Основание Пражского университета и его первоначальная история
В лето господа 1348-е император Карл основал в Праге всеобщее обучение теологии, каноническому праву, медицине и [свободным] искусствам. Место обучения было сначала в доме по соседству с кладбищем св. Франциска, потом в доме Лазаря в иудейском квартале. А теперь в доме Ротлеба на площади св. Галла. Итак, этот университет был разделен на четыре национальности: чешскую (богемскую), баварскую, польскую и саксонскую. Со дня на день он удивительным образом разрастался при едином, однако, ректоре университета...
В лето господа 1372-е, когда, согласно уставу университета, в день св. Георгия были произведены выборы нового ректора, прежний ректор, именно Николай Кольперк, не признал [этих выборов]!. Но на третий день, объединившись с юристами, [они] избрали себе другого ректора, именно некоего графа Пернштейна. С тех пор юристы отделились от других факультетов и от факультета свободных искусств, не признавая их устава, и с упорством пребывают в таком положении до сего времени.
|
|
В лето господа 1384-е, в день св. Павла, ректором университета был избран Салтов. Во время его ректорства возникла великан распря между богемской (чешской) национальностью и тремя остальными из-за постоянных мест в коллегии [Карла], которые занимали не чехи, а другие национальности. Из-за этого вышеназванный ректор отменил все занятия под страхом строжайших наказаний. Однако чешская национальность, не обращая внимания на это распоряжение ректора, публично и с оружием в руках читала лекции посещавшим их школярам, проводила диспуты и осуществляла на положенных местах в коллегии прочие учебные занятия. И при таком раздоре ректор с некоторыми другими [профессорами] по причине распри с остальными чехами были избиты чехами, переодетыми в другие одежды, но без кровопролития, и тевтоны после многократных обращений с просьбами к королю Венцеславу, к архиепископу и к королевским советникам, увидав, что они не могут рассчитывать на успех, приняли в состав коллегии Карла пятерых чехов и шестого нейтрального члена. И в соответствии с этим было единогласно объявлено еще такое же число советников в коллегии короля Венце-слава. Да будут чехи за это благословенны на века!..
Т. е. хотел остаться ректором.И еще в том же году в ректорство магистра Генинга Валь-тегагена произошло разногласие между чешским землячеством и остальными тремя землячествами, именно Баварским, Польским и Саксонским, по поводу желания короля, чтобы университет поддержал его и кардиналов в желании сложить с себя подчиненность папе. Итак, чехи выразили свое согласие на это, а другие национальности были с этим не согласны, и так как у них было большинство голосов, то ректор не решился вынести заключение против их желания.
|
|
И еще в том же году, когда от короля [Франции] и от Парижского университета явилось торжественное посольство к нашему королю Венцеславу, пребывавшему в то время в Горах Кутных, он вызвал к себе ректора университета с докторами и магистрами, в числе которых были доктор теологии Ян, сын Ильи из Брода, а также Ян Гус, тогда уже магистр свободных искусств. Выслушав посольство по вопросу о сложении с себя подчиненности обоим тогдашним папам, с чем чехи согласились, а остальные национальности были не согласны, непобедимый король римлян и Чехии Венцеслав в тот же день щедро даровал чехам три голоса, руководствуясь примером Парижского университета, по образцу которого был основан и Пражский университет. Этим его дарованием были смущены другие национальности, не хотевшие ни в каком случае с этим примириться; они составили между собой дьявольский заговор и поклялись лучше уйти и никогда больше не возвращаться в Прагу, чем признать за чехами, этими мужиками короля, три голоса в предосуждение, как они выразились, и в отягощение других национальностей.
В лето господа 1409-е, около праздника св. Георгия, когда по настоянию короля Венцеслава чехи избрали в ректоры магистра Зденека, на это остальные национальности своего согласия не дали, и произошел великий раздор между землячествами. Итак, во исполнение своей клятвы чужие национальности удалились из Праги кто пешком, кто верхом, кто в повозках.
Обсуждение и сожжение книг Уиклефа
И еще в лето господа 1410-е вышеназванный архиепископ пражский Збинкон, хотя и обладавший от природы здравым. умом, но в священной науке не имевший никакого авторитета, был введен в заблуждение дурными [своими] советниками и дело, начатое безрассудно, завершил наихудшим концом. Именно он поручил исследовать изъятые, согласно [папской] булле, книги Уиклефа шести враждебным им докторам и магистрам и на основании их доклада приказал публично сжечь книги в следующий за праздником св. Вита день. Но по настоянию короля Чехии, господина Венцеслава, отложил исполнение своего безумного решения до прибытия прежнего маркграфа Моравии господина Иодока. Но еще до прибытия маркграфа вышеназванный архиепископ в 16-й день июля приказал сжечь книгу Уиклефа посреди двора архиепископского дома в присутствии пражского капитула, прелатов и многочисленного клира. Итак, на том месте, распевая псалмы и громким голосом возглашая: «Тебя, бога, хвалим...», и под звон колоколов, как над покойником, они бросали в огонь древние пергаменты и сохраненные с давних времен грамоты и сожгли много прекрасных книг. Но, как думают, наиценнейшие из них были спасены. Они надеялись, что этим положили предел всем смутам, но с соизволения бога, судьи праведного, они открыли этим только их начало. [25 июня] магистр Ян Гус и господин Здислав из Звержетиц с приверженцами выразили свой протест. Но архиепископ Збинкон, не обращая внимания на их протест, отлучил [от церкви] всех протестующих с их приверженцами, так же как и всех, не сдавших книги [Уиклефа].