Четыре статьи пражан
Мы, бургомистры (magistri civium), консулы, и скабины, и вся община г. Праги, столицы королевства Богемского, от своего имени и от имени всех других верных этого королевства постановляем [следующие положения]: да будет известно всем верным во Христе, что все верующие в королевстве Богемском стоят за нижеследующие четыре статьи и с помощьюбожьей будут стоять за них жизнью или смертью своей, насколько им это будет возможно.
1. Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними по уставу свободно и беспрепятственно, согласно словам Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»1. Ибо, по словам апостола, «слово божье не связано», но должно проповедоваться, как сказано в писании: «...чтобы слово господне распространялось и прославлялось повсюду»2. И, как сказано в первом послании к коринфянам, гл. 14-я: «Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках».
ІІ. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам, не отягченным никакими смертными прегрешениями, под обоими видами, т. е. хлеба и вина, согласно словам и установлениям самого спасителя, который сказал: «Примите, ядите: сие есть гело мое», и «пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового завета, за многих изливаемая...»3.
|
|
III. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа, в осуждение их долга и к ущербу для самой светской власти и чтобы само духовенство вернулось к евангельским правилам, к апостольской жизни, какую вел сам Христос со своими апостолами...
...В сердце нашем нет никаких других [стремлений], как только по мере всех наших сил во всем быть угодными господу нашему Иисусу Христу и верно соблюдать и исполнять закон его и наставления, и эти четыре общехристианские статьи (стр. 96-984).
1 Марк, Евангелие, гл. последняя; Матфей, Евангелие, гл. последняя.
2 Перевод цитат из священного писания дается в соответствии с текстом летописи; он не во всем совпадает с переводами в русском изд. Библии. К фессалоникийцам, послание 2-е, гл. 3.
3 Матфей, Евангелие, гл. 26-я; Марк, Евангелие, гл. 14-я; Лука, Евангелие, гл. 21-я.
4 Указаны страницы книги.
12 статей, предложенных таборитами пражанам
Мы, община таборитов и вся община пришельцев, предлагаем вам, общине пражской, нижеследующие статьи:
Во-первых, чтобы принятые взаимно между нами положения и предписания соблюдались и выполнялись с той и другой стороны во всей своей неприкосновенной чистоте.
|
|
И еще, чтобы статьи, на которые согласились капитаны, консулы и община, ввиду того что они уже давно оглашены проповедниками, сохранялись и сообщались под страхом объявленных наказаний.
И еще, чтобы не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника, как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех противников бога, богохульников и умалителей какого бы они ни были общественного положения и сословия.
И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитий в корчмах каких бы то ни было напитков, а также внесение их, как только согласно объявлениям1.
И еще, чтобы не носили роскошных одежд и не допускали бы ношение другими слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненных, вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости.
И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствующих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обманов, утайки [материалов], чрезмерной наживы, божбы, [производства] всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательств.
И еще, чтобы устранены были не согласные с законом божьим правд народов неверных и тевтонские и чтобы все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом.
И еще, чтобы священники, которые должны служить примером, соблюдали порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам.
И еще, чтобы начальники (magistri) соблюдали божественное право наряду с другими верующими христианами и свои распоряжения согласовывали с волей божьей и представляли в ратушу для проверки на основе закона божьего.
И еще, чтобы все платежи священникам были обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи2, чтобы священники содержались по усердию верующих (fide).
И еще, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверие ни по какой милости.
И еще, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые, и серебряные чаши, и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа нашего, отца небесного.
Поэтому, дорогие братья, выставляем мы для себя такие правила, что хотим всем своим имуществом, душой и телом исполнить волю господню, так как уже многие братья наши на изложенную здесь истину пролили свою кровь и отдали свою жизнь. И мы с божьей помощью ни за что ее не забудем, и вам всем того же желаем, и помогаем в этом, и, поскольку будем жить и иметь силу, будем помогать и в будущем, если вы сами не будете пренебрегать предписаниями (с.103-105).
1 Не совсем ясный латинский текст дополняем выражениями из чешского перевода: именно здесь следует понимать накопление ценностей в руках ростовщиков и духовенства.
О пикартах 1
Но в это время не дремал и дьявол и, видя, как при такой свободе для всяких заблуждений каждый может распространять какое угодно учение, пустил в народ новое, еще более вредное и раньше державшееся в скрытом виде заблуждение, словно прикрытую плащом ересь (heresis palliata), могущую совершенно разрушить всю христианскую религию, именно, что хлеб и вино, пресуществленные при положенном священ-нослужении пресвитера, не суть истинные тело и кровь [Христовы], но являются после священнодействия пресвитера только освященным хлебом и вином, которые верующие христиане должны вкушать и пить в память страданий Христа, и что если Иисус Христос, господь и бог наш, на последней своей вечере, взяв хлеб и возблагодарив бога, благословил его и, преломив, сказал: «Это есть тело мое, за вас предаваемое», то буквально это надо понимать так, что Христос указывал при этом не на хлеб и не на тело свое под видом хлеба, но сказал: «Это есть тело мое», показывая пальцами своими на свое тогда еще смертное тело, бывшее перед глазами всех учеников, ибо именно это тело его должно было быть предано для искупления всех.
|
|
А когда он добавил: «Примите и разделите между вами», он дал им хлеб, который перед этим благословил, чтобы они постоянно также благословляли и вкушали хлеб, делая это в его воспоминание. И то же самое они измышляли о чаше, что буквально [Христос] своими словами указывал на кровь, которую должен был пролить на кресте, а не на вино и не на кровь под видом вина, потому что, как они говорили, ее в то время там и не содержалось. И вот этим невежественным, еретическим, негоднейшим и противным всему писанию учением постыдно заразилось весьма много мужчин и женщин особенно в округах Жатца, Пльзня и Праги и даже тех, которые раньше с большим усердием и благоговением, проливая слезы, почти ежедневно причащались тайн святой евхаристии. После же того как распространилось это пагубное учение, они уже безо всякого благоговения говорили священникам, прибегая как бы к бренной пищи: «Дай мне причаститься таинства», но понимали при этом просто освященные хлеб и вино, а не тело и кровь господни.
И если пресвитер говорил им: «Желаешь ли ты, чтобы я дал тебе здесь тела Христова под видом хлеба и крови его под видом вина?», они, качая головой, отвечали: «Ты не слышишь, что я прошу», т.е. именно таинства алтаря! И не хотели они больше делать коленопреклонения и произносить молитвы и хвалы, как они обыкновенно раньше делали перед святыми дарами и Христом, и истинным богом, истинно содержащимся в этом таинстве. И поэтому некоторые из них, видя как во время обедни выносятся святые дары хлеба и вина или как их полагают в ковчег алтаря, или как несут их в крестном ходу, потупляли в землю глаза, сдвигали брови на своем лице, а некоторые даже плевали, упрекая верующих христиан, преклонявших перед святыми дарами колени и поклонявшихся господу своему, чтя его в святом его таинстве. И, что было хуже всего, в их злобствовании они, где и когда только могли,, выбрасывали святые дары из ковчегов или других дарохранилищ, чтобы только никто их так не почитал. Среди таких был Сигизмунд, вассал из поместья Ржепан близ Градца, и много других вассалов и простых "крестьян того и другого пола. Они не хотели принимать здравого учения магистров, но порочили его и сами, словно лишившись рассудка, безумствовали, и говорили, что все магистры и пресвитеры, которые утверждают, что под видом хлеба и вина существует истинное тело и кровь Христовы, – обманщики и соблазнители и что никто из верных (христиан) не должен оказывать им доверие (с.71-73).
|
|
[20]...И еще в том же году... громадная толпа народа обоего пола из Праги, с разных концов королевства собралась на горе у Кржижкови, там, выслушав от священников несколько проповедей с призывами возлюбить друг друга во Христе и мужественно бороться за правду божью, с большим усердием причащались телом и кровью Христовыми. Вскоре же после этого, еще в тот же день, почти вся эта громадная толпа со святыми дарами евхаристии направилась вместе с пражанами в Прагу и, проникнув уже в ночное время в замок Вышеградский, где еще продолжали пребывать многие друзья и слуги бывшего короля Венцеслава, через замок вступает в самый г. Прагу и принимается пражанами с великой торжественностью при множестве зажженных факелов и с колокольным звоном... Но в конце концов ввиду того, что пражане, особенно же старейшины, заключили с королевскими людьми, занимавшими Пражский град и Вышеград, на некоторое время перемирие, все посторонние, или пришельцы... возвратились к себе домой (стр. 45).
1 В отличие от общепринятого в Чехии назывались пикартами.
[27] Призыв таборатами народа в пять городов... И еще, в те же времена некоторые священники таборитские проповедовали народу новое пришествие Христа, при котором должны погибнуть и будут истреблены все злые и ненавистники истины, а добрые сохранятся только в пяти городах. По этой причине некоторые города, в которых свободно применялось причащение чашей, не хотели вступать ни в какие соглашения со своими противниками и особенно с г. Пльзень. В самом деле, упомянутые выше таборитские священники, распространяя в Бехинском крае, а также и в других местах много заблуждений, противоречащих вере христианской, писания пророков толкуя ложно, из своей головы и пренебрегая католическими установлениями святых ученых мужей, проповедями своими явно обманывали народ, призывая его, чтобы все и каждый в отдельности, желая укрыться от гнева всемогущего господа бога, каковой [гнев], согласно их предположению, должен был разразиться в скором времени над всем миром, бежали из городов, замков, сел и местечек... и укрывались в пяти городах. Названия же этих городов следующие: Пльзень, названный ими самими городом солнца, Жатец, Лоуны, Слави и Клатови. Господь всемогущий, говорили они, хочет уничтожить весь мир, исключая только тех, которые укроются в пяти названных городах... Много простого народа, верившего их пустым письмам как правдивым... распродавало имущество свое по дешевым ценам и стекалось к ним из разных краев королевства Богемского и маркграфства Моравского с женами и детьми и приносило деньги к ногам этих священников.
Когда они, как только что было сказано, собрались в г. Пльзень, многие ревнители причащения чашей, и особенно г-н Брженек из Швигова, г-н Валкун из Адлара, а также и Иоанн Жижка... с верными их последователями, прибыли [туда] из Праги и, изгнав из Пльзня ненавистников правды, заперлись в этом городе... не пожелав никоим образом заключать с ними мир, как с врагами бога и его закона. По наущению же священников, и особенно Венцеслава, по прозвищу Коран-да, который был тогда среди них главным, монастыри самого города, церкви и некоторые подворья, расположенные близ города, были разорены и разрушены... Поэтому королева
Софья и бароны, и чины королевства послали немалое число людей для осады г. Пльзня. И люди, засев с разных сторон в различных защищенных местах, с той и другой стороны обстреливали друг друга и взаимно увечили друг другу руки и ноги.
И еще, в те же дни, король венгерский Сигизмунд разослал по всему королевству Богемии всем баронам и в особенности чиновникам королевства... письма с приказом, чтобы всех виклефистов и гуситов и совершающих причащение чашей всякими способами теснить, преследовать и по мере возможности уничтожать (с.55-56).
[37.] Бой крестьян с панами. Приход таборитов на помощь пражанам
Около того же примерно времени, пока король венгерский все еще пребывал в Горах Кутных, собралась на одной горе... еще одна толпа ревнителей причащения чашей вместе с угольщиками для защиты истинного причащения чашей. Вследствие этого среди жителей Гор распространился немалый страх. Льстивыми словами и разными подачками они уговаривали большинство угольщиков вернуться по домам... Но, несмотря на то что общее число собравшихся с уходом их несколько уменьшилось, они все же выступили в путь к своим собратьям в Табор, или в Градиште, со святыми дарами тела Христова, но на открытом месте неожиданно на них напали вооруженные люди, посланные против них королем из Гор. Однако крестьяне оградились со всех сторон повозками и стали стрелять во врагов из пушек и пращей. И хотя всадники были хорошо вооружены и их было, как говорят, по крайней мере по 20 человек против одного крестьянина, все же они не осмелились атаковать слабо вооруженных крестьян, но, потеряв несколько человек убитыми и очень много ранеными, начали с основными своими силами отступать в Горы.
Итак, табориты в ответ на призыв пражан, как выше сказано, не замедлили отправиться в Прагу со своими пресвитерами, женами, малыми детьми и множеством повозок... Оставив тогда монастырь, они прошли дальше, в селение Поржичи, и, перейдя вброд реку, расположились на открытом месте у воды с намерением там переночевать. Однако, заметив, что поблизости находится неприятель, впрягли снова коней в повозки и стали продолжать путь, не отдохнув. Неприятель же, построившись в три большие колонны, с ожесточением напал на них, окружив со всех сторон... Табориты же, несмотря на то что время было ночное, бросились вперед со своим оружием: пушками, пращами, клюками, цепами – и, производя шум цепами, пошли в атаку на неприятеля и сбожьей помощью после ожесточенной схватки обратили его в бегство. Убив человек 20 неприятеля и выхватив у них из рук немалое количество копий и знамен, отмеченных красными крестами, они поспешно и мирно продолжали свой путь в Прагу, не встречая больше никакого сопротивления. Итак, в день мая месяца 20-й в числе многих тысяч человек обоего пола в предшествии своих пресвитеров, несущих впереди народа святые дары тела Христова, подняв их высоко на шестах, они в час службы вечером вступают в г. Прагу. Сами пражане, выйдя им навстречу с крестным ходом, принимают их с благодарностью, снабдив их щедро продовольствием, обильные запасы которого были найдены в домах беглецов, покинувших город... Сами же табориты со своими повозками и конями располагаются на острове против Поржичских ворот и там устраивают себе временное жилище, причем священники их ежедневно проповедовали слово божье и воодушевляли народ к войне за закон божий, главным образом за причащение чашей, с усердием причащая простой народ святым телом и кровью господа нашего Иисуса Христа, чтобы и сам народ был всегда готов для войн во имя божье. Вождями же этих таборитов были, как выше было уже упомянуто, миряне: Николай из Гуси, человек дальновидный, большого ума и военного опыта, Збынек из Бухова, Хвал из Рже-пице и Иоанн Жижка (Одноглазый), выше всякой меры храбрый и деятельный (с.71-73).
[105.] Поход пражан и таборитов против мейссенцев...
И еще, в то же самое время... отряды трех сторон г. Праги вышли по направлению Моста, чтобы, собрав воедино всех братьев, рассеявшихся по разным городам, изгнать войско мейссенцев из своего королевства. С ними отправился верхом на лошади, чтобы навести страх на тевтонцев, и капитан таборитов Жижка, находившийся в то время в городе для лечения своих глаз... Услыхав, что пражане собрались вторично, мейссенцы вернулись из Богемии в свои владения.
И еще, в том же году бароны Богемского королевства и другие господа и рыцари, а также и вассалы, прежде бывшие заодно с пражанами, решили и высказали желание собраться в ближайшее воскресенье... в Чешском Броде вместе с пражанами и другими горожанами, сторонниками истины господней, чтобы обсудить вопросы о благополучии королевства, о порядке его и управлении, а также об единодушной защите святой истины. Для того чтобы вынесенное решение имело полную силу, эти господа хотели, чтобы община г. Праги направила туда своих известных горожан, пользующихся влиянием обладающих всей полнотой власти. И хотя пражская община Дала на это своё согласие и подтвердила письменно, что в назначенный день пражане прибудут в Чешский Брод, однако господин и пресвитер Иоанн [Желивский], находившийся в то время при войске у Моста, отсоветовал пражанам сначала письменно, а потом, вернувшись, живым словом собираться вместе с баронами, утверждая, что эти вышеназванные господа – предатели и неверные, и неискренне преданные метине. По случаю этого в г. Праге произошло глубокое разделение... При таких взаимных разногласиях было принято (окончательное решение послать всего двух консулов и двух представителей от общины и не с полнотой власти, а только чтобывыслушать предложения баронов, и собраться в Броде, а в Колине; баронам же было указано место в Горах Кутных. Все произошло так, как только что было сказано. И когда пражане съехались с баронами в Горах, не имея полноты полномочий от общины, бароны не вступили с ними ни в какие переговоры, но направили в г. Прагу г-на Ульриха ш Нового Дома... убедить пражан, чтобы они прислали кого-нибудь облеченного всей полнотой полномочий, чтобы не распалось объединение баронов с рыцарями... После многократного обсуждения совместно этого вопроса они пришли лишь к такому решению: 1) чтобы бароны послали свое посольство к великому князю Витольду с извещением его о том, что они принимают его своим господином и королем в их королевстве и просят не отказать прибыть в королевство Богемское; 2) чтобы как бароны, рыцари и вассалы, так и пражане с другими городами, примкнувшими к ним, двинули свое войско 18 сентября к Чешскому Броду, а оттуда, куда найдут нужным господа из Праги; 3) чтобы назначить г-на Ульриха, по прозвищу Вавак, начальником монетного двора, чтобы, собирая там деньги, получаемые из горных рудников, он расходовал их на общее благо всей земли... (с.150-151).
[106.] Поражение немецких крестоносцев у Жатца
Ёще вышеупомянутые мейссенские тевтонцы вместе с некоторыми примкнувшими к ним богемцами захватили города Хомутов и Кадань, окружили кольцом осады г. Билину, опустошая при этом замки и села, менее всего щадя крестьян ш женщин, тогда до пражан дошли слухи об этих бедствиях... Из Праги вышли два отряда общины с наемниками... с целью выбить тевтонское войско из занимаемого им лагеря. Тевтонцы же, узнав о приближении пражан, сняли осаду с крепости [Билины. Точно так же и Сигизмунд Дечинский... обратился в бегство со своими людьми, не дожидаясь прихода ятражан. Но так как в Богемию в то время вторглись… по направлению к Жатцу множество тевтонцев с курфюрстами, то пражане... направили своих послов к баронам, с которыми они были заодно, к Жижке и к остальным таборитам, чтобы они не отказали прийти с возможно большей военной силой в Слани, чтобы выступить против тевтонцев и изгнать их, ибо, как уже было сказано, курфюрсты, как духовные, так и светские, с баварскими и рейнскими князьями, герцогами, графами, господами, рыцарями и с большой толпой вооруженных людей вторглись в Богемию, побуждаемые к этому объявленным папой крестовым походом. Когда они прибыли к границам Богемии, архиепископы с многочисленной своей свитой, сойдя с коней и притворно показывая всем другим свое смирение, переступили границу пешими, чтобы бог даровал им успех в их борьбе с еретиками-богемцами... Когда они в канун дня св. Матфея совершили по крайней мере шесть атак на город, они были с помощью господа бога, за дело которого люди здесь бились, отражены с великим для себя позором и уроном. Как говорили жители этого города, найдено было впоследствии около 60 убитых из их числа, многие были увезены неприятелем полуживыми и 60 были приведены пленными в город.
Так как к войску тевтонцев стекались из отдаленных стран всего почти христианского мира народы разных языков, чтобы оказаться причастными к объявленной папой милости прощения грехов и освобождения от наказаний, видевшие все это войско целиком утверждают, что никогда раньше не видели такого большого числа людей, столь хорошо вооруженных и размещенных в бесчисленных палатках. По общему мнению, их насчитывалось около 200000 воинов. И когда они день за днем сжигали города, села, замки и, чтобы заслужить индульгенцию, с большей жестокостью, чем язычники, убивали людей того и другого пола, как старых, так и молодых, и сжигали их в пучине огня, страх и трепет охватил сердца многих в Жатецком крае. Поэтому некоторые, покидая хорошо защищенные укрепления, бежали в города, а если сдавались и были ими приняты на милость, то те их не щадили и сжигали так же, как и остальных. А чтобы еще увеличилась их сила, они отправили посольство к королю Сигизмунду, напоминая ему о клятве, данной им в Констанце, чтобы он пришел для борьбы с еретиками с возможно большей военной силой, угрожая, что в противном случае, если он не придет, князья-курфюрсты позаботятся об избрании другого римского короля. Но прежде еще, нежели король Сигизмунд поспешил к их войску из Венгрии, где он тогда находился, плач, крики, стоны женщин, девиц и вдов дошли до слуха господа Иисуса, и гнев божий и справедливое отмщение пали на все неприятельское войско. Ибо всемогущий господь удивительным образом обратил в бегство все.
[120]. Выступление войска Жижки против Сигизмунда
...Когда в [Кутных] Горах стало известно о приходе короля в Лрлеч… Брат Жижка с таборитами стал готовиться к бою и поместился со своими людьми над Горами... и стал дожидаться прибытия короля... Когда же [к ним] прибыли также из Богемской и Моравской земель Бочек, Гашек и г-н Венцеслав, сын г-на Петра, они... в день св. Фомы... и Жижка с пражанами приказали священникам, отслужив утром обедню, громким голосом объявить с амвонов, а глашатаям разгласить по всем улицам, что все они готовы дать бой при встрече с королем, и что они нерушимо исполнят данное ими богу и пражанам обещание защищать евангельскую истину, и что они не испытывают никакого страха перед приближающимся королем, ибо, сохраняя верность своим капитанам, знатные господа, рыцари и все пражское войско скорее сложат свои головы, нежели покинут их и отступят... Но едва они успели отойти на два стадия от города, как войско короля отдельными отрядами стало приближаться к войску пражан. Хотя в большом отряде, короля среди массы вооруженных конных людей находилось несколько сот быков и коров, чтобы внушить их видом страх [неприятелю] и обратить его в бегство, однако бог, который никогда не оставляет своих воинов без помощи, внушил всем, борющимся за истину его, большую твердость духа. Никто среди всего множества вооруженных людей не испытывал никакого страха и готовился к бою, и все пешие, а также все вышедшие вместе с ними из города кутногорцы – некоторые, чтобы помогать братьям, другие, чтобы посмотреть, какое войско возьмет верх, окружив себя со всех сторон возами, расположились внутри со своими цепами и другим оружием и приспособили много пиксид на возах для отражения неприятеля. После того как священники подбодрили их в нескольких словах, все пали на землю и вознесли горячие молитвы к богу, а затем, поднявшись после молитвы, посвятили много воинов в рыцари, чтобы храбрее они бились в защиту истины и приготовились выступить против короля. И когда несколько отрядов короля пытались натиском прорваться сквозь возы, они были при помощи пиксид отражены с большим для них уроном. Такие нападения неприятеля как прелюдия большого боя продолжались до самого вечера.... Итак, пока, как уже было сказано, на поле боя до самой ночи происходили со стороны того и другого войска такого рода военные действия, войско короля разместилось недалеко от войска пражан, с тем чтобы ему доставлялось продовольствие из [Кутных] Гор; табориты с пражанами имели лишь умеренное количество пищи и питья и в холоде постились во славу божью. И, снявшись со своего лагеря, ониподошли к месту, которое занимал король со своими людьми, и, сбив его пушки, выбили самого короля со всем его войском с занятого им места1... (с.276-278).
1 В этом месте хроника неожиданно прерывается. Бои у Кутной Горы окончились грандиозной победой гуситов: сначала Ян Жижка отступил, но потом, 6 января 1422 г., вновь направил удар на войско Сигизмунда, разбил его и непрерывно гнал до самого Немецкого Брода. По дороге Сигизмунд несколько раз пытался дать отпор, но каждый раз терпел поражение.
«Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника», М., 1962.