Из хроники Пражского университета

Основание Пражского университета и его первоначальная история

В лето господа 1348-е император Карл основал в Праге всеобщее обучение теологии, каноническому праву, медицине и [свободным] искусствам. Место обучения было сначала в доме по соседству с кладбищем св. Франциска, потом в доме Лазаря в иудейском квартале. А теперь в доме Ротлеба на площади св. Галла. Итак, этот университет был разделен на четыре национальности: чешскую (богемскую), баварскую, польскую и саксонскую. Со дня на день он удивительным образом разрастался при едином, однако, ректоре универ­ситета...

В лето господа 1372-е, когда, согласно уставу универси­тета, в день св. Георгия были произведены выборы нового ректора, прежний ректор, именно Николай Кольперк, не при­знал [этих выборов]!. Но на третий день, объединившись с юристами, [они] избрали себе другого ректора, именно некоего графа Пернштейна. С тех пор юристы отделились от других факультетов и от факультета свободных искусств, не призна­вая их устава, и с упорством пребывают в таком положении до сего времени.

В лето господа 1384-е, в день св. Павла, ректором универ­ситета был избран Салтов. Во время его ректорства возникла великан распря между богемской (чешской) национальностью и тремя остальными из-за постоянных мест в коллегии [Кар­ла], которые занимали не чехи, а другие национальности. Из-за этого вышеназванный ректор отменил все занятия под страхом строжайших наказаний. Однако чешская националь­ность, не обращая внимания на это распоряжение ректора, публично и с оружием в руках читала лекции посещавшим их школярам, проводила диспуты и осуществляла на поло­женных местах в коллегии прочие учебные занятия. И при таком раздоре ректор с некоторыми другими [профессорами] по причине распри с остальными чехами были избиты чехами, переодетыми в другие одежды, но без кровопролития, и тевтоны после многократных обращений с просьбами к королю Венцеславу, к архиепископу и к королевским советникам, увидав, что они не могут рассчитывать на успех, приняли в состав коллегии Карла пятерых чехов и шестого нейтрального члена. И в соответствии с этим было единогласно объявлено еще такое же число советников в коллегии короля Венце-слава. Да будут чехи за это благословенны на века!..

Т. е. хотел остаться ректором.И еще в том же году в ректорство магистра Генинга Валь-тегагена произошло разногласие между чешским землячест­вом и остальными тремя землячествами, именно Баварским, Польским и Саксонским, по поводу желания короля, чтобы университет поддержал его и кардиналов в желании сложить с себя подчиненность папе. Итак, чехи выразили свое согласие на это, а другие национальности были с этим не согласны, и так как у них было большинство голосов, то ректор не ре­шился вынести заключение против их желания.

И еще в том же году, когда от короля [Франции] и от Па­рижского университета явилось торжественное посольство к нашему королю Венцеславу, пребывавшему в то время в Го­рах Кутных, он вызвал к себе ректора университета с докто­рами и магистрами, в числе которых были доктор теологии Ян, сын Ильи из Брода, а также Ян Гус, тогда уже магистр свободных искусств. Выслушав посольство по вопросу о сло­жении с себя подчиненности обоим тогдашним папам, с чем чехи согласились, а остальные национальности были не со­гласны, непобедимый король римлян и Чехии Венцеслав в тот же день щедро даровал чехам три голоса, руководствуясь примером Парижского университета, по образцу которого был основан и Пражский университет. Этим его дарованием были смущены другие национальности, не хотевшие ни в ка­ком случае с этим примириться; они составили между собой дьявольский заговор и поклялись лучше уйти и никогда боль­ше не возвращаться в Прагу, чем признать за чехами, этими мужиками короля, три голоса в предосуждение, как они вы­разились, и в отягощение других национальностей.

В лето господа 1409-е, около праздника св. Георгия, когда по настоянию короля Венцеслава чехи избрали в ректоры ма­гистра Зденека, на это остальные национальности своего со­гласия не дали, и произошел великий раздор между землячествами. Итак, во исполнение своей клятвы чужие националь­ности удалились из Праги кто пешком, кто верхом, кто в по­возках.

Обсуждение и сожжение книг Уиклефа

И еще в лето господа 1410-е вышеназванный архиепископ пражский Збинкон, хотя и обладавший от природы здравым. умом, но в священной науке не имевший никакого автори­тета, был введен в заблуждение дурными [своими] советни­ками и дело, начатое безрассудно, завершил наихудшим кон­цом. Именно он поручил исследовать изъятые, согласно [пап­ской] булле, книги Уиклефа шести враждебным им докторам и магистрам и на основании их доклада приказал публично сжечь книги в следующий за праздником св. Вита день. Но по настоянию короля Чехии, господина Венцеслава, отложил исполнение своего безумного решения до прибытия прежнего маркграфа Моравии господина Иодока. Но еще до прибытия маркграфа вышеназванный архиепископ в 16-й день июля приказал сжечь книгу Уиклефа посреди двора архиепископ­ского дома в присутствии пражского капитула, прелатов и многочисленного клира. Итак, на том месте, распевая псалмы и громким голосом возглашая: «Тебя, бога, хвалим...», и под звон колоколов, как над покойником, они бросали в огонь древние пергаменты и сохраненные с давних времен грамоты и сожгли много прекрасных книг. Но, как думают, наиценнейшие из них были спасены. Они надеялись, что этим положили предел всем смутам, но с соизволения бога, судьи праведного, они открыли этим только их начало. [25 июня] магистр Ян Гус и господин Здислав из Звержетиц с приверженцами выразили свой протест. Но архиепископ Збинкон, не обращая внимания на их протест, отлучил [от церкви] всех протестующих с их приверженцами, так же как и всех, не сдавших книги [Уиклефа].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: