Тема III. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // педагогика. – 1998. – № 5. – с. 32

Перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием для того, чтобы дать человечеству возможность продвигаться вперед к идеалам мира, свободы и социальной справедливости. Исходя из этого, Комиссия хотела бы подчеркнуть решающую роль образования в деле развития личности на протяжении всей ее жизни, а также развития всего общества. Конечно, это не панацея, не ключ для решения всех проблем в мире, стремящемся к достижению своих идеалов, а всего лишь одно из средств, которое, однако, более чем какое-либо другое служит гармоничному и подлинному развитию человека, цель которого заключается в том, чтобы покончить с нищетой, отторжением, непониманием, угнетением и войнами...

Комиссия хотела бы, чтобы это ее убеждение, основанное н.1 анализе, размышлениях и предложениях, стало достоянием большого числа людей в момент, когда политика в области образования подвергается острой критике или, по причинам экономического и финансового характера, отодвигается на второй план в ряду приоритетов.

Следует ли подчеркивать именно этот аспект проблемы? Комиссия считает, что следует прежде всего думать о детях и подростках, которые завтра примут Jciacpel) нынешних поколений, которым свойственна тенденция слишком сосредоточиваться на своих собственных проблемах. Образование – это любовь к детям, к молодежи, которых мы должны интегрировать в наше общество, найти для них достойное место в рамках системы образования, а также семьи, общины и всей нации. Необходимо постоянно напоминать об этом первейшем нашем долге при выборе различных направлений в области политики, экономики и финансов. Перефразируя слова поэта, можно сказать, что ребенок – это будущее человечества.

В конце нашего грохочущего века, для которого были характерны как экономический и научный прогресс, так и неравномерное использование их плодов накануне нового века, в момент, когда тревога за будущее спорит с надеждой, необходимо, чтобы все те, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования. Комиссия рассматривает политику в области образования как постоянный процесс обогащения знаний, умений и, в значительной степени, как процесс создания личности и отношений между отдельными людьми, группами и народами.

В соответствии со своим мандатом члены Комиссии исходили именно из такой перспективы и вполне обоснованно подчеркнули главенствующую роль ЮНЕСКО, что соответствует идеям, заложенным при ее создании и основанным на надежде на лучший мир, поскольку речь идет об уважении прав людей, как мужчин, так и женщин, взаимопонимании, на основе которых прогресс в области знаний должен стать не средством разделения людей, а содействовать прогрессу всего человечества.

Конечно, наша Комиссия не может решить эту задачу, заключающуюся, в частности, в том, чтобы преодолеть чрезвычайно обширное разнообразие в этой области, существующее в мире, и дать точный анализ и сформулировать выводы, которые удовлетворяли бы всех.

 

 

Тема IV. Ежова Н. М. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ШКОЛЫ. – Спб.: ЦПО, Изд-во «Информатизация образования», 2004. – 36 с.

Школа и компьютер

На первом этапе (начало 60-х годов) главным критерием эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку систем и сэкономленными при их использовании денежными средствами [11]. При этом пользователям приходилось мириться с тем существенным недостатком, что формы представления и обработки информации, привычные для человека, ЭВМ недоступны [9]. Они прибегали к помощи профессиональных математиков-программистов, которые переводили алгоритм решения в машинные коды и вводили эти данные с помощью перфокарт или перфолент на обработку.

Совершенствование ЭВМ позволили перейти к применению машины в сфере массового использования. Стало доступным главное ее достоинство – обработка информации различной природы, преобразованной в цифровой вид и представление результатов обработки в привычном для человека виде.

С годами менялся технический уровень ЭВМ, росла обеспеченность школ электронно-вычислительной техникой. Повышалось качество технического и программного обеспечения, росли возможности представления информации и диалога «человек – машина» (графика, мультимедиа, гипертекст, звуковое сопровождение). Соответственно, расширялись возможности создания компьютерных средств, моделирующих различные средства обучения.

Основные направления

К концу ХХ века компьютер превратился в «обыденный» производственный инструмент. С его помощью в различных сферах деятельности решались такие практические задачи, как проведение бухгалтерских и инженерных расчетов, составление различных форм документации, построение баз данных. Использование различных языков программирования (BASIC, PASCAL и другие) уже не требовало специальных знаний, для применения компьютеров в любой профессиональной деятельности достаточно было понимания основных принципов работы ЭВМ и методологии представления задач в требуемом виде. По аналогии со знанием письменной грамоты, такие навыки стали называть «компьютерной грамотностью» Сам процесс внедрения компьютеров и компьютерных технологий именовался «компьютеризацией», или «информатизацией».

За рубежом уже на начальном этапе информатизация рассматривалась не только как приобретение алгоритмической культуры, но и как освоение естественных и гуманитарных наук посредством программирования.

 

Энтузиасты информатизации школы, наряду с развитием «компьютерной грамотности», вели разработку всевозможных программных средств, позволяющих применять ЭВМ в обучении детей.

В 70-е годы прошлого века С. Пейпертом и группой ЛОГО из лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института эти идеи были воплощены при разработке семейства полноценных языков программирования LOGO (от греческого logos – мысль, слово), предназначенных для детей. Для новичков, овладевающих основами программирования, был разработан особый фрагмент языка LOGO – «Разговор с Черепашкой».

Черепашка представляла собой объект (компьютерный робот или треугольник на экране компьютера), у которого только одно назначение – работать по соответствующей программе, составленной на этом языке. Язык содержит команды перемещения (ВПЕРЕД, НАЗАД, ПОВЕРНУТЬ и др.) на заданное число шагов. Черепашка обладала такими свойствами, как положение в пространстве и направление перемещения. При своем движении она прочерчивала линию на экране С. Пейперт рассматривал Черепашку как средство изучения геометрии. «Занятия с Черепашкой мобилизуют знания ребенка о движении, и он получает удовольствие, двигаясь сам. Поскольку ребенку хорошо известна «геометрия собственного тела», то, взяв эти знания за исходную точку, легко перекинуть мост в формальную геометрию» [19]. Обобщая свои исследовательские работы, С. Пейперт говорит о том, что «среда обучения с Черепашкой – пример искусственного (то есть сознательно придуманного) учебного материала». Результатом работы ребенка в такой среде становится не только изучение основ программирования, но и приобретение геометрических знаний вычислительным методом. «Геометрия Черепашки – это вычислительный стиль построения этой области знаний» [19].

Созданные исследовательской лабораторией ЛОГО-миры используются до сих пор для освоения принципов программирования [10; 12], однако при дальнейшем использовании они не оправдали надежд своих создателей на «учение без учебных программ»

В России использование компьютеров в обучении предполагало приобретение компьютерной грамотности учениками выпускных классов. Инициатором идей информатизации школьного образования был выдающийся математик и программист академик А. П. Ершов. Под его руководством в лаборатории кафедры вычислительной математики механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова были созданы школьный учебник «Основы информатики и вычислительной техники», пособие для учителя и соответствующее им программное обеспечение, до 90-х годов остававшиеся безальтернативными пособиями для школ [7].

Курс Ершова не требовал обязательного использования компьютера в процессе обучения. По мнению специалистов, занимавшихся в те годы вопросами информатизации школьного образования, учебник можно было успешно использовать для любого из курсов, так как в нем были учтены различные условия изучения дисциплины в советских школах:

– при свободном доступе к ЭВМ – машинный курс;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: