Из хроники Лаврентия из Бржезовой

Четыре статьи пражан

Мы, бургомистры (magistri civium), консулы, и скабины, и вся община г. Праги, столицы королевства Богемского, от своего имени и от имени всех других верных этого королев­ства постановляем [следующие положения]: да будет известно всем верным во Христе, что все верующие в королевстве Бо­гемском стоят за нижеследующие четыре статьи и с помощьюбожьей будут стоять за них жизнью или смертью своей, на­сколько им это будет возможно.

1. Чтобы слово божье в королевстве Богемском пропове­довалось священнослужителями господними по уставу сво­бодно и беспрепятственно, согласно словам Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»1. Ибо, по словам апостола, «слово божье не связано», но должно проповедоваться, как сказано в писании: «...чтобы слово гос­подне распространялось и прославлялось повсюду»2. И, как сказано в первом послании к коринфянам, гл. 14-я: «Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках».

ІІ. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии сво­бодно предоставлялось всем верным христианам, не отягчен­ным никакими смертными прегрешениями, под обоими ви­дами, т. е. хлеба и вина, согласно словам и установлениям самого спасителя, который сказал: «Примите, ядите: сие есть гело мое», и «пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового завета, за многих изливаемая...»3.

III. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа, в осуждение их долга и к ущербу для самой светской власти и чтобы само духовен­ство вернулось к евангельским правилам, к апостольской жизни, какую вел сам Христос со своими апостолами...

...В сердце нашем нет никаких других [стремлений], как только по мере всех наших сил во всем быть угодными гос­поду нашему Иисусу Христу и верно соблюдать и исполнять закон его и наставления, и эти четыре общехристианские статьи (стр. 96-984).

1 Марк, Евангелие, гл. последняя; Матфей, Евангелие, гл. последняя.

2 Перевод цитат из священного писания дается в соответствии с тек­стом летописи; он не во всем совпадает с переводами в русском изд. Биб­лии. К фессалоникийцам, послание 2-е, гл. 3.

3 Матфей, Евангелие, гл. 26-я; Марк, Евангелие, гл. 14-я; Лука, Евангелие, гл. 21-я.

 4 Указаны страницы книги.

12 статей, предложенных таборитами пражанам

Мы, община таборитов и вся община пришельцев, предлагаем вам, общине пражской, нижеследующие статьи:

Во-первых, чтобы принятые взаимно между нами поло­жения и предписания соблюдались и выполнялись с той и другой стороны во всей своей неприкосновенной чистоте.

И еще, чтобы статьи, на которые согласились капитаны, консулы и община, ввиду того что они уже давно оглашены проповедниками, сохранялись и сообщались под страхом объ­явленных наказаний.

И еще, чтобы не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника, как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех противников бога, бого­хульников и умалителей какого бы они ни были обществен­ного положения и сословия.

И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитий в корчмах каких бы то ни было напитков, а также внесение их, как только согласно объявлениям1.

И еще, чтобы не носили роскошных одежд и не допускали бы ношение другими слишком против господа бога драгоцен­ных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненных, вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости.

И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соот­ветствующих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обманов, утайки [материалов], чрезмерной наживы, божбы, [производства] всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательств.

И еще, чтобы устранены были не согласные с законом бо­жьим правд народов неверных и тевтонские и чтобы все уп­равление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом.

И еще, чтобы священники, которые должны служить при­мером, соблюдали порядок, установленный богом, и подра­жали апостолам и пророкам.

И еще, чтобы начальники (magistri) соблюдали божест­венное право наряду с другими верующими христианами и свои распоряжения согласовывали с волей божьей и пред­ставляли в ратушу для проверки на основе закона божьего.

И еще, чтобы все платежи священникам были обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи2, чтобы священники содержались по усердию верую­щих (fide).

И еще, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверие ни по какой милости.

И еще, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые, и серебря­ные чаши, и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа на­шего, отца небесного.

Поэтому, дорогие братья, выставляем мы для себя такие правила, что хотим всем своим имуществом, душой и телом исполнить волю господню, так как уже многие братья наши на изложенную здесь истину пролили свою кровь и отдали свою жизнь. И мы с божьей помощью ни за что ее не забудем, и вам всем того же желаем, и помогаем в этом, и, поскольку будем жить и иметь силу, будем помогать и в будущем, если вы сами не будете пренебрегать предписаниями (с.103-105).

1 Не совсем ясный латинский текст дополняем выражениями из чешского перевода: именно здесь следует понимать накопле­ние ценностей в руках ростовщиков и духовенства.

 

О пикартах 1

Но в это время не дремал и дьявол и, видя, как при такой свободе для всяких заблуждений каждый может распростра­нять какое угодно учение, пустил в народ новое, еще более вредное и раньше державшееся в скрытом виде заблуждение, словно прикрытую плащом ересь (heresis palliata), могущую совершенно разрушить всю христианскую религию, именно, что хлеб и вино, пресуществленные при положенном священ-нослужении пресвитера, не суть истинные тело и кровь [Хрис­товы], но являются после священнодействия пресвитера толь­ко освященным хлебом и вином, которые верующие христиа­не должны вкушать и пить в память страданий Христа, и что если Иисус Христос, господь и бог наш, на последней своей вечере, взяв хлеб и возблагодарив бога, благословил его и, преломив, сказал: «Это есть тело мое, за вас предаваемое», то буквально это надо понимать так, что Христос указывал при этом не на хлеб и не на тело свое под видом хлеба, но ска­зал: «Это есть тело мое», показывая пальцами своими на свое тогда еще смертное тело, бывшее перед глазами всех учени­ков, ибо именно это тело его должно было быть предано для искупления всех.

А когда он добавил: «Примите и разделите между вами», он дал им хлеб, который перед этим благосло­вил, чтобы они постоянно также благословляли и вкушали хлеб, делая это в его воспоминание. И то же самое они из­мышляли о чаше, что буквально [Христос] своими словами указывал на кровь, которую должен был пролить на кресте, а не на вино и не на кровь под видом вина, потому что, как они говорили, ее в то время там и не содержалось. И вот этим невежественным, еретическим, негоднейшим и противным все­му писанию учением постыдно заразилось весьма много муж­чин и женщин особенно в округах Жатца, Пльзня и Праги и даже тех, которые раньше с большим усердием и благогове­нием, проливая слезы, почти ежедневно причащались тайн святой евхаристии. После же того как распространилось это пагубное учение, они уже безо всякого благоговения говори­ли священникам, прибегая как бы к бренной пищи: «Дай мне причаститься таинства», но понимали при этом просто освя­щенные хлеб и вино, а не тело и кровь господни.

И если пресви­тер говорил им: «Желаешь ли ты, чтобы я дал тебе здесь тела Христова под видом хлеба и крови его под видом вина?», они, качая головой, отвечали: «Ты не слышишь, что я прошу», т.е. именно таинства алтаря! И не хотели они больше делать коле­нопреклонения и произносить молитвы и хвалы, как они обык­новенно раньше делали перед святыми дарами и Христом, и истинным богом, истинно содержащимся в этом таинстве. И по­этому некоторые из них, видя как во время обедни выносятся святые дары хлеба и вина или как их полагают в ковчег алтаря, или как несут их в крестном ходу, потупляли в землю глаза, сдвигали брови на своем лице, а некоторые даже плевали, упрекая верующих христиан, преклонявших перед святыми да­рами колени и поклонявшихся господу своему, чтя его в святом его таинстве. И, что было хуже всего, в их злобствовании они, где и когда только могли,, выбрасывали святые дары из ков­чегов или других дарохранилищ, чтобы только никто их так не почитал. Среди таких был Сигизмунд, вассал из поместья Ржепан близ Градца, и много других вассалов и простых "крестьян того и другого пола. Они не хотели принимать здра­вого учения магистров, но порочили его и сами, словно ли­шившись рассудка, безумствовали, и говорили, что все маги­стры и пресвитеры, которые утверждают, что под видом хлеба и вина существует истинное тело и кровь Христовы, – обман­щики и соблазнители и что никто из верных (христиан) не должен оказывать им доверие (с.71-73).

[20]...И еще в том же году... громадная толпа народа обоего пола из Праги, с разных концов королевства собралась на горе у Кржижкови, там, выслушав от священников не­сколько проповедей с призывами возлюбить друг друга во Христе и мужественно бороться за правду божью, с боль­шим усердием причащались телом и кровью Христовыми. Вскоре же после этого, еще в тот же день, почти вся эта гро­мадная толпа со святыми дарами евхаристии направилась вместе с пражанами в Прагу и, проникнув уже в ночное время в замок Вышеградский, где еще продолжали пребывать мно­гие друзья и слуги бывшего короля Венцеслава, через замок вступает в самый г. Прагу и принимается пражанами с великой торжественностью при множестве зажженных факелов и с колокольным звоном... Но в конце концов ввиду того, что пражане, особенно же старейшины, заключили с королевскими людьми, занимавшими Пражский град и Вышеград, на неко­торое время перемирие, все посторонние, или пришельцы... возвратились к себе домой (стр. 45).

1 В отличие от общепринятого в Чехии назывались пикартами.

 

[27] Призыв таборатами народа в пять городов... И еще, в те же времена некоторые священники таборитские проповедовали народу новое пришествие Христа, при ко­тором должны погибнуть и будут истреблены все злые и нена­вистники истины, а добрые сохранятся только в пяти городах. По этой причине некоторые города, в которых свободно при­менялось причащение чашей, не хотели вступать ни в какие соглашения со своими противниками и особенно с г. Пльзень. В самом деле, упомянутые выше таборитские священники, распространяя в Бехинском крае, а также и в других местах много заблуждений, противоречащих вере христианской, пи­сания пророков толкуя ложно, из своей головы и пренебре­гая католическими установлениями святых ученых мужей, проповедями своими явно обманывали народ, призывая его, чтобы все и каждый в отдельности, желая укрыться от гнева всемогущего господа бога, каковой [гнев], согласно их пред­положению, должен был разразиться в скором времени над всем миром, бежали из городов, замков, сел и местечек... и ук­рывались в пяти городах. Названия же этих городов следую­щие: Пльзень, названный ими самими городом солнца, Жатец, Лоуны, Слави и Клатови. Господь всемогущий, говорили они, хочет уничтожить весь мир, исключая только тех, кото­рые укроются в пяти названных городах... Много простого на­рода, верившего их пустым письмам как правдивым... распро­давало имущество свое по дешевым ценам и стекалось к ним из разных краев королевства Богемского и маркграфства Мо­равского с женами и детьми и приносило деньги к ногам этих священников.

Когда они, как только что было сказано, собрались в г. Пльзень, многие ревнители причащения чашей, и особенно г-н Брженек из Швигова, г-н Валкун из Адлара, а также и Иоанн Жижка... с верными их последователями, прибыли [туда] из Праги и, изгнав из Пльзня ненавистников правды, заперлись в этом городе... не пожелав никоим образом заклю­чать с ними мир, как с врагами бога и его закона. По наущению же священников, и особенно Венцеслава, по прозвищу Коран-да, который был тогда среди них главным, монастыри самого города, церкви и некоторые подворья, расположенные близ города, были разорены и разрушены... Поэтому королева

Софья и бароны, и чины королевства послали немалое число людей для осады г. Пльзня. И люди, засев с разных сторон в различных защищенных местах, с той и другой стороны обстре­ливали друг друга и взаимно увечили друг другу руки и ноги.

И еще, в те же дни, король венгерский Сигизмунд разос­лал по всему королевству Богемии всем баронам и в особен­ности чиновникам королевства... письма с приказом, чтобы всех виклефистов и гуситов и совершающих причащение ча­шей всякими способами теснить, преследовать и по мере воз­можности уничтожать (с.55-56).

 

[37.] Бой крестьян с панами. Приход таборитов на помощь пражанам

Около того же примерно времени, пока король венгерский все еще пребывал в Горах Кутных, собралась на одной горе... еще одна толпа ревнителей причащения чашей вместе с уголь­щиками для защиты истинного причащения чашей. Вслед­ствие этого среди жителей Гор распространился немалый страх. Льстивыми словами и разными подачками они уговари­вали большинство угольщиков вернуться по домам... Но, не­смотря на то что общее число собравшихся с уходом их не­сколько уменьшилось, они все же выступили в путь к своим собратьям в Табор, или в Градиште, со святыми дарами тела Христова, но на открытом месте неожиданно на них напали вооруженные люди, посланные против них королем из Гор. Однако крестьяне оградились со всех сторон повозками и стали стрелять во врагов из пушек и пращей. И хотя всад­ники были хорошо вооружены и их было, как говорят, по крайней мере по 20 человек против одного крестьянина, все же они не осмелились атаковать слабо вооруженных крестьян, но, потеряв несколько человек убитыми и очень много ранеными, начали с основными своими силами отступать в Горы.

Итак, табориты в ответ на призыв пражан, как выше ска­зано, не замедлили отправиться в Прагу со своими пресвите­рами, женами, малыми детьми и множеством повозок... Оставив тогда монастырь, они прошли дальше, в селение Поржичи, и, перейдя вброд реку, расположились на открытом месте у воды с намерением там переночевать. Однако, заме­тив, что поблизости находится неприятель, впрягли снова ко­ней в повозки и стали продолжать путь, не отдохнув. Непри­ятель же, построившись в три большие колонны, с ожесточе­нием напал на них, окружив со всех сторон... Табориты же, несмотря на то что время было ночное, бросились вперед со своим оружием: пушками, пращами, клюками, цепами – и, производя шум цепами, пошли в атаку на неприятеля и сбожьей помощью после ожесточенной схватки обратили его в бегство. Убив человек 20 неприятеля и выхватив у них из рук немалое количество копий и знамен, отмеченных красными крестами, они поспешно и мирно продолжали свой путь в Прагу, не встречая больше никакого сопротивления. Итак, в день мая месяца 20-й в числе многих тысяч человек обоего пола в предшествии своих пресвитеров, несущих впереди на­рода святые дары тела Христова, подняв их высоко на шес­тах, они в час службы вечером вступают в г. Прагу. Сами пражане, выйдя им навстречу с крестным ходом, принимают их с благодарностью, снабдив их щедро продовольствием, обильные запасы которого были найдены в домах беглецов, покинувших город... Сами же табориты со своими повозками и конями располагаются на острове против Поржичских во­рот и там устраивают себе временное жилище, причем свя­щенники их ежедневно проповедовали слово божье и вооду­шевляли народ к войне за закон божий, главным образом за причащение чашей, с усердием причащая простой народ святым телом и кровью господа нашего Иисуса Христа, чтобы и сам народ был всегда готов для войн во имя божье. Вож­дями же этих таборитов были, как выше было уже упомя­нуто, миряне: Николай из Гуси, человек дальновидный, боль­шого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Рже-пице и Иоанн Жижка (Одноглазый), выше всякой меры храб­рый и деятельный (с.71-73).

 

[105.] Поход пражан и таборитов против мейссенцев...

И еще, в то же самое время... отряды трех сторон г. Праги вышли по направлению Моста, чтобы, собрав воедино всех братьев, рассеявшихся по разным городам, изгнать войско мейссенцев из своего королевства. С ними отправился верхом на лошади, чтобы навести страх на тевтонцев, и капитан табо­ритов Жижка, находившийся в то время в городе для лечения своих глаз... Услыхав, что пражане собрались вторично, мейссенцы вернулись из Богемии в свои владения.

И еще, в том же году бароны Богемского королевства и другие господа и рыцари, а также и вассалы, прежде бывшие заодно с пражанами, решили и высказали желание собраться в ближайшее воскресенье... в Чешском Броде вместе с пража­нами и другими горожанами, сторонниками истины господней, чтобы обсудить вопросы о благополучии королевства, о по­рядке его и управлении, а также об единодушной защите свя­той истины. Для того чтобы вынесенное решение имело пол­ную силу, эти господа хотели, чтобы община г. Праги напра­вила туда своих известных горожан, пользующихся влиянием обладающих всей полнотой власти. И хотя пражская община Дала на это своё согласие и подтвердила письменно, что в назначенный день пражане прибудут в Чешский Брод, од­нако господин и пресвитер Иоанн [Желивский], находившийся в то время при войске у Моста, отсоветовал пражанам сна­чала письменно, а потом, вернувшись, живым словом соби­раться вместе с баронами, утверждая, что эти вышеназван­ные господа – предатели и неверные, и неискренне преданные метине. По случаю этого в г. Праге произошло глубокое раз­деление... При таких взаимных разногласиях было принято (окончательное решение послать всего двух консулов и двух представителей от общины и не с полнотой власти, а только чтобывыслушать предложения баронов, и собраться в Броде, а в Колине; баронам же было указано место в Горах Кутных. Все произошло так, как только что было сказано. И когда пражане съехались с баронами в Горах, не имея пол­ноты полномочий от общины, бароны не вступили с ними ни в какие переговоры, но направили в г. Прагу г-на Ульриха ш Нового Дома... убедить пражан, чтобы они прислали кого-нибудь облеченного всей полнотой полномочий, чтобы не рас­палось объединение баронов с рыцарями... После многократ­ного обсуждения совместно этого вопроса они пришли лишь к такому решению: 1) чтобы бароны послали свое посольство к великому князю Витольду с извещением его о том, что они принимают его своим господином и королем в их королевстве и просят не отказать прибыть в королевство Богемское; 2) чтобы как бароны, рыцари и вассалы, так и пражане с другими городами, примкнувшими к ним, двинули свое войско 18 сентября к Чешскому Броду, а оттуда, куда найдут нуж­ным господа из Праги; 3) чтобы назначить г-на Ульриха, по прозвищу Вавак, начальником монетного двора, чтобы, соби­рая там деньги, получаемые из горных рудников, он расходо­вал их на общее благо всей земли... (с.150-151).

 

[106.] Поражение немецких крестоносцев у Жатца

Ёще вышеупомянутые мейссенские тевтонцы вместе с некоторыми примкнувшими к ним богемцами захватили города Хомутов и Кадань, окружили кольцом осады г. Билину, опустошая при этом замки и села, менее всего щадя крестьян ш женщин, тогда до пражан дошли слухи об этих бедствиях... Из Праги вышли два отряда общины с наемниками... с целью выбить тевтонское войско из занимаемого им лагеря. Тев­тонцы же, узнав о приближении пражан, сняли осаду с кре­пости [Билины. Точно так же и Сигизмунд Дечинский... обра­тился в бегство со своими людьми, не дожидаясь прихода ятражан. Но так как в Богемию в то время вторглись… по направлению к Жатцу множество тевтонцев с курфюрстами, то пражане... направили своих послов к баронам, с которыми они были заодно, к Жижке и к остальным табо­ритам, чтобы они не отказали прийти с возможно большей военной силой в Слани, чтобы выступить против тевтонцев и изгнать их, ибо, как уже было сказано, курфюрсты, как ду­ховные, так и светские, с баварскими и рейнскими князьями, герцогами, графами, господами, рыцарями и с большой тол­пой вооруженных людей вторглись в Богемию, побуждаемые к этому объявленным папой крестовым походом. Когда они прибыли к границам Богемии, архиепископы с многочислен­ной своей свитой, сойдя с коней и притворно показывая всем другим свое смирение, переступили границу пешими, чтобы бог даровал им успех в их борьбе с еретиками-богемцами... Когда они в канун дня св. Матфея совершили по крайней мере шесть атак на город, они были с помощью господа бога, за дело которого люди здесь бились, отражены с великим для себя позором и уроном. Как говорили жители этого города, найдено было впоследствии около 60 убитых из их числа, мно­гие были увезены неприятелем полуживыми и 60 были приве­дены пленными в город.

Так как к войску тевтонцев стекались из отдаленных стран всего почти христианского мира народы разных языков, чтобы оказаться причастными к объявленной папой милости прощения грехов и освобождения от наказаний, видевшие все это войско целиком утверждают, что никогда раньше не ви­дели такого большого числа людей, столь хорошо вооружен­ных и размещенных в бесчисленных палатках. По общему мнению, их насчитывалось около 200000 воинов. И когда они день за днем сжигали города, села, замки и, чтобы заслу­жить индульгенцию, с большей жестокостью, чем язычники, убивали людей того и другого пола, как старых, так и моло­дых, и сжигали их в пучине огня, страх и трепет охватил серд­ца многих в Жатецком крае. Поэтому некоторые, покидая хорошо защищенные укрепления, бежали в города, а если сда­вались и были ими приняты на милость, то те их не щадили и сжигали так же, как и остальных. А чтобы еще увеличилась их сила, они отправили посольство к королю Сигизмунду, на­поминая ему о клятве, данной им в Констанце, чтобы он при­шел для борьбы с еретиками с возможно большей военной силой, угрожая, что в противном случае, если он не придет, князья-курфюрсты позаботятся об избрании другого римского короля. Но прежде еще, нежели король Сигизмунд поспешил к их войску из Венгрии, где он тогда находился, плач, крики, стоны женщин, девиц и вдов дошли до слуха господа Иисуса, и гнев божий и справедливое отмщение пали на все неприя­тельское войско. Ибо всемогущий господь удивительным об­разом обратил в бегство все.

 

[120]. Выступление войска Жижки против Сигизмунда

...Когда в [Кутных] Горах стало известно о приходе короля в Лрлеч… Брат Жижка с таборитами стал готовиться к бою и поместился со своими людьми над Горами... и стал дожи­даться прибытия короля... Когда же [к ним] прибыли также из Богемской и Моравской земель Бочек, Гашек и г-н Венцеслав, сын г-на Петра, они... в день св. Фомы... и Жижка с пражанами приказали священникам, отслужив утром обедню, громким голосом объявить с амвонов, а глашатаям разгла­сить по всем улицам, что все они готовы дать бой при встрече с королем, и что они нерушимо исполнят данное ими богу и пражанам обещание защищать евангельскую истину, и что они не испытывают никакого страха перед приближающимся королем, ибо, сохраняя верность своим капитанам, знатные го­спода, рыцари и все пражское войско скорее сложат свои головы, нежели покинут их и отступят... Но едва они успели отойти на два стадия от города, как войско короля отдельными отрядами стало приближаться к войску пражан. Хотя в большом отряде, короля среди массы вооруженных конных людей находилось несколько сот быков и коров, чтобы вну­шить их видом страх [неприятелю] и обратить его в бегство, однако бог, который никогда не оставляет своих воинов без помощи, внушил всем, борющимся за истину его, большую твердость духа. Никто среди всего множества вооруженных людей не испытывал никакого страха и готовился к бою, и все пешие, а также все вышедшие вместе с ними из города кутногорцы – некоторые, чтобы помогать братьям, другие, чтобы посмотреть, какое войско возьмет верх, окружив себя со всех сторон возами, расположились внутри со своими це­пами и другим оружием и приспособили много пиксид на во­зах для отражения неприятеля. После того как священники подбодрили их в нескольких словах, все пали на землю и вознесли горячие молитвы к богу, а затем, поднявшись после молитвы, посвятили много воинов в рыцари, чтобы храбрее они бились в защиту истины и приготовились выступить про­тив короля. И когда несколько отрядов короля пытались на­тиском прорваться сквозь возы, они были при помощи пиксид отражены с большим для них уроном. Такие нападения непри­ятеля как прелюдия большого боя продолжались до самого вечера.... Итак, пока, как уже было сказано, на поле боя до самой ночи происходили со стороны того и другого войска такого рода военные действия, войско короля разместилось недалеко от войска пражан, с тем чтобы ему доставлялось про­довольствие из [Кутных] Гор; табориты с пражанами имели лишь умеренное количество пищи и питья и в холоде пости­лись во славу божью. И, снявшись со своего лагеря, ониподошли к месту, которое занимал король со своими людьми, и, сбив его пушки, выбили самого короля со всем его войском с занятого им места1... (с.276-278).

1 В этом месте хроника неожиданно прерывается. Бои у Кутной Горы окончились грандиозной победой гуситов: сначала Ян Жижка отступил, но потом, 6 января 1422 г., вновь направил удар на войско Сигизмунда, раз­бил его и непрерывно гнал до самого Немецкого Брода. По дороге Сигиз­мунд несколько раз пытался дать отпор, но каждый раз терпел поражение.

«Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника», М., 1962.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: