...Причина записи такова: великий эмир источник щедрости, великодушия, высокопоставленный и высокочтимый Якуб-бей, сын шаха Сулеймана, да будет длиться царствование его до предела времен, учредил сей имарет1 для спасения в загробной жизни, и был завершен он в 814 году хиджры [1411]. Дверь его была открыта, и он начал действовать. Но через 5 месяцев после этого по причине нападения Караман-оглу2, он в течение двух с половиной лет был заброшен.
Вслед за тем наступило время расширения царства повелителя [османов]3. Он изгнал из этих мест Караман-оглу и, взяв обратно [имарет], передал его мне. В его царствование и по его милости снова были открыты двери дома сего, и он начал действовать. Дай бог, чтобы и время царства его было нескончаемо до судного дня. Мой дед Мехмед-бей4 отнял Гюльди у неверных. Озеро Симав мой дед Мехмед также взял у неверных. По договоренности с наследниками я превратил в вакф эти владения вместе со всеми их пределами и деревнями, со всем, что принадлежит им внутри и вне их. Мехмед Худавендигяр, сын Баезид-хана, утвердил это и выдал грамоту. Затем я купил деревню Арела«Апа у сыновей Арслан Апы. У Кюрт-огланов я купил деревню Кюрт. А у султанского данышменда5 в Гедизе я купил Чепни и Пынар-баши. У сына Хюсейн-бея я купил Илидже-су с рисовым арыком в его пределах. У Хызыр-бея, сына Омер-бея, я купил Армут-эли. А Омер-бей является сыном Ильяс-бея... Армут-эли и указанные выше деревни со всеми их границами я передал в вакф. У Айяс-оглу я купил также Айязхареми и превратил в вакф. Султан Мехмед и это принял и выдал грамоту. Собственные владения деда моего Умур-бея6, находящиеся между городом Кютахьей и Бёлджек, – чифтлик7, дворцовый сад, гиацинтовый сад, Давут-харем, местность, у которой с одной стороны клеверный сад, а с другой – площадь, большая баня и сад в Сандыклы, сад в Чате, Сад канатных плясунов в Шейлю и деревня Караджа-агадж, которая принадлежит к Кютахье, – я по согласованию с наследниками передал в вакф. Это также было принято султаном Мехмедом, и он выдал грамоту. [Султан] Баезид купил у Инанч-оглу Исхак-бея баню Ходжи Омера, что находится в Денизли, земли у -водяного ворота и два сада, что у ворот Хобер в Денизли. Султан Мехмед Худавендигяр передал все это своему слуге – мне. После этого я получил от мевлияна Кёсе два сада, которые находятся у ворот Хобер. Я отдал8... а остальное передал в вакф имарета... Все это султан Мехмед Худавендигяр утвердил и выдал грамоту. Новую баню, находящуюся в Кютахье, купил покойный... у Ильяс-бея, сына Сулейман-шаха. Я же передал ее в вакф, чтобы получали с нее доход и ежедневно совершали молитву.
|
|
И после этого я поставил управителем [вакфа] Исхак Фа-киха, чтобы он был им столько лет, сколько может. После него, если у него имеется подходящий сын, пусть будет он [управителем], а если у того сына будет подходящий сын, то пусть также станет он. Если же подходящего сына не окажется, то пусть будет тот, кого назначит царствующий султан. За обязанность управителя содержание пусть составит 5 акче в день и [еще] в год 6 мюдов9 пшеницы городским мюдом. [Доход] с бани пусть идет на содержание субаши. Пусть все это будет содержанием управителя. Сеида Джафера я поставил шейхом пожизненно. После него шейхом пусть будут подходящие для этого сын и [после него] внук. А если подходящих не окажется, то пусть будет тот, кого назначит правящий султан. Содержание за обязанности шейха имарета пусть идет с дохода имарета по 5 акче в день, а также [доход] с деревни Секмен в области Армут и с клеверного сада в Кютахье. А тот, кто будет шейхом после них, пусть получает содержание по 10 акче в день и в год 6 мюдов пшеницы. Учителю в медресе [положено] содержание в день 6 акче, 6 мюдов пшеницы городским мюдом, три повозки дров и ежедневно две миски еды и 4 хлеба.
|
|
Ma 9 худжр10пусть выдают по І акче в день, по 1 мюду пшеницы в год городским мюдом и на каждую худжру по 2 повозки дров [в год], по 2 миски еды и 4 хлеба [в день]. Содержание имаму – по 3 акче в день, б мюдов пшеницы в год, муэдзину – по 2 акче в день и по 2 мюда пшеницы в год. Смотрителю – по 2 акче в день и по 2 мюда пшеницы в год. Пекарю – по 2 акче в день и по 2 мюда пшеницы в год. Пусть приготовляют ежедневно 4 батмана11 мяса, не менее. Хлеб пусть будет свежим и доброкачественным. Лошадям прибывающих гостей пусть выдается корм до трех дней... По обычаю выдается вдоволь еды и хлеба находящимся там гостям и живущим рядом. После этого остаток раздается народу. Тем, кто заболеет, пусть приводят лекаря и заставят его лечить. А лекарю пусть выдают содержание и стоимость дров. Того, кто умрет, пусть завернут в саван и предадут земле. Сколько бы гостей ни останавливалось, пусть останавливаются и пусть не говорят им «уходите»12...
1 Имарет – благотворительное заведение, странноприемный дом.
2 Караман-оглу – правитель караманского бейлика, одного из княжеств, образовавшихся после распада Сельджукского государства в Малой Азии. Центром бейлика была Конья.
8 Речь идет о султане Мехмеде Худавидигер (1403 – ^1421).
4 Мехмед-бей – один из правителей Гермиянского бейлика (ум. ок. 770 г.. Хиджры, т. е. в 1368г.).
5 Данышменд – ученый, образованный человек, мудрец.
6 Умур-бей – отец матери Якуб-бея.
7 Чифтлик: 1) крестьянский земельный надел разного размера в зависимости от качества земли; 2) земельный участок, принадлежащий феодалу лично.
8 Здесь и далее пропуск в тексте.
9 Мюд – мера сыпучих тел разной емкости в разных местах. В Кютахье он был равен 20 стамбульским киле (1 киле – ок. 25 кг).
10 Худжра – келья для учащихся медресе.
11 Батман – мера веса. В зависимости от области в Османском государстве она составляла от 2 до 6 окка, или от 2,5 до 7,5 кг.
12 Последние строки надписи прочитать нельзя.