной и много­численной страны, состояла из двух городов, отделенных Ни­лом, и образовывала один из наиболее крупных населенных городов мира... Сообщают, что с востока соседями Ганы были сусу и сёсё.

За ними идут последовательно мелли, каокао или кагу и текруры2.

Царство Гана дошло до крайнего ослабления к эпохе, когда носители литама3 начали становиться могуществен­ными. Этот народ жил непосредственно на севере от Ганы и распространил свое господство на черных, опустошил их тер­риторию и ограбил их владения. Литамы обложили [жителей Ганы] подушной податью, навязали им дань и принудили большую часть из них перейти в ислам. Власть суверенов Ганы была уничтожена, а их соседи, сусу, подчинили эту страну и увели жителей в рабство4.

Позже население Мелли (Мали) настолько увеличилось, что оно стало хозяином всей этой области и подчинило чер­ных соседних стран. Победив сусу, Мелле оккупировало все владения, которые составляли это древнее царство, и распро­странило свое господство на царство Гана на западе до Атлантического океана. Они исповедовали ислам, и, говорят, первым среди них, кто обратился в эту религию, был царь по имени Барамендана...5.

Наиболее могущественным из этих монархов был тот, кто подчинил сусу, занял их города и отнял у них суверенную власть. Его звали Мари-Джата6... Этот царь, генеалогию ко­торого мы не знаем, царствовал 25 лет... Его сын Манса-Ули7 наследовал ему [и] был одним из самых великих царей... От брата его и преемника Уати власть перешла к третьему брату – Халифе, который был слаб умом и занимался только стрельбой из лука. Так как он имел привычку метать стрелы в прохожих и убивать их с радостью в сердце, народ восстал против него и предал его смерти. Абу Бекр, сын дочери Мари-Джата, наследовал царство. Его избрали царем со­гласно принципу варварских народов, который ставит сестру [умершего монарха] или сына его сестры на [трон]. Мы не узнали происхождения этого принца по отцовской линии.

По его смерти вольноотпущенник царской семьи Сакура8 захватил власть. Шейх Осман нам сообщил, что на их языке это имя произносится Себкера. Узурпатор совершил хадж во – время царствования Эль-Малика ан-Насера и был убит з Таджуре9, когда находился на пути в свои владения. Царство Мелли приобрело большие размеры под управлением этого суверена, и соседние народы были покорены его армиями. Он захватил также г. Каокао10. Его владения простирались от Атлантического океана и Ганы на западе до страны Так-рур на востоке11. Царство Мелли стало тогда грозным для других народов и приобрело такую важность, что купцы Магриба и Ифрикийи приходили туда вести торговлю...

Большая часть покупается жителями Варгалана и Западного Магриба, где это золото доставляется в монетные дворы, чеканится в динары и обме­нивается на товары при торговле. Так происходит каждый год. Это основная продукция страны черных: большие и ма­лые из этого извлекают средства существования. Имеются в стране Вангаре цветущие города и знаменитые крепости. Ее жители богаты; они в изобилии обладают золотом, и им доставляют лучшие товары из самых отдаленных частей земли...

Вся страна, о которой мы только что говорили, повинуется царю Ганы. Ему платят налоги, и он покровительствует жи­телям...

1 Мелли (Мали) – государство Западного Судана, основанное наро­дом малинке. Первоначально было вассальным государством Ганы. С XIII в. становится одним из крупнейших государств Западного Судана, особенно после победоносного завершения войны с Coco во время правле­ния царя Сундиаты в 1235 г.

2 Мелли, каокао и текруры – народы малинке, сонгайцы и тукулеры.

3 Литам – кусок ткани для покрытия нижней части лица. Употреб­лялся берберскими племенами Сахары, особенно туарегами. В данном слу­чае имеются в виду племена группы санхаджа.

4 Завоевание Ганы царством Coco, или Каньяга, произошло в 1203 г., когда царь Coco Сумангуру оккупировал основные территории Ганы – области Аукар, Багану и Диагу.

5 Барамендана перешел в ислам в 1050 г.

6 Мари-Джата – царь Мали Сундиата (1230 – 1255).

7 Манса-Ули (Манса-Уле) – царь Мали (1255 – 1270).

8 Сакура совершил переворот в 1285 г. и стал царем Мали (1285 – а 300).

9 Таджура – район расселения племен данакиль в Сомали.

10 Каокао (Гао) – столица Сонгайского государства. Была захвачена полководцем малийского царя Канкана-Мусы Сагамандиа в 1325 г.

11 Так в тексте. Вероятно, описка автора, так как Такрур находился на территории современного Сенегала, т. е. на западе от Мали.

Al-Idrisi, Description de l’Afrique et de l’Espagne, Leyde, 1866, p.10-11.





Царство Мелли

Мелли тянется вдоль рукава Нигера на расстоянии, мо­жет быть, 300 миль. Оно граничит с предыдущим цар­ством – [Дженне] – на севере и пустыней с бесплодными го­рами на юге. В качестве западной границы имеет дикие леса, которые идут до океана, а на востоке оно граничит с терри­торией Гаго. В этой стране есть очень крупная деревня, ко­торая насчитывает около 6000 очагов и которую называют Мелли. Это от нее пошло название всего остального царства. Там живут царь и его двор. Страна изобилует зерном, мясом, хлопком. В этой деревне существует очень большое число ремесленников и местных и иностранных торговцев. На по­следних царь смотрит лучше, чем на местных. Жители богаты благодаря торговле, ибо они снабжают Гинеа и Томбукту большим количеством продуктов. Они имеют множество хра­мов !, священников и учителей, которые учат в храмах, ибо там нет школ. Они являются наиболее цивилизованными, раз­витыми и рассудительными из всех черных. Они действи­тельно первыми присоединились к религии Магомета.

Jean Leon VAfricain, Description de l’Afrique, Nouvelle edition traduite de Г Italien par A. Epaulard, t. II, Paris, 1956, p. 476.

Г. Каукау

Город Каукау является одним из наиболее знаменитых в стране черных...

Царь Каукау – абсолютный властитель, и провозглашают хутбу на его имя; у него много слуг, доходов, офицеров и солдат... Масса жителей Каукау пользуется шкурами, чтобы прикрыть свою наготу; но купцы носят кадавир и кису2. Они покрывают голову колпаками, имеют золотые украшения; что касается значительных и благородных лиц, то они носят изар3. Эти последние не отделяют себя от класса купцов, по­сещают их, садятся около них и снабжают их средствами для их торговых предприятий, доверяя им товары и получая за это часть прибыли.

1 Имеются в виду мусульманские мечети.

2 Кадавир – широкая и длинная рубаха без рукавов из шерсти или хлопчатобумажной ткани; киса – род одежды в виде плаща.

3 Изар – род шелкового халата.

Al-Idrisi, Description de l’Afrique et de l’Espagne, Leyde, 1866, p. 10 – 11.

 

Каукау – большой город, расположенный у Нила. Это один из самых красивых городов негров, один из самых об­ширных и наиболее изобилующих припасами. Там [покупа­тели] находят много рису, кур и рыбы... Торговля произво­дится посредством маленьких раковин, или каури, вместо де­нег; то же самое и в Мали.

Медную руду выкапывают из земли и доставляют в город, чтобы плавить в домах. Эту работу выполняют рабы обоего пола. Как только медь раскалится, ее формуют в длинные, толстые и тонкие брусья размером в полторы пяди» 400 брусков стоят один дукат золота, 600 или 700 стоят также дукат золота. Эти прутья служат средством обмена вместо денег: на тонкие покупают мясо, дрова; на толстые – мужчин и женщин-рабынь, просо, масло и сыр.

Defremery С. et Sanguinetti В.A. (ed), Voyages d’ibn Batoutah, Paris, 1853 – 1858, t.IV, p.436, 442.


8. Тагаза 1 и Юфи (1335 г.)

...Тагаза являетсяпоселком, ее дома и мечеть построены из кусков каменной соли; их крыши сделаны из верблюжьих шкур. Там нет никаких деревьев; почва – песок, где нахо­дятся месторождения соли. Ее вырубают в почве, открывая большие пласты каменной соли, лежащие один над другим... Верблюд может обычно нести только две плиты соли.

Тагаза населена исключительно рабами месуфитами2, ко­торые занимаются добычей соли; они питаются финиками, которые приносят из Дар’а и Сиджильмасы, мясом верблю­дов и анли, или просом, ввозимым из страны негров. Негры увозят отсюда соль... Они используют соль вместо денег, раз­рубая ее на куски и торгуя ими.

...Юфи – одна из наиболее значительных стран Судана, ее сувереном является один из самых великих царей страны. Ни один белый человек не входит в Юфи, ибо негры его убили бы до того, как он прибыл...

1 Тагаза (Текказа) – район соляных копей в Северной Сахаре, неда­леко от границ Марокко.

2 Месуфиты – одно из берберских племен Сахары.

Defremery С. et Sanguinetti B.A. (ed), Voyages d’ibn Batoutah, Paris, 1853 – 1858, t. IV, p.378, 396.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: