II. Классовые и национальные противоречия

В КОНЦЕ XIV – XV в.

6. Послание каноника Здеражского монастыря 1

Иоглина из Воднян (ок. 1403 – 1404 г.)

Дети любезные! Ныне пишется письмо сие! Запомните, что опасно оставаться стаду без сторожей и без пастыря, ибо оно легко может быть растащено дикими зверями согласно слову ап. Матфея: «Вот я поражу пастыря, и рассеются овцы стада!» (гл. 26, стр. 31). Так и народу опасно оставаться без сторожа и пастыря. Поэтому, как об этом упоминает Писа­ние, когда не стало Моисея, народ впал в грехи.

Действительно, при отсутствии старших подданные совер­шают много нарушений порядка и уподобляются речному коню, называемому гиппопотамом... Таковы же, конечно, бы­вают и плохие подданные: они косматы, т. е. своевольны, непокорны, ворчливы. Они часто вытаптывают посевы добро­детели у других хороших подданных, внушая им неповинове­ние старшим. И они умеют удивительным образом усколь­зать от зоркости своих охотников, т. е. от исправительных мер своих старших наставников – [прелатов]; путем обманов и разных ухищрений они придают другой вид своим дурным по­ступкам и проделывают свои темные дела, прикрываясь ка­кой-нибудь законной причиной.

Когда пастухи пасут свои стада на полях, приходят воры, разбойники и расхитители, которыми переполнена земля, и угоняют стадо вместе с пастухами. Они хуже волков, ибо, когда нападает волк, он хватает и утаскивает одного, много двух телят, не трогая пастухов. Эти же люди никого не ща­дят. Они, совсем наоборот, перековывают плуги на мечи и серпы на копья и стрелы, и из-за этого распадаются устои церкви и государство как бы погибает.

1 Здеражский монастырь был основан во второй половине XII в.; в настоящее время Здераж входит в пределы Праги.

 

Graus F. Dejiny venkovskeho lidu v cechach v dobe pfedhusitske, D.I, Praha, 1957. Приложение № 13, с.524-525.



Письмо с извещением о том, что аббат не может прибыть на общее собрание ордена цистерцианцев (конец XIV или начало XV в.)

Уважаемому во Христе отцу и господину, почтенному аб­бату цистерцианского монастыря и всей коллегии общего ка­питула брат Оттон, аббат Альтиваденского монастыря1, вы­ражает с должным смирением свое нижайшее уважение и преданность. Так как в окружающих нас, точно валом, землях неспокойно и мы опасаемся засад со стороны герцога нашей земли и, с другой стороны, ежедневно ожидаем налетов гер­цогов из Австрии, не говоря уже о внутренних распрях, которыми нас донимают наши же люди, то я в этом году на ваше общее собрание без большого ущерба для дома нашего и нашего имущества, а также и без большой опас­ности для меня лично прибыть не смогу, хотя в другое время и в другое место я приезжал к вам добровольно и по своему почину, и с большим усердием. Поэтому мы со всей возмож­ной преданностью покорнейше просим все собрание ваше, чтобы вы, проникшись в душе сочувствием к нашим затруд­нениям, соблаговолили освободить нас от присутствия на этом вашем собрании капитула и на основании всего вышесказан­ного по-отечески признали, что наше прибытие затруднено тяжелыми и непреодолимыми условиями, а не нашим прене­брежением. Мы готовы нижайше подчиняться всем вашим постановлениям, которые будут приняты на собрании вашего капитула.

1 Или Вышербродский монастырь на крайнем юге Чехии был основан в XIII в.

 

Graus F. Dejiny venkovskeho Hdu v Cechаch v dobe predhusitske, D.I, Praha, 1957. Приложение № 14, с.525.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: