Гос регулирование инвестиционной деятельности в РБ

С 2014 года вступил в силу закон РБ «Об инвестициях», согласно которому под инвестициями понимают -  любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на законном основании, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности:

· движимое и недвижимое имущество, в том числе акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории Республики Беларусь, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты;

· права требования, имеющие оценку их стоимости;

· иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Формами участия государства в инвестиционной деятельности являются. 1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: 1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета; 1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности; 1.3. предоставления гарантий Правительства РБ по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов; 1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов; 1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. 2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: 2.1. оказания инвесторам государственной поддержки; 2.2. защиты интересов инвесторов; 2.3. создания на территории РБ свободных экономических зон; 2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами; 2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции; 2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; 2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг; 2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; и др.

Гос. поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:

гарантий Правительства Республики Беларусь; централизованных инвестиционных ресурсов.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением иных ее видов, а также установлением дополнительных гарантий инвесторам.

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий.

Под концессией понимается договор, заключаемый с одной стор.- Республикой Беларусь (концедент), с друг.стор. - (национальные инвесторы, в том числе юридические лица частной формы собственности либо (и) юридические лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры), о передаче на возмездной или безв-ой основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Объектами концессии могут являться :- право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые закреплено исключительное право государства, – по решению Президента Республики Беларусь;

-недра, воды, леса, земли, а также объекты (в том числе предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, – в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.

По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

Сторонами в концессионном договоре выступают: с одной стороны – Республика Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) (концедент); с другой стороны – лица указанные ранее в определении концессии (концессионер).

Концессионный договор в качестве обязательных условий должен включать в себя указание на: -срок действия концессионного договора; - виды деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, или описание имущества, являющегося объектом концессии; - права сторон по принятию решений, связанных с выполнением договора; - обязательства концессионного органа перед концессионером по выдаче ему разрешительных документов, необходимых для осуществления предусмотренной договором деятельности; - право собственности на произведенную продукцию и полученную прибыль (доходы); - территорию Республики Беларусь или ее часть, на которой концессионер имеет право, в том числе и исключительное, осуществлять отдельные виды деятельности (если объектом концессии является право на осуществление отдельных видов деятельности),; - обязанность концессионера соблюдать трудовое законодательство Республики Беларусь и правила техники безопасности; - обязанность концессионера соблюдать законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; - порядок проверки деятельности концессионера; - ответственность сторон договора; - порядок и орган разрешения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из концессионного договора.

К концессионным договорам относятся: 1. полный концессионный договор; 2. концессионный договор о разделе продукции; 3. концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).

Под полным концессионным договором понимается концессионный договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию, при этом конц-р не осв-ся от налогов.

Под концессионным договором о разделе продукции понимается концессионный договор, согласно условиям которого произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых концессионным договором. При этом концессионер в соответствии с условиями договора полностью или частично освобождается от уплаты налогов и других обязательных платежей.

Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается концессионный договор, в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) с риском вознаграждение концессионеру выплачивается лишь при условии достижения концессионером результата, предусмотренного в концессионном договоре. При заключении концессионного договора об оказании услуг (выполнении работ) без риска вознаграждение концессионеру выплачивается за оказанные им услуги (выполненные работы) вне зависимости от достигнутого результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: