С 2014 года вступил в силу закон РБ «Об инвестициях», согласно которому под инвестициями понимают - любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на законном основании, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:
· движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;
· права требования, имеющие оценку их стоимости;
· иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Формами участия государства в инвестиционной деятельности являются. 1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: 1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета; 1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности; 1.3. предоставления гарантий Правительства РБ по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; 1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; 1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. 2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: 2.1. оказания инвесторам государственной поддержки; 2.2. защиты интересов инвесторов; 2.3. создания на территории РБ свободных экономических зон; 2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами; 2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции; 2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; 2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг; 2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; и др.
Гос. поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:
гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам.
Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий.
Под концессией понимается договор, заключаемый с одной стор.- Республикой Беларусь (концедент), с друг.стор. - (национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры), о передаче на возмездной или безв-ой основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.
Объектами концессии могут являться :- право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые закреплено исключительное право государства, – по решению Президента Республики Беларусь;
-недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, – в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.
По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.
Сторонами в концессионном договоре выступают: с одной стороны – Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) (концедент); с другой стороны – лица указанные ранее в определении концессии (концессионер).
Концессионный договор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на: -срок действия концессионного договора; - виды деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии; - права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора; - обязательства концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности; - право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы); - территорию Республики Беларусь или ее часть, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности (если объектом концессии является право на осуществление отдельных видов деятельности),; - обязанность концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Беларусь и правила техники безопасности; - обязанность концессионера соблюдать законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - порядок проверки деятельности концессионера; - ответственность сторон договора; - порядок и орган разрешения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из концессионного договора.
К концессионным договорам относятся: 1. полный концессионный договор; 2. концессионный договор о разделе продукции; 3. концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).
Под полным концессионным договором понимается концессионный договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию, при этом конц-р не осв-ся от налогов.
Под концессионным договором о разделе продукции понимается концессионный договор, согласно условиям которого произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых концессионным договором. При этом концессионер в соответствии с условиями договора полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей.
Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается концессионный договор, в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) с риском вознаграждение концессионеру выплачивается лишь при условии достижения концессионером результата, предусмотренного в концессионном договоре. При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) без риска вознаграждение концессионеру выплачивается за оказанные им услуги (выполненные работы) вне зависимости от достигнутого результата.