Правовое регулирование учёта, отчётности анализа в хозяйственной деятельности

БУ – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности; БО - система показателей, содержащая информацию о результатах ХД и финансовом положении организации. Консолидированная БО- отчетность организации как единой экономической единицы, отражающая финансовое положение, финансовые результаты хозяйственной деятельности и движение денежных средств юридического лица и его обособленных подразделений.

 Гос рег осуществляется Президентом, Национальным собранием, Советом Министров и др гос орг в пределах их компетенции. Общее методологическое руководство осуществляет Министерство финансов. В банковской сфере – НБ.

Субъектами учета и отчетности являются: ЮЛ, зарег на террит РБ; филиалы и представительства, в тч иностр орг-ий; хоз группы; простые товарищества; государственные органы, не являющиеся Юл.

Объекты БУ: активы организации, то есть имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций;

обязательства субъекта хозяйствования. Под обязательствами для целей бухгалтерского учета и отчетности понимается задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала;    

хозяйственные операции, то есть действие организации или событие, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании ее активов и (или) пассивов..

Цель прав регул БУ, О, АХД соблюдение единообразия ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций; сопоставимости учетной информации; достоверности учетной информации каждой организации.

Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке:

– первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики;

– второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь, и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета;

– третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов;

– четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации (документы, определяющие учетную политику организации).

Руководитель организации обязан организовать бух. учет и создать необх-е условия для правильного его ведения, должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и раб-ми, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бух. учета. Рук-ль вправе в завис-ти от объема учетной работы: 1)создать бух. службу возглавляемую главным бухгалтером; 2)ввести в штат должность бухгалтера;3)передать на договорных началах ведение бух. учета орг-и, оказывающей услуги по ведению бух. учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся ИП.4)вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим законод-вом. Главбух назначается на должность и освобождается от должности рук-ем орг-и в соотв. с ее учред-ми док-ми.На должность гл. бух-ра. назн-ся лицо, имеющее высшее спец. образование, а в искл-х случаях – лицо, не имеющее высшего спец. образования, при наличии у него спец. образования и стажа работы по специальности бух-ра не менее 5 лет. Гл. бух-ер, осущ-ий руководство бух. учетом в организации, подчиняется непосредственно рук-лю организации.

Учетная политика - совокуп-ть способов ведения бух. учета, избранных предприятием в кач-ве соотв-х условиям хоз-ния, Включает в себя: описание принятых методов и способов ведения бух. учета; план счетов бух. учета; применяемые организацией самостоятельно разраб-ые учетные док-ты при отсутствии утвер-ых в соотв. с З-ом о бухучете типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них инф-ции; прим-ые организацией регистры бухгалтерского учета;регламентацию движения первичных учетных док-тов и регистров бух. учета.

Бух. отчетность должна сост-ся в соотв. с законодат-ом РБ и давать достоверное и полное представление об имущ-ом и финан-ом положении организации, и о финансовых рез-тах ее деят-сти.

Некоммерческие орг-ии, не осущ-щие предпр-ую деят-сть и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров(работ, услуг), представляют бух. отчетность в упрощенном составе:1)бух. баланс;2)отчет о прибылях и убытках;3) отчет о целевом испол-ии полученных средств. У остальных орг-ий бух. отчетность состоит из:1) бух. баланса;2) отчета о прибылях и убытках;3) отчета об изменении капитала;4) отчета о движении денежных средств;5) приложений, предусм. ПНА по бух. учету и отчетности;6) пояснительной записки. Бух. отчетность сост-ся за отчетный год(календ-ный год – с 1 января по 31 декабря вкл-но), для вновь созд-ых орг-ций – с даты их государственной регистрации, создания по 31 декабря вкл-но. Орг-ии, финан-мые из бюджета, предст-ют месячную, квартальную и годовую бух. отчетность в порядке и сроки, определенные МинФином РБ.

Инвентаризация активов и обязательств производ-ся для обесп-я достоверн-х данных бухучета. Порядок и сроки провед-я опред. рук-м.Проведение инвентаризации обязательно:1)при передаче активов гос. УП в аренду, их купле-продаже;2) при реорганизации или ликвидации организации;3) перед сост-ем годовой бух. отчетности;4) при смене рук-ля орг-ии и материально ответ-ных лиц;5) при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов;6) при чрезвыч. обстоят-вах.

Анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводиться в целях опред-я наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущ-ва для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения упр-му. Он пров-одся в целях опр-я возможности или невозмож-ти восст-ния платежеспособ-сти долж-ка, мер по восстан-ию платежеспос-сти должника Ответственность за нарушение з-ва о бух. учете и отчетности предусм. гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow