III. Завоевание Константинополя крестоносцами

Константинополь перед завоеванием

Из хроники Одона Дельского

Одон Дельский – участник II крестового похода.

 

Константинополь – слава Греции, город, известный своими богатствами и еще более богатый, нежели о нем говорят... Внешняя красота [Влахернского дворца] несравненна, а внут­ренность превосходит все, что я мог бы сказать. Везде позо­лота и разнообразие цветов; двор превосходно выстлан мра­мором, и трудно решить, что увеличивает ценность или красоту этого дворца: изумительное ли искусство, употреб­ленное на него, или дорогие материалы, из которых он от­строен. Внутри у самых стен находятся пустопорожние ме­ста... где работает плуг и заступ; они ‘разбиты на огороды, которые доставляют городу всякого рода овощи. Подземные каналы, проведенные извне, доставляют городу в изобилии пресную воду.

«Сборник документов по социально-экономической истории Византии», М., 1951, с.237-239.



Взятие Константинополя крестоносцами (1204 г.)

10. Спустя несколько дней латиняне, видя, что никто не сопротивляется им с суши, пододвинулись ближе к берегу. Конница отступила дальше от моря, а корабли направились в залив. После того одни с суши, другие с моря начали оса­ждать ту башню, к которой была прикреплена тяжеловесная железная цепь, поднимавшаяся в случае нападения неприя­тельского флота.

При этом одни из наших после кратковременного сопро­тивления бежали, другие были убиты или попали в плен; иные по цепи, как по веревке, спустились на наши корабли; многие же, не успев ухватиться за нее, были низвергнуты в море. Разорвав цепь, неприятельский флот весь двинулся впе­ред: наши корабли частью были захвачены, а другие, при­гнанные к берегу и оставленные своими людьми, были раз­рушены. Бедствия являлись в столь разнообразных формах, что едва ли чей ум мог бы постигнуть их вполне. Все это происходило в июле месяце 6711 г. (1203). 3. После того (т. е. после бегства Константина Ласкариса1) неприятель сверх всякого ожидания увидел, что никто не выступает против него с оружием в руках и никто не сопротивляется: напротив, все остается открытым настежь, переулки и перекрестки не защищены, нигде ни малейшей опасности и полная свобода неприятелю. Жители города, предавая себя в руки судьбы, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как то делает­ся в торжественных и праздничных случаях; но и это зрелище не смягчило души латинян, не умилило их и не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только част­ное имущество, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней -идти вперед... О разграбле­нии главного храма [св. Софии] нельзя и слушать равно­душно. Святые аналои, затканные драгоценностями и необык­новенной красоты, приводившей в изумление, были разруб­лены на куски и разделены между воинами вместе с другими великолепными вещами. Когда им было нужно вынести из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искус­ства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в при­творы храмов мулов и лошадей с седлами; животные, пугаясь блестящего пола, не хотели войти, но они били их и таким образом оскверняли их калом и кровью священный пол храма.

4... Было весьма трудно смягчить мольбами и умилости­вить варваров, раздраженных и исполненных желчи до того, что ничто не могло противостоять их ярости; если кто и делал такую попытку, то его считали безумным и смеялись над ним. Кто сколько-нибудь им противоречил или отказывал в тре­бованиях, тому угрожал нож; и не было никого, кто в этот день не плакал. На перекрестках, в переулках, в храмах – повсюду жалобы и плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин, грабежи, прелюбодейство, плен, разлука друзей. Благородные покрылись бесчестьем, старцы плакали, богатые бродили ограбленными. Все это повторялось на площадях, в закоулках, храмах, подвалах. Не было места, которое оста­валось бы нетронутым или могло бы служить убежищем для страдальцев. Бедствия распространялись повсюду...

6. Когда они начали делить по жребию провинции и го­рода, то при этом обнаружили бессмыслие, чтобы не сказать глупость людей, надутых изумительным чванством. Смотря на себя как на царей царствующих и как бы держа в своей деснице вселенную, латиняне разослали по греческим провинциям людей, для того чтобы разделить их по жребию на основании годовых доходов.

В этот дележ вошли даже вла­дения других народов: так, в число жребиев были включены Александрия, знаменитый город, лежащий на Ниле, Ливия, простирающаяся до Нумидии и Кадикса, далее парфяне2, персы3, земля восточных иберов4, Ассирия5, Гиркания6 и другие восточные страны, орошаемые великими реками. Не были забыты и страны, лежащие на севере: они были разде­лены также по жребию. Один восхвалял свои города, их до­ходы и луга, где кормились лошади; другой говорил о всяких благах доставшейся ему доли; иные спорили за раздел горо­дов; иные же менялись городами и переделывали границы. Многие весьма желали отправиться для завоевания Икония7. Городские же ворота и часть цепи, охранявшей гавань, они отослали с многими кораблями в Сирию, к своим землякам8, извещая вместе с тем о взятии города.

1 Константин Ласкарис был провозглашен императором после бегства Мурзуфла, в день захвата города крестоносцами (13 апреля).

2 Здесь и далее Хониат, по обыкновению авторов того времени, упо­требляет древние наименования народов и стран вместо современных ему, иод «парфянами» следует понимать, вероятно, жителей каких-то областей Месопотамии.

3 Вероятно, также население Междуречья.

4 Северная Месопотамия (?).

5 Грузин области Лазика (?).

6 Гиркания древнее название страны, лежавшей на юго-восточных териториях.

7 Иконий – сельджукский султанат в Малой Азии.

8 Имеются в виду государства крестоносцев на Востоке.

 

Nicetae Choniatae Historia, p.718-788. Цих. по: «Сборник документов по социально-экономической истории Византии», М., 1951, с.241-242.



IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, КЛАССОВАЯ БОРЬБА

10. Восстание крестьян в Вифинии 1 в 1262 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: