Тема II. Горелова Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // педагогика. – 2002. – № 6. – с. 61–66

Состояние учителя, чья профессиональная компетенция подлежит разрядно-квалификационной оценке со стороны администрации, можно охарактеризовать как педагогический стресс. Сложившееся противоречие между сверхнормативными социальными требованиями к его профессиональной деятельности и весьма невысокой оценкой труда со стороны государства приводит к отторжению теоретических установок, негативизму, скептицизму и апатии, т.е. к профессионально-личностной дезадаптации. От детализации ЗУНов и способностей в оценке труда каждого конкретного учителя, мы полагаем, следует отказаться в пользу анализа его личностного стиля деятельности, позволяющего ему держаться "на плаву", в течение многих лет быть профессионально состоятельным и добиваться положительных результатов в своем нелегком труде.

На эгоцентристском уровне преобладают мотивы личной выгоды, удобства, престижности и т.п. Удовлетворенность собой и своей деятельностью (лишь этой саморегулирующей сферой профессионального самосознания учителя) достигает максимального значения и превращается в свою противоположность – маховик, разрушающий систему саморегуляции, что ведет к еще большим деформациям самосознания.

Жизнедеятельность педагога со стереотипнозависимым уровнем самосознания определяется его близким окружением, сообществом, с которым он себя либо отождествляет, либо ставит выше. Следствием такого уподобления обычно становятся утрата творческого начала и неизбежное следование ценностным групповым ориентациям не всегда высокого качества. Такому учителю приходится прибегать к педагогическому насилию по отношению к детям. Ответная агрессия с их стороны негативно влияет на профессиональную мотивацию и самочувствие учителя, обусловливая профессионально-личностную дезадаптацию. Поскольку без творчества невозможен процесс самоактуализации и самопознания, а концентрация внимания на группе, деление людей на "своих" и "чужих" тормозят процессы глубокой рефлексии и не способствуют поиску конструктивных способов преодоления трудностей, то естественно, что этот уровень самосознания не обеспечивает гарантий для выхода педагога из кризисных состояний, связанных с профессией, возрастом, сменой социальной ситуации и другими форс-мажорными обстоятельствами.

Субъектно-универсальный уровень представляет высшую степень профессионального самосознания учителя. Его главные характеристики связаны с внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов труда, которые принесут благо другим. Он становится основанием для достижения высшей степени самосознания, которая порождена свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого обусловливает стремление к творчеству, самовыражению и самоактуализации. Для педагога данный уровень характеризуется гармоничным развитием профессионального самосознания. Благодаря рефлексии социальных, общечеловеческих смыслов своей деятельности он строит систему отношений с детьми, признавая их самоценность (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет и осознает себя творческой личностью, направляет педагогическую деятельность на развитие уникальной сущности каждого ребенка и в своем труде развивает себя как личность и как профессионала.

К ключевым принципам определения стиля педагогической деятельности относят компенсацию и личностную индивидуальность. При этом первый принцип рассматривается на трех уровнях: 1) отдельной психической функции
(Л. С. Выготский, 1931; Н. А. Вигдорчик, 1983); 2) замещения психических или физических недостатков свойствами личности (К. К. Платонов, 1981) и
3) компенсации на уровне конкретной профессиональной деятельности
(В. Д. Шадриков, 1983; Н. П. Ансимова, 1986). Развитие личностной индивидуальности – ключ к пониманию успеха современного учителя. Это конкретизация принципа единства личности (как социальной индивидуальности) и деятельности. Уровень развития личности работника образования более чем в какой-либо другой сфере предопределяет успешность его профессиональной деятельности.

Понятие "индивидуальный стиль деятельности" прочно утвердилось в психологии. В работах по этой проблематике часто ссылаются на два определения, данных Е. А. Климовым. В узком смысле – это "обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности", а в широком – "индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" [4, с. 49].

Обратим внимание на тот факт, что стиль деятельности рассматривается как необходимое условие адаптации субъекта к тем или иным ситуациям. Идея о том, что в стиле профессиональной деятельности проявляются адаптивные механизмы личности, представляется нам весьма плодотворной с той оговоркой, что понятие адаптации трактуется в более широком смысле, чем просто приспособление к среде. Принимая за исходную позицию концепцию индивидуального стиля деятельности и понятие "интегральная индивидуальность", заметим, что в связи с последними теоретическими разработками психологии личности (имеются в виду концепции "метаиндивидности", "субъектности", "инобытия личности в других", "дискретности пространства деятельности") понятие стиля деятельности в дальнейшем будет утверждаться и развиваться.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: