Роль театра в жизни и воспитании

 

Среди литургий, которые исполняли граждане, неоднократно называлась хорегия - постановка хоров, сопровождавших театральные представления.

В каждом греческом городе наряду с пританией, где заседали дежурные члены Совета, дикостерием - зданием для суда присяжных, имелся театр. Размеры греческих театров должны были соответствовать величине гражданского коллектива, ибо все граждане и девушки до замужества имели право его посещать. Начало театральных представлений, истоки театра ведут нас к песнопениям в честь бога виноградарства и виноделия. Такие песнопения назывались «дифирамбами».

6.1. Культ Диониса. Корни культа Диониса - Вакха уходят в глубокую древность. Жители Фракии и Фригии, Лидии поклонялись божеству, свиту которого составляли обитатели гор, лесов - менады, вакханки, сатиры. В честь этого божества исполнялись коллективные танцы, но бог становился видимым только тогда, когда его почитатели впадали в экстаз. Со временем культ Диониса распространился по всей Элладе. Под громкие звуки тимпанов и флейт чествовали бога, окруженного жителями лесов и гор, люди, и много чудес приписывали ему. Он мог наслать безумие на нарушившего обычай; в его присутствии зацветали мачты кораблей, превращаясь в виноградную лозу. Это божество почитали те, кто трудом своим будил землю, кто сажал и возделывал виноград. Так Дионис со временем стал покровителем сельских тружеников. Именно поэтому в VII в. до н.э. почитатели Диониса вызывали гнев со стороны знати, считавшей его второстепенным божеством. Позднее родилась легенда о происхождении бога, в которой говорилось, что родителями его были Зевс и дочь фиванского царя Симела. Но Симела умерла, когда ее сын еще находился в утробе матери, и Зевс сам выносил младенца, поместив его в бедро. Няньками Диониса стали нимфы и сестра Симелы Ино. Спутниками бога были Мета, Харита и Эйрене - опьянение, прелесть и мир.

В VI в. до н.э. - в период тирании Писистрата - деревянная статуя Диониса из небольшого городка Аттики, на границе с Беотией - Элевферы, была перенесена в Афины, где строится жилище бога - храм, а рядом с ним сооружается небольшая площадка - одеон, где проходили состязания поэтов, прославлявших деяния Диониса, тех, кто пел ему дифирамбы. Первоначально Дионисии отмечались в ноябре-декабре, когда заканчивались сельские работы - сельские Дионисии. Писистрат установил и городские Дионисии. Они справлялись в течение пяти дней в феврале - марте. Это были городские, или Великие Дионисии. После Великих Дионисий открывалось мореплавание.

6.2. Драматурги Эллады. Во время Великих Дионисий изображение бога выносили из храма, переодетые почитатели его изображали сатиров, предводительствуемых Силеном, водили хороводы. Хор сатиров исполнял песни козлов - трагедии. Позднее наряду с хором появляется декламатор, задача которого давать пояснения по ходу представления. Так возникает диалог, а из песнопений (трагедий) рождается театр. Величайшие драматурги древности (Эсхил и Софокл) ввели в действие второе и третье лицо - актера. И действие отделилось от хора. Это было время становления театральных представлений, греческой драмы.

Для постановки драмы требовались уже более значительные площадки, и зрелище было перенесено в каменное здание театра.

Зрители, приходившие в театр, часто знали, о чем пойдет речь в спектакле, ибо в основе драм, за небольшим исключением, лежали различные мифы, но каждый из их создателей по-новому разрабатывал привычные сюжеты. Построение трагедии было подчинено строгой схеме. Сначала актер исполнял пролог, затем вступал хор, после него разыгрывались различные сцены, отделенные друг от друга и комментируемые выступлением хора. Заключал представление также хор.

Великие Дионисии являлись временем состязания поэтов. Длились они три дня. В каждый из них исполнялась тетралогия: три трагедии одного автора, объединенные общим сюжетом, и ставилась сатировская драма. Три драматурга допускались к состязанию, и побежденному доставалось третье место.

Расцвет греческого театра приходится на период творчества величайших драматургов Греции - Эсхила, Софокла и Еврипида. Жизни их оказались чудесным образом переплетенными. Античная традиция свидетельствует, что Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.) принимал участие в сражении при Марафоне и Саламинской битве, завершившихся победой эллинов. Он тринадцать раз занимал первое место в состязаниях драматургов, написал около 90 трагедий.

Когда афинские воины вернулись после Саламина на родную землю, в их честь был устроен праздник. Участвовал в этом празднике молодой Софокл (496 - 406 гг. до н.э.). Он руководил хором мальчиков-эфебов, прославлявших защитников греческой земли. Так в 480 г. до н.э. встретились в первый раз два будущих соперника на театральных подмостках. Софоклу присуждали первое место двадцать четыре раза, а создал он 123 драмы, посвященные борьбе человека с роком - судьбой. Но, как и Эсхил, Софокл прежде всего был гражданином и поэтому принимал участие в важнейших государственных делах. Сограждане избрали его в 441 г. до н.э. стратегом, доверили хранить казну Афинского морского союза, возникшего в период Персидской войны.

В тот день, когда победители при Саламине вступили на землю Аттики, родился третий из плеяды знаменитых драматургов Эллады - Еврипид (480 - 406 гг. до н.э.). В изображении страстей человека он ушел дальше своих старших современников и соперников. Герои Еврипида сами вершат свою судьбу. Определяет жизнь человека не столько рок, сколько характер, - считал Еврипид. Поставив 22 тетралогии, он четырежды удостоился венка победителя.

Невозможно говорить о греческой драме и не привести хотя бы несколько строк, звучавших в греческом театре.

Богоборец Прометей, прикованный к скалам, терпя муки от терзающих его печень птиц, обращается в драме Эсхила к зрителям:

        Но объяснить хочу вам все значение

        Моих благодеяний... Раньше люди

        Смотрели и не видели и, слыша,

        Не слыхали, в каких-то грезах сонных

        Влачили жизнь; не знали древоделия,

        Не строили домов из кирпича,

        Ютились в глубине пещер подземных,

        Бессолнечных, подобно муравьям...

        Я научил их первой из наук -

        Науке числ и грамоте: Я дал им

        И творческую память, матерь Муз,

        И первый я поработил ярму

        Животных диких; облегчая людям

        Тяжелый труд телесный, я запряг

        В повозки лошадей, узде послушных, -

        Роскошного богатства красоту.

Посланцу богов Гермесу на его призыв к смирению, Прометей отвечает:

        Знай хорошо, что я б не променял

        Моих скорбей на рабское служенье.

Театр был воспитателем и учителем. Речи героев драм, наполненные афоризмами, заставляли задуматься над жизнью.

       Кто ищет, тот находит;

       Не ищешь что, то вечно ускользает.

       Надежды край схвати - и ты спасен, -

внушал Софокл своим согражданам в драме «Эдип».

 

И вторил хор:

      Стерпись паденья

      Решений быстрых ненадежен путь.

Заключают эту драму слова старца, одного из тех, кто составлял хор, давая по ходу действия комментарии:

        Жди же смертный, в каждой жизни

                                завершающего дня;

        Не считай счастливым мужа под улыбкой

                                                            божества

        Раньше, чем стопой безбольной рубежа

                                                      коснется он.

Драму «Эдип-царь» Софокл, посвятивший многие из своих произведений року, создал в 429 г. до н.э., когда ему было шестьдесят пять лет. Позднее девяностолетний Софокл еще раз обращается к трагедии Эдипа, поставив драму «Эдип в Колоне». Драматург хотел понять, можно ли преодолеть то, что предопределено судьбой. Сюжет мифа об Эдипе был хорошо знаком современникам драматурга.

Начало драмы «Эдип-царь» разворачивается в те дни, когда Эдип достиг вершины величия. Он стоит на ступеньках своего дворца и слушает мольбы народа. Фивы постигло страшное бедствие - эпидемия губит все живое - и людей, и животных:

Из-за чего же разгневались боги?

Они покарали его царство и его самого за преступление, в совершении которого он, в сущности, не был виновен, ибо то, что свершилось, было предначертано еще до рождения Эдипа. Было предсказано, что он убьет своего отца. Воспитанный вдали от родного очага (в Коринфе), Эдип на дорогах странствий убил старца, не зная, что это его отец Лайя. Так свершилось предсказанное. Разгадав загадку сфинкса, Эдип получает Фиванский трон и женится на вдове убитого, не ведая, что это его мать. За эти предначертанные судьбой преступления и карают боги фиванский народ. Чтобы прекратился мор, убийцу Лайи следовало изгнать. Судьбой было даровано достичь величия, чтобы затем отнять все. Узнав правду, Эдип ослепил себя: он собственной рукой наказывает убийцу - и затем, как и повелели боги, покидает Фивы.

Драма об Эдипе ставила перед зрителями вопросы: что движет человеком? Можно ли избежать судьбы?

Эдип расплачивается за проступок отца, которому боги, дав предсказание о сыне-отцеубийце, запрещали его иметь.

Софокл оправдывает Эдипа: он не виновен, но он жертвует собой, чтобы спасти родину. Виновны боги, предопределившие судьбу Эдипа еще до его рождения, - к такому выводу склоняется драматург. Хор, участвующий в представлении, полон почтения к богам, но и жалости по отношению к «преступному царю». Человек не может познать волю богов и свою судьбу, над ним довлеет рок, но человек должен действовать, ибо в выборе поступков он все же свободен: Эдип сам наказывает себя, ослепляя. Это ответ Софокла, но все же для него, как и других его современников, божественное - это тайна, это порядок, вносимый божествами в жизнь человека.

Драма об Эдипе-царе концентрированно выражает одну из главнейших особенностей мировоззрения эллинов: существующее освящено всепроницающей волей богов. Царствуют в мире боги и порядок, устанавливаемый ими. Человек должен действовать так, чтобы не разгневать царствующих. Нельзя преступать клятвы - это может вызвать гнев божеств, которых следует умилостивить жертвоприношениями, благой жизнью - за это может последовать награда, пусть даже после окончания земных дней. Последняя драма, написанная на пороге жизни самого Софокла, - это рассказ о последних днях слепого Эдипа («Эдип в Колоне»). Рассказ о преодолении жизненного пути человеком, который, благодаря терпению, покорности (все же покорности) судьбе и благородству, перешагнул порог смерти, став героем-покровителем местечка Колоны в Аттике, где завершились его земные дни. Судьба Эдипа - великолепный пример познания значимости жизни и преодоления ее тягот во имя других.

Итак, у Софокла рок, судьба, воля богов все же довлеют над человеком, но в то же время:

           В мире много сил великих,

         Но сильнее человека

         Нет в природе ничего.

         Мчится он непобедимый

         По волнам седого моря,

         Сквозь ревущий ураган, -

поет гимн человеку Софокл в другой драме, также относящейся к циклу сказаний об Эдипе, в «Антигоне».

Язык драм Эсхила и Софокла строг и возвышен. Их герои страдают, но это величественные страдания. Иначе ведут себя действующие лица произведений Еврипида. Они ближе к реальной жизни, ее печалям и страстям. Какая боль и безысходность заключены в мольбе Ифигении, несчастной дочери Агамемнона, которой суждено стать жертвой во имя благополучия похода к стенам Трои:

                                                Но природа

         Судила мне одно искусство - слезы,

         И этот дар тебе я приношу...

         Я здесь, отец, у ног твоих, как ветка,

         Молящих дар; такая ж, как она,

         Я хрупкая, но рождена тобою...

         О, не губи безвременно меня.

         Глядеть на свет так сладко, и спускаться

         В подземный мир так страшно - пощади!

         Я первая тебе «отец» сказала,

         И ты мне первой «дочка». Помнишь, я

         К тебе взбиралась на колени с лаской?

         О, как ты сам меня тогда ласкал.

         А я в ответ, вот как теперь, твоих

         Касаясь щек: «О, если б дали боги

         Тебя, отец, когда ты будешь стар,

         В дому своем мне нежить, вспоминая,

         Как ты меня, ребенка, утешал».

В середине III в. до н.э. переработанные сюжеты греческих драм обрели второе рождение в театральных представлениях Рима. Но это уже была и другая эпоха, и другие люди.

6.3. Театр как место зрелищ. Вернемся к тем дням, когда деревянная статуя Диониса была перенесена в сооруженный для нее храм, около которого сначала установили деревянные скамьи. Позднее они были заменены фундаментальной каменной постройкой и вмещали несколько десятков тысяч зрителей.

Как правило, здание театра размещалось на склоне холма. Скамьи для зрителей, возвышаясь уступами, полукольцом охватывали орхестру. Зрительный зал - театрон - разделялся проходами на секции. Первые ряды предназначались для наиболее почитаемых в государстве граждан - это прокедрия. Тем, кто не имел возможности внести плату за посещение театра, выдавался специальный жетон - тессер.

На орхестре - круглой площадке - выступали хор и актеры. В центре ее стоял алтарь Диониса, на котором приносили жертвы, возжигали огонь перед началом представления. За орхестрой размещалась небольшая постройка - скене. По-гречески это слово означает «палатка». Она служила местом для хранения реквизита, переодевания актеров. На стене скене, обращенной к зрителю, помещались декорации. Узкая площадка, почти на уровне земли, непосредственно перед скене, называлась «проскениум» - сюда выходили главные действующие лица. Чтобы сделать актера выше, заметнее зрителям, использовались котурны - специальные платформы, которые одевались на обувь. Большое расстояние между проскениумом и последними рядами зрительного зала не позволяли увидеть мимику актера. Чтобы не только слово, но и «выражение лица» воздействовало на собравшихся в театре, актер по ходу действия менял маски - гнева, страдания, радости.

Проскений и орхестра соединялись между собой ступеньками. Со временем проскениум подняли выше орхестры.

 

Площадь перед царским дворцом. Начинается драма об Эдипе. Чтобы быть выше, актер надел котурны, на его лице маска с седыми завитыми в локоны волосами и бородой - признак зрелого возраста. Старец вышел бы в маске с белыми редкими волосами. Человек средних лет не имел бы бороды.

Эдип выходит из центральной двери дворца, нарисованного на обращенной к зрителю стороны скене. И полилась музыка первых слов драмы:

         Птенцы младые Кадмова гнезда!

         Зачем вы здесь в столь жалобной осанке

         И с ветками просителей в руках?

Ведущий хора, изображающий жреца, вступает в беседу, объясняя происходящее в Фивах:

        Эдип, властитель родины моей!

        Ты видишь сам: всех возрастов пришли мы

        И собрались у алтарей твоих.

        Зачем мы здесь? Ты видишь сам: наш город

        Добычей отдан яростным волнам -

        С кровавой зыбью силы нет бороться.

        Нас захлестнула с головой она.

        Хиреют всходы пажитей роскошных;

        Подкошенные валятся стада...

По ходу действия раскрывается преступление Эдипа. Узнавший истину Эдип, ослепляет себя: он сам сделал выбор.

Актеры покидают проскениум, звучат заключительные слова хора:

         О, сыны земли фиванской! Вот глядите, вот Эдип.

         Он постигший мудрость Сфинкса, он прославленнейший

                                                                                             царь.

         Всем тогда была завидна доля баловня судьбы -

         И она ж в пучину горя ввергла страшную его.

         Жди же, смертный, в каждой жизни завершающего дня;

         Не считай счастливым мужа под улыбкой божества

         Раньше, чем стопой безбольной рубежа коснется он.

                     6.4. Бытописатель Аристофан. Представление о греческом театре будет неполным, если мы не упомянем комедии, прежде всего созданные Аристофаном (ок. 445 - ок. 386 г. до н.э.).

Термин «комедия» происходит от греческих слов «комос» - веселая процессия, праздничное шествие, и «одэ» - песнь. Составной частью празднеств в честь Диониса являлись песни хора, обличавшие пороки, и шуточные сценки, в которых высмеивались глупый богач, хвастун-ученый, плут.

Начиная с 487 - 486 гг. до н.э., комедии ставят на Великих Дионисиях. Известно около 40 имен комедийных поэтов, но произведения их сохранились только в отрывках. Одиннадцать комедий дошли до наших дней полностью. Это произведения Аристофана.

Первая комедия была написана Аристофаном в 427 г. до н.э., в период Пелопоннесской войны. Проблема войны и мира стала одной из центральных тем его творчества. Свою роль как гражданина и поэта он выразил в комедии «Ахарняне» словами:

         Он расскажет в комедии правду.

         Он берется хорошему вас научить, чтобы вечно

                                                      вы счастливы были.

         Он не станет вам льстить, мзды не станет сулить.

                                          не захочет ни лжи, ни обмана

         Он не будет хитрить и чрезмерно хвалить,

                              он хорошему граждан научит.

Критика Аристофана была настолько острой, что один из лидеров периода войны афинян и спартанцев - Клеон - даже пытался привлечь поэта к суду после постановки одной из его комедий. Разорение граждан, обострение противоречий между городским и сельским демосом, обличение пороков присутствовали в несложных по сюжету произведениях комедиографа. И его современники узнавали в них себя.

У старого Демоса - афинского народа - появился новый слуга - раб Пафлагонец, кожевник по профессии. Пользуясь старческой слепотой и доверчивостью Демоса, он льстит ему и угождает, втайне обворовывая старика. Два других раба, которых притеснял Пафлагонец, видят спасение в том, чтобы найти Демосу нового слугу, нового предводителя, еще более нахального и дерзкого, чем Пафлагонец. Таковым оказался Колбасник - грубый неуч, выросший на рынке. Он одолевает Кожевника в споре своим умением льстить. Однако, добившись влияния на Демос, Колбасник омолаживает его и возвращает ему энергию былых лет. Таков сюжет комедии «Всадники», по ходу которой зрители узнавали под маской Пафлагонца своего лидера Клеона, имевшего кожевенную мастерскую.

Открывалось представление с пролога. В диалогах, шутливых обращениях к зрителю в прологе раскрывались содержание пьесы и расстановка действующих лиц.

Итак, звучат слова из пролога «Всадников»:

         Так я начну: у нас хозяин Демос

         Из Пникса; он брюзга, глухой старик,

         Капризен, груб, и до бобов охотник...

         Он в этом месяце купил раба,

         Кожевника по роду пафлагонца,

         Распрощелыгу, преклеветника.

         Так этот вот Кожевник-Пафлагонец,

         Нрав старика узнав, к нему подъехал:

         Стал льстить ему, ласкать, хвалить не в меру,

         Обрезочками кожи одурачил.

         «В суде решив одно лишь дельце, Демос,

         Скорей сходи-ка в баню, - говорит

         Потом приляг, испей, покушай,

         А там и три обола получи.

         Не хочешь ли, подам я ужин?» Живо

         Ему сует. Вот в Пилосе недавно

         Лаконскую я кашу заварил,

         А он, к ней подобравшись потихоньку,

         Из рук моих вытряхивает хитро

         Мою стряпню, несет все господину.

         Прочь гонит нас, прислуживать мешает,

         Над стариком стоит в венке из кожи,

         Ораторов, как мух, прочь отгоняет

         Священные оракулы поет.

         А Демос обожает предсказанья...

Конфликт обозначен. На орхестру выходит хор - начинается парод. Корифей - руководитель хора - подает реплики в диалоге с актерами. Сюжет получает развитие. Затем следует лирическое отступление, в котором автор беседует со зрителями о себе, своих замыслах, обсуждает волнующие всех вопросы:

         Побранить людей порочных - в этом вовсе нет греха,

         Всякий честный согласится, что достойным это честь.

         Станет человек известен, брань и шутки заслужив,

         Ну, а друга дорогого я бы, право, пощадил!

В последней части комедии - эписодии - действие уже не развивается. Эписодий служил для того, чтобы подчеркнуть значение победы главного действующего лица. Наконец, финальная песнь хора - эксод. Актеры и хор торжественно покидают орхестру. Замолкли тимпаны и свирели, опустели скамьи амфитеатра. Праздник закончился, пора возвращаться к делам. Но еще долго на рынке ли, на площади ли народных собраний будут вспоминать афиняне шутки своего бытописателя Аристофана, который, как и драматурги, воспитывал и учил сограждан.

V в. до н.э. для Эллады стал временем расцвета демократии, после Пелопоннесской войны, проявляется разрыв между земельной собственностью и членством в гражданском коллективе.

IV в. до н.э. - это период кризиса греческого классического полиса, завершившегося завоеванием Эллады Македонией, появлением нового типа государств - эллинистических монархий. Но это уже совершенно другой тип взаимоотношений между людьми, внутри коллектива, между гражданином и властью.

 

        7. Современные историки о V в. до н.э.

              (библиографическая справка)

Истории греческих государств V в. до н.э. посвящены многочисленные исследования как российских, так и западноевропейских историков. Среди работ, написанных в начале нашего столетия, интерес вызывают исследования В.Бузескула:

Бузескул В. Афинская демократия. Харьков,1920.

Книга представляет собой переработку вышедшей в 1909 г. «Истории Афинской демократии». Перу исследователя принадлежит также исследование «Перикл и его время». Эти две монографии посвящены анализу развития Афинского плиса, начиная с IX - VIII вв. до н.э. до конца V в. до н.э. Здесь рассмотрены структура государственных органов, взаимоотношения между ними, порядок замещения должностей, международные отношения.

Корзун М.С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444 - 425 гг. до нашей эры. Минск, 1975. 

Минский исследователь сосредоточивает свой интерес на сравнительно небольшом хронологическом периоде накануне Пелопоннесской войны, когда в афинском гражданском коллективе имело место противостояние таких группировок, как умеренная демократия (Перикл), радикальная демократия (Клеон) и олигархическая (Фриних - крайняя олигархия, Фукидид сын Мелесия, представитель умеренных).

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

  Автор рассматривает сюжеты произведений афинского комедиографа и те события, которые привели к их возникновению.

Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя: Парфенон и Эрехтейон. М., 1973.

Основываясь на данных письменных источников, а также непосредственном анализе сооружений Акрополя, автор восстанавливает величественную картину строительной деятельности эпохи Перикла.

Среди научно-популярных сочинений можно отметить:

Кравчук А. Перикл и Аспазия. М., 1991.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: