Историки V в. до н. э

 

Начнем наши рассуждения о событиях, лидерах и обществе V в. до н.э. со знакомства с теми, кто сохранил о них свидетельства.

Итак, первым среди историков V в. до н.э. следует назвать Геродота, занимающего особое место в развитии исторической науки. Цицерон - римский политический деятель и оратор I в. до н.э., обращавшийся неоднократно к трудам греческих историков, назвал его «отцом истории». Но творчество Геродота выросло не на пустом месте - его предшественниками были логографы. На греческом языке «логос» обозначает «слово», «рассказ», а «графе» - писать.

Логографов принято делить на старших - живших ранее Геродота и младших - его современников.

Позднее, в конце V - IV вв. до н.э. этот термин использовался для обозначения тех, кто составлял речи для выступавших в афинском суде в качестве истца или ответчика. Среди составителей речей конца V - начала IV в. до н.э. следует отметить Лисия. Он не был гражданином Афинского государства (эта категория свободных называлась метеками), поэтому сам не мог выступать в суде и писал речи для других, получая за это плату.

Произведения логографов, в которых отражение действительности сочеталось с мифическими, этнографическими и географическими сюжетами, не сохранились полностью. Они известны по отрывкам и в пересказе более поздних создателей исторической прозы. Характеристику творчества предшественников Геродота можно найти у Дионисия Галикарнасского (жил в конце I в. до н.э. - начале I в. н.э.). Представляя читателю Фукидида, он писал: «Я хочу сказать несколько слов и о других историках... Они жили в разных частях Эллады до Пелопоннесской войны. К их числу относятся Эвгеон с Самоса, Деиох с Проконнеса, Эвдем с Пароса, Дамокл Фигелеец, Гекатей Милетянин, Акусилай из Аргоса, Харон из Лампсака, Мелесагор из Халкедона. Несколько ранее Пелопоннесской войны и до времени Фукидида жили Геланик с Лесбоса, Дамаст Сигеец, Ксеномед Хиосец, Ксанф Лидиец и большое количество других.

Они преследовали всегда одну цель: собрать воедино все предания отдельно для каждого народа или государства, которые сохранились у местных жителей или были записаны в религиозных или светских книгах, ничего не добавляя к ним или убавляя от них. В этих сочинениях встречаются мифы, дошедшие от древнейших времен, и некоторые сценического характера перипетии, кажущиеся весьма наивными нынешним людям» (Письмо к Помпею, II).

Упоминает о логографах и Геродот. Так, например, он пишет, что Гекатей вначале не советовал начинать войну против персидского царя, перечисляя все народы, над которыми властвовал Дарий, и указывая на его военную мощь. После того, как он не сумел их убедить, он стал советовать грекам добиваться господства на море (Геродот, V, 36).

Гекатей на основе своих многочисленных путешествий создал «Обозрение земли», где описал Европу и Азию, приложив к труду одну из первых известных нам географических карт, которая была вырезана на медной доске. Другое произведение Гекатея носило название «Генеалогия». Это описание родословного дерева людей, восходящего, согласно античной традиции, к божествам. Останавливая свое внимание на всем, что казалось ему интересным, Гекатей пытается выяснить происхождение некоторых мифических сказаний, закладывая тем самым основы исторической критики.

Среди младших логографов наиболее известным является современник Геродота Гелланик Митиленский (о.Лесбос). Его перу принадлежит ряд произведений, например, «Жрицы Геры Аргосской», «Девкалиония», посвященная истории Фессалии, «Троика», где рассказывается о Троянском походе. Он был первым, кто систематически изложил историю Аттики в книге «Аттида».

Характеристика творчества логографов Дионисия Галикарнасского и дошедшие до нашего времени отрывки из их сочинений позволяют сделать следующие выводы:

1. Большая часть логографов происходила из малоазийских городов или прилегающих к ним островов, опережавших в своем развитии материковые центры собственно Эллады.

2. Они, используя эпические поэмы, предания, светские и религиозные книги, излагали историю отдельных городов или местностей.

3. В произведениях логографов многочисленны отступления: они широко вводят в текст мифы, делают географические и этнографические экскурсы. Однако пытаются трактовать мифологические предания в рационалистическом духе, что свидетельствует о зарождении исторической критики.

Геродот. Для творчества Геродота характерны некоторые черты его предшественников, но главным отличием его «Истории» является то, что это история не отдельного народа или государства, а многих, которые оказались вовлеченными в Персидскую войну.

Геродот оказался свидетелем двух крупнейших событий эпохи - последних лет Мидийской (Персидской) войны и начала Пелопоннесской. Известно, что к началу последней ему было 53 года. Следовательно, он родился в 484 г. до н.э., умер между 431 и 425 гг. Родиной историка был Галикарнасс, город, основанный греками в Малой Азии, где жило племя карийцев. Отсюда его прозвище - Галикарнассец: «Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом», - начинает он свой труд (Геродот, I, 1).

Известно, что Геродот в молодости участвовал в борьбе против тирана Галикарнасса, которая не увенчалась успехом, и вынужден был покинуть родину. Так началось его десятилетнее странствование. Он посетил Самос, был в Ассирии, Вавилоне, Ливии, Египте, Северном Причерноморье, Фракии и Македонии. И все, что он увидел и услышал, вошло в десять книг «Истории», которая делится на две части. В первой содержатся разнообразные географические и этнографические сюжеты, сведения о мифологии варваров и ранней истории греков. Вторая - это непосредственное описание Персидской войны, начиная с похода Дария в Скифию (513 г. до н.э.). Одним из последних упоминаемых событий является поход Архидама, спартанского архогета, в Аттику в 431/430 г. до н.э.

Хорошо знаком Геродот и с Западным Средиземноморьем, благодаря участию в основании греческой колонии Фурия, предпринятому при Перикле в середине 40-х гг. V в. до н.э. Историк был близок к кружку Перикла, в который входили архитектор Гипподам, составивший конституцию для Фурии; Фидий, создатель величественного памятника в честь побед греков над персами - построек на Афинском акрополе. Прославляя Перикла, Геродот напоминает, что дед его - Ксенофонт установил демократию в Афинском государстве.

Особенностью взглядов историка является вера в то, что от отношений между людьми, их дружбы или вражды, страстей и пороков зависит ход событий. Но он не отрицает и вмешательства богов. Отмечая, что судьба превратна, Геродот ищет объяснения причин событий также и в обиде или мести олимпийцев.

Плутарх, живший спустя четыре века, обвинял Геродота в том, что он стремился увидеть в людях плохое и умалчивал о благородных делах. Геродота критиковали многие из историков, писавших позднее него, за недостоверность некоторых частей «Истории». Однако при этом следует помнить: «Я обязан передавать все, что мне рассказывали, но верить всему не обязан», - так говорил он, приводя различные версии того или иного события.

Заслуга Геродота в том, что он попытался рассмотреть изменение судеб людей и государств: «Я буду продолжать мое повествование, одинаково обозревая большие и малые города и людей. Ведь те, кто были великими в древности, в большинстве стали незначительными ныне, и, напротив, те, которые при мне стали большими, прежде были малыми» (Геродот, I,5).

Фукидид. В одном из частных собраний Англии хранится мраморный бюст Фукидида: высокий лоб, чуть тронутый морщинками; с легким изломом брови окаймляют глазницы; крупный прямой нос; курчавая небольшая бородка и такой же венчик волос. И кажется, что вот-вот откроются уста и прозвучат гордые слова, которыми он начал свою историю: «Фукидид афинянин описал войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий, предвидя, что война эта будет важной и наиболее достопримечательной из всех бывших дотоле. А рассудил он так, потому что обе стороны взялись за оружие, будучи в расцвете сил и в полной боевой готовности; и, кроме того, он видел, что и остальные эллинские полисы либо уже примкнули к одной из сторон сразу после начала войны, либо намеревались сделать это при первой возможности. И в самом деле, война эта стала величайшим потрясением для эллинов и части варваров» (Фукидид, I, 1).

Гордо отметивший, что он - афинянин, Фукидид определил и цель своего труда. Но его история - это не только история Пелопоннесской войны, в ней содержатся сведения и о тех событиях, о которых он говорит, что «они отдалены от нашего времени», но и их он касается отчасти на основании «проверенных и оказавшихся убедительными свидетельств».

Углубляясь в анализ далекого прошлого, Фукидид стремился понять причины происходившего. Перечисляя имена мифических героев и кратко характеризуя свершения, которые приписываются им, он обращает внимание своих читателей на несоответствие сохранившихся преданий о прошлом и реалий жизни.

Первая книга «Истории» - введение. Здесь упоминаются Троянская война («Троянский же поход следует признать самым важным из всех происходивших ранее, но уступающим теперешним походам» - I,10), передвижения племен после нее («и после Троянской войны в Элладе еще происходили передвижения племен и основывались новые поселения, так что страна не могла развиваться спокойно» - I,12). Рассказывая о тирании, он отмечает, что хорошие законы, издревле установленные в Спарте, - причина того, что здесь не было тирании. Самым важным из событий V в. до н.э. была Мидийская война, но она, по мнению Фукидида, была краткой - две битвы на море и две - на суше (I, 22,4).

Фукидид не уделяет большого внимания событиям прошлого, его труд посвящен в основном Пелопоннесской войне, он последовательно стремится вести читателя за собой, детально описывая события. Он критикует историков-предшественников за вымыслы («которые сочиняют логографы - более изящно, чем правдиво») и предупреждает, что в некоторых случаях и он может быть неточен: «Что до речей (как произнесенных до войны, так и во время ее), то в точности запомнить и воспроизвести их смысл было невозможно - ни тех, которые мне пришлось самому слышать, ни тех, о которых мне передавали другие. Но то, что, по-моему, каждый оратор мог бы сказать самого подходящего по данному вопросу, то я и заставил их говорить в моей истории» (I, 22).

Фукидид признает, что речи героев в его «Истории» - лишь отражение действительно звучавших. Однако, «что касается событий этой войны, то я поставил себе задачу описывать их, получая сведения не путем расспросов первого встречного и не по личному усмотрению, но изображать, с одной стороны, лишь те события, при которых мне самому довелось присутствовать, а с другой - разбирать сообщения других со всей возможной точностью»(I, 22,2). Не называя имени Геродота, Фукидид противопоставляет свое сочинение его истории, гордо подчеркивая, что он пишет не для минутного успеха у слушателей.

Завершает первую книгу речь Перикла, доказывавшего, что война неизбежна, что лакедемоняне давно замышляют недоброе против Афин. Перикл был уверен, отметил Фукидид, что Афины одержат верх, если только не будут стремиться к новым завоеваниям и без нужды подвергаться опасностям. «Я опасаюсь гораздо больше наших собственных ошибок, чем вражеских замыслов», - говорит Перикл у Фукидида.

Анализу этих ошибок, описанию столкновений посвящены остальные семь книг «Истории».

Что же известно о жизни Фукидида? Родился он около 460 г. до н.э., умер до 396 г. до н.э. Отец его, Олор, происходил из афинского дема. Род отца имел родственные узы с Клеоном, противником Перикла, выдающимся политическим деятелем Афин середины V в. до н.э.

В 424 г. до н.э. Фукидида избрали стратегом, и он командовал военными силами афинян во Фракии. События, развернувшиеся в этом районе, стали причиной осуждения историка на пожизненное изгнание по обвинению в измене. В этом году во Фракию вторгся спартанский отряд. Другой стратег, стоявший в Амфиполе, послал гонцов к Фукидиду, который находился у о.Фасоса (25 км от Амфиполя). Фукидид опоздал, спартанцы подошли к Амфиполю раньше его. Это и послужило причиной осуждения. Изгнание длилось до 400 г. до н.э. За 20 лет скитаний Фукидид, возможно, посетил Спарту, Италию, Македонию. Но, как полагают современные исследователи его творчества, в основном он жил во Фракии, где и создал свой фундаментальный труд.

Свою неудачу под Амфиполем Фукидид оправдывает только одним - талантом спартанского полководца Брасида, его умением войти в сношения с изменниками, открывшими ему ворота города. Это единственный сюжет в «Истории», где выражено его личное отношение к событиям. Безусловно, его симпатии и антипатии к политическим деятелям воюющих сторон нашли отражение на страницах «Истории» помимо его воли. Но он оставался и в изгнании прежде всего афинянином, и свое наказание, скорее всего, считал справедливым, ибо так решили сограждане.

Афины эпохи Перикла для Фукидида - это идеальная полития, при которой все граждане равны перед законами. Одной из причин поражения в Пелопоннесской войне являлись просчеты преемников Перикла. Сама же война - это присущее обществу состояние, так как в нем царит стремление к захвату большего, превосходству над другими, но она несет страдания людям, положительные качества которых во время войны начинают вырождаться: гуманность и доблесть сменяются честолюбием и жадностью: «Война, учитель насилия, лишив людей привычного жизненного уклада, соответственным образом настраивает помыслы и устремления большинства людей в повседневной жизни... Изменилось даже привычное значение слов в оценке человеческих действий. Безрассудная отвага, например, считалась храбростью, готовой на жертвы ради других, благоразумная осмотрительность - замаскированной трусостью, умеренность - личиной малодушия, всестороннее обсуждение - совершенной бездеятельностью... Удачливый и хитрый интриган считался проницательным. Причина всех этих зол - жажда власти» (Фукидид, III, 82,4-6).

Если сравнивать содержание истории Геродота и Фукидида, то можно отметить, что первый создал эпос о героическом, второй обратился к драме войны, трагическим сторонам жизни. Рассказы непосредственных очевидцев, собственные наблюдения, изучение документов позволили Фукидиду восстановить эту драму.

Ксенофонт. Последний из триады историков V в. до н.э., Ксенофонт, отчасти принадлежит уже другой эпохе.

Ксенофонт родился около 444 г. до н.э., умер не раньше 356 г. Он происходил из знатного афинского рода, входил в разряд всадников, участвовал в Пелопоннесской войне. Античная традиция свидетельствует, что в одном из сражений упавшего с лошади Ксенофонта спас Сократ, ставший впоследствии его учителем и другом. Во время правления «Тридцати тиранов» (404 г. до н.э.) он служил в кавалерии. После восстановления демократии покинул Афины. В 401 г. до н.э. вместе с 13 000 греческих наемников Ксенофонт отправился в Персию, где в это время боролись за власть Кир и Артаксеркс. После гибели греческих военачальников наемники избрали его стратегом. В течение 8 месяцев пробивались они к побережью Черного моря. Описание этих событий стало сюжетом «Анабасиса». Добравшись до Фракии, часть наемников поступила на службу к фракийскому царю Севту. В последующем Ксенофонт сблизился со спартанским архогетом Агесилаем, сопровождал его в походах. Будучи заочно приговоренным к изгнанию, он получил от спартанцев в подарок дом в местечке Скиллунте около Олимпии, где занимался литературным трудом и сельским хозяйством.

В 371 г. до н.э. беотийский полководец Эпаминонд разбил спартанское войско при Левктрах. Спустя два года Афины и Спарта заключили между собой союз, приговор Ксенофонту был отменен, но он не вернулся на родину. Последние годы жизни Ксенофонт провел в Коринфе.

Сочинения Ксенофонта делятся на исторические («Киропедия» - воспитание Кира Старшего, «История», «Агесилай» - панегирик спартанскому полководцу), философские («Воспоминания о Сократе», «Домострой», «Пир»), политические («Государственное устройство Спарты», «Государственное устройство Афин») и дидактические («Гиппархик» - наставление командиру кавалерией, «О верховой езде»).

«История» Ксенофонта содержит две части: первая является продолжением «Истории» Фукидида, вторая часть, где прослеживается пристрастное отношение к Спарте, доведена до 362 г. до н.э.

Для анализа жизни Афинского государства большое значение имеет трактат «О доходах», в котором историк дает афинянам советы, как увеличить состояние за счет метеков, которые в отличие от граждан платили налоги, а также разработки серебряных рудников с помощью труда рабов.

В «Государственном устройстве Афин», которое отдельные исследователи считают не принадлежащим Ксенофонту, он с проспартанских позиций критикует государственный строй Афинского полиса.

Пелопоннесская война изменила нравы граждан, одним из принципов становится личный успех, а не защита интересов всего гражданского коллектива. Следовал этому принципу Ксенофонт - сначала как военачальник, затем как создатель исторических и литературных произведений.

Итак, три историка охватили в своих трудах более чем столетний период развития Эллады. Первый среди них - Геродот - путешественник и внимательный наблюдатель, описывая борьбу эллинов против персов, обращался и к прошлому. Фукидид - современник изображаемых событий, первым попытался выявить причинно-следственные связи происходившего в мире эллинов через призму деятельности политических лидеров. Ксенофонт - активный участник исторического процесса, написавший первый исторический роман, посвященный Киру Старшему, основателю Персидской державы, войска которой немногим менее века спустя после смерти царя разорили земли Эллады.

 

 

        2. Эллада в первой половине V в. до н. э.

 

Первую половину V в. до н.э. в истории Средиземноморья занимают события Персидской (Мидийской) войны, или, как они именуются в учебниках, греко-персидкие войны. Но дело в том, что в ту эпоху, о которой мы говорим, греков как таковых не было. Граждане Афинского государства называли себя афинянами, Коринфа - коринфянами и т.д., в целом же жители Балканских государств, островов Эгейского моря и Малой Азии считали себя эллинами.

Войны называли по противнику, поэтому вернее именовать эти события вслед за Геродотом Персидской войной.

Античные историки, считали, что война началась из-за стремления Персидской державы к господству в Средиземноморье, из-за стремления Дария возвыситься, превзойти предначертания богов, а поражение в войне объясняли местью богов за это стремление.

Чтобы понять истинные причины столкновения эллинов и варваров, следует обратиться к более раннему времени. В 513 г. до н.э. персидская армия начала поход в скифские земли. Он не был удачным. Скифы избрали тактику отступления, засыпая за собой колодцы и выжигая степь. Персы вернулись, так и не вступив в прямое соприкосновение с противником. Но по пути в Малую Азию они захватили области, прилегающие к проливам, ведущим в Черное море. Торговля с государствами Северного Причерноморья имела большое значение для балканских центров, особенно для Афин, получавших отсюда и зерно, и рабов, и сырье.

Закрепившись на побережье Фракии, персы оказались вблизи балканских полисов, экспансия огромной Персидской державы создавала угрозу для их независимости. К концу VI в. до н.э. греческие центры Малой Азии были включенными в состав Персии. До 546 г. до н.э. они подчинялись Лидии, не имевшей собственного флота и не препятствовавшей их морской торговле. Господство Персии, располагавшей флотом финикийцев, нарушило интересы греческих городов, что привело к появлению антиперсидских настроений. Сказывалось и то, что персы, застав тиранию в захваченных центрах Малой Азии, оставили прежних тиранов, сделав их проводниками своего влияния, или же посадили новых.

Непосредственным поводом к войне стала помощь афинян прибрежным греческим городам Малой Азии, поднявшим в 500 г. до н.э. восстание против персов. Для прочного овладения этим районом персам было необходимо исключить в будущем возможность такой поддержки. С подавления восстания началась Персидская война, в которой выделяют несколько периодов: карательная экспедиция персов против Милета и других городов Малой Азии (500 - 494 гг. до н.э.), первые походы персов на Балканы как месть за помощь восставшим (492 - 490 гг. до н.э.), время мирной передышки (490 - 480 гг. до н.э.), военные столкновения на Балканах и морские сражения в западной части Эгеиды (480 - 479 гг. до н.э.), освобождение островов и городов Малой Азии (478 - 459 гг. до н.э.), заключительный этап войны - экспедиция афинского флота в Египет (459 - 449 гг. до н.э.).

Последуем в описании Персидской войны за Фукидидом, который считал, что эта война может быть сведена к двум сухопутным и двум морским битвам.

2.1. Основные события Персидской войны. В 492 г. до н.э. персы вторгаются во Фракию, разразившаяся буря разметала флот, поддерживавший продвижение сухопутных войск. Персидский полководец Мардоний после этого вернулся назад.

В 491 г. до н.э. в эллинские государства были отправлены посольства с требованием «земли и воды». Многие полисы приняли их, Афины и Спарта казнили персидских послов. В 490 г. до н.э., погрузившись на корабли, персы отплывают к берегам Греции. Эретрия, пославшая вместе с афинянами корабли для поддержки Милета, была разграблена, жители ее обращены в рабство, остров Евбея был захвачен. Вместе с персидской армией ехал престарелый тиран Гиппий. Персы надеялись выманить афинскую армию из города, где в это время власть должны были захватить сторонники тирана. Целью похода являлась «месть Афинам и Спарте, казнившим послов». Нависшая опасность заставила афинян обратиться за помощью к Спарте. Ополчение афинян (11 тыс. человек), в которое входил небольшой отряд из беотийского города Платеи, подошло к Марафону, где сосредоточилась персидская армия. Одним из стратегов, возглавлявших греческое войско, стал бывший правитель Херсонеса Фракийского Мильтиад, вернувшийся после подавления восстания на землю своих предков. Ему удалось убедить своих коллег, занявших выжидательную позицию, начать военные действия в неблагоприятное для противника время. Персы, узнав о подходе к Аттике спартанцев, начали грузить конницу на корабли, чтобы успеть до их прихода захватить Афины, где не осталось никого, кто мог бы носить оружие. Военный талант Мильтиада, знакомого с тактикой персов (почему его и избрали стратегом), храбрость защитников стали основой победы греков 12 сентября 490 г. до н.э. на Марафонском поле, удаленном от афинской агоры на расстояние 42 км 192 м. (В честь гонца, принесшего эту весть в Афины, в последующем была установлена Марафонская дистанция для бегунов.) Афиняне потеряли в битве, как свидетельствует Геродот, 192 гоплита, персы - около 6,5 тыс.

Битва при Марафоне разрушила легенду о непобедимости персидской армии, она показала и то, что отражение опасности потребует от эллинов значительных усилий. Но и персам стало ясно, что подчинить греков очень трудно. Противники начинают подготовку к будущим битвам. В 486 г. до н.э. умер Дарий, после его смерти началась борьба за престол, разразилось восстание в Вавилоне и Египте. Только к 481 г. до н.э. сын Дария Ксеркс смог завершить приготовления к новому походу, собрав армию в 150 - 200 тыс. и флот в 1200 судов.

В десятилетний период мирной передышки в греческих государствах тоже шла подготовка к войне, которой мешало отсутствие единства в разработке тактики ее ведения. Так, например, в Афинах обсуждались две программы: защита территории с помощью гоплитов - сухопутная программа, за которую выступали землевладельцы, возглавляемые Мильтиадом, Аристидом (к этой группировке примыкали мелкие земельные собственники); во главе другой стоял Фемистокл, выступавший за создание сильного флота.

В 487 г. до н.э. в Лаврийских рудниках были открыты новые сереброносные жилы. Фемистокл предложил доходы от них использовать для строительства триер. Ранее доходы от эксплуатации рудников распределялись между гражданами. Это предложение было поддержано народным собранием. В этом же году был принят закон, по которому архонты избирались по жребию (а не открытым голосованием, как это было раньше) из числа 500 кандидатов, намечаемых в филах. За оставшееся время до начала новой военной экспедиции персов афинянам удалось увеличить свой флот до 200 триер. Служили в нем феты, которые, не имея достаточного дохода, не могли приобрести воинского снаряжения, чтобы стать гоплитами. Аристид - противник Фемистокла - был подвергнут остракизму (в последующем все изгнанники были возвращены, а Аристид принимал активное участие в подготовке к войне).

В 481 г. до н.э. в Коринфе собрались представители 31 полиса, заключившие союз для борьбы с персами. Возглавлялся он Спартой.

В 480 г. до н.э. персидская армия во главе с Ксерксом вторглась в Северную Грецию. 7200 греческих гоплитов (среди них находился архогет Леонид с 300 спартанцами) встали на защиту Фермопильского прохода, ведущего в Среднюю Грецию. В течение четырех суток греки отражали натиск. Ксерксу пришлось ввести в бой гвардию «бессмертных», персидских воинов бичами гнали в бой, но защитники не отступали. Только узнав от одного из фессалийцев обходной путь, персы смогли окружить их. Леонид распустил войско, оставшись со спартанцами, которым запрещалось отступать, и с небольшим отрядом из Фив и Феспии. Все защитники Фермопил погибли. (В память об этом подвиге в последующем на месте боя была установлена стела.)

Одновременно у мыса Артемисий (о.Евбея) 270 афинских триер сражались с персидским флотом. Ни одна из сторон не добилась победы, а греки после трех дней морских баталий отступили к Саламину.

При приближении персидской армии началась эвакуация жителей Афин на Саламин и г.Трезены (Арголида). Аттика стала добычей персов и была разграблена. Союзники настаивали на отводе флота к Истмийскому перешейку. Фемистокл предлагал дать сражение в Саламинском проливе. Не добившись успеха, он послал к персам лазутчика с известием о готовящемся отступлении греческого флота к Истму. После получения известия Ксеркс начал вводить корабли в мелкий и узкий Саламинский пролив, заняв наблюдательную позицию на мысе Сунион. С самого начала морского боя стало ясно, что тяжелые, с низкой осадкой, неповоротливые суда персов не смогут противостоять маневренным греческим триерам. Ксеркс, не ожидая конца сражения, отбыл в Персию, оставив армию под командованием Мардония зимовать. (В честь победы греков афиняне несколько лет спустя возвели здесь храм, посвященный Посейдону.)

В 479 г. до н.э. войско эллинов, возглавляемое спартанцем Павсанием, разбило противника около Платей (Беотия), а эскадра под командованием афинского стратега Ксантиппа и спартанца Леотихидома - у мыса Макале. Наступил перелом в войне, инициатива в военных действиях перешла к греческой армии.

Среди союзников имелись разногласия, часть из них, возглавляемая Спартой, выступала за наказание островных и малоазийских полисов, поддержавших персов. Но победило мнение афинян, считавших, что по мере освобождения их следует включать в состав союза. Спартанское командование было отстранено, тем более что начиналась морская война, а Спарта не имела собственного флота, и из-за опасности восстания илотов армия ее не могла надолго покидать Пелопоннес. Афиняне встали во главе союза, создавшего общую казну для сооружения кораблей и содержания армии. Союзная казна была размещена при храме Аполлона на о.Делосе. Так возник Делосский морской союз (симмахия).

Рост влияния Афин вызывал тревогу у Спарты, тем более что они поддерживали демократические круги в союзных государствах. Предвидя возможные столкновения, Фемистокл начинает строительство стен, которые окружили не только Афины, но и соединили город с гаванью Пиреем - «Длинные стены Фемистокла». Успешная политика Фемистокла привела к росту его авторитета, а это противоречило основам демократии. Фемистокл был подвергнут остракизму в 471 г. до н.э., лидером стал сын Мильтиада Кимон, настроенный проспартански.

В 464 г. до н.э. на Пелопоннесе разразилось землетрясение, возникла угроза восстания илотов. Спартанцы вынуждены были просить помощи у афинян. Кимон настоял на посылке отряда в Спарту. Однако спартанцам удалось быстро справиться с илотами и, когда отряд Кимона подошел, они потребовали его отзыва. Кимон был дискредитирован и осужден судом черепков. Верх одержала демократическая группировка во главе с Эфиальтом. Способствовало этому и то, что в ходе Персидской войны возникла «партия Пирея» - политически активными стали феты, служившие на кораблях, осознавшие свою значимость освободителей против ига персов.

Эфиальт начинает борьбу с ареопагом, значение которого возросло, чему способствовало участие ареопагитов в эвакуации жителей Аттики в 480 г. до н.э. Обвиняя отдельных членов ареопага в коррупции, он добивается судебного разбирательства над ними, а в 462 г. проводит закон, по которому ареопаг становится одним из судов, где разбирались дела об оскорблении, умышленном убийстве.

Соперничество между Афинами и Спартой вылилось в открытую войну: в 457 г. до н.э. спартанцы вторглись в Аттику, разбили афинское войско у местечка Танагра - на границе с Беотией. С этого времени афиняне вынуждены были сражаться на два фронта - против персов и против Спарты.

В целом союзный флот действовал успешно. Но в 455/454 г. до н.э. афиняне решили оказать помощь восставшим против Персии египтянам. Восстание было подавлено, союзники понесли урон. После этого афиняне перенесли казну о.Делоса (без согласования с другими полисами) в Афины, поскольку остров мог быть захвачен персами.

454 г. до н.э. стал рубежом в истории Морского союза: Делосская симмахия превратилась в Афинскую архэ (Морскую державу Афин). В 449 г. до н.э. война с Персией завершилась, на о.Кипре заключен Каллиев мир, согласно которому признавались независимость островных и малоазийсих полисов, свобода проливов, греки отказались от вмешательства в дела Египта и Восточного Средиземноморья.

В 446 г. до н.э. был подписан договор со Спартой, получивший название Тридцатилетнего мира. Начиналась новая эпоха, которая была связана с именем одного из выдающихся политических деятелей Афин - Перикла.

Но мы вернемся на несколько лет назад, чтобы попытаться представить, какими были лидеры Эллады, принесшие ей победу над Персией.

2.2 Политические деятели и полководцы: Мильтиад, Фемистокл, Павсаний. Историк-моралист первого века нашей эры Плутарх, создатель «Сравнительных жизнеописаний», действующими лицами которых являлись прославленные греки и римляне, писал: «Искусство государственного деятеля в том и заключается, чтобы в каждом данном случае поступать наиболее разумным и выгодным образом: нередко, упуская часть, он спасает целое и, отказываясь от малого, получает гораздо больше» (Солон и Попликола: Сопоставление, XXVII).

Попробуем посмотреть, было ли соответствие этим словам в деяниях героев Персидской войны.

После Марафонского сражения одним из них стал Мильтиад. Древние авторы сохранили не так уж много сведений о его жизни, но и имеющиеся позволяют представить взаимоотношения выдающегося человека и тех, кто собирался на площади народного собрания.

Дядей Мильтиада (549 - 489 гг. до н.э.) был происходивший из знатного афинского рода Мильтиад Старший, основавший при тиране Писистрате афинскую колонию Херсонес Фракийский. Сохранилось свидетельство, что герой Марафона был среди военачальников, которым Дарий доверил охранять мост через Истр (Дунай), по этому мосту персы переправляли войско на пути в Скифию. Узнав, что армия бесславно возвращается, Мильтиад предлагал разрушить переправу, чтобы избавить Элладу от опасности. Его совет не был принят, тогда, погрузив свои богатства на корабли, Мильтиад бежал с сыном Кимоном в Афины. В Афинах он был обвинен в тираническом правлении, за что ему грозила смертная казнь, но суд оправдал Мильтиада. В 490 г. до н.э., когда угроза персидского вторжения стала реальностью, его избрали одним из стратегов, как человека, знающего обычаи персов и ненавистного им. При приближении персов некоторые из его коллег по магистратуре советовали укрыться за стенами города. Мильтиад настаивал на выступлении навстречу неприятелю.

Успехом Марафонской битвы афиняне обязаны военному таланту Мильтиада, который выгодно использовал условия местности, удачно выбрал время для нападения на неприятеля и направление удара.

После Марафона Мильтиад возглавил флотилию в 70 судов, которая должна была наказать жителей островов, поддержавших персов. Многие из них он успешно завоевал. Неудача постигла его на о.Паросе. После длительной осады, как свидетельствует Геродот, из-за болезни он покинул остров. Это послужило причиной обвинения Мильтиада в плохом ведении кампании. (Обвинителем был Ксантипп, отец Перикла.) Мильтиада приговорили к большому штрафу (50 талантов). Вскоре после суда он умер.

Все же слава марафонского победителя была столь велика, что в одном из портиков города на картине, изображающей Марафонскую битву, он стоит первым среди других стратегов, уступивших ему во время боя командование.

Можно обвинить афинян в неблагодарности и по отношению к другому своему лидеру, спасшему Элладу во время Саламинского сражения, - Фемистоклу (524 - 459 гг. до н.э.). Происходил он из не очень знатного рода, кроме того, некоторые из сограждан считали, что его мать не была афинянкой. В юности Фемистокл был «неровен и непостоянен, иногда следовал только голосу природы, но был умен, однако любил учить то, что преподавалось для развития ума и практической деятельности, подростком сочинял речи в защиту своих сверстников, предпочитая это занятиям музыкой. Общественная деятельность рано и бурно привлекла к себе Фемистокла, - пишет о нем Плутарх, - сильно им владела жажда славы, из-за которой он с самого начала, желая играть первую роль, смело вступал во враждебные отношения с сильными людьми, занимавшими первые места в государстве, особенно же с Аристидом» (Плутарх. Фемистокл, 1 - 3).

Другой историк - Корнелий Непот вторит Плутарху, отмечая, что «он постоянно участвовал в частных тяжбах, без него не обходилось ни одно сколько-нибудь важное дело: быстро находил решение, коротко и ясно излагая его. Был он ловок как в делах, так и замыслах, поскольку весьма точно судил о событиях текущих и проницательно угадывал будущее. Благодаря этим достоинствам он быстро приобрел известность» (Непот Корнелий. Фемистокл, 1).

О Фемистокле говорили также, что «он горел безумным стремлением к славе и из честолюбия так страстно желал великих подвигов, что после сражения с варварами при Марафоне, когда у всех на устах были речи о стратегическом искусстве Мильтиада, он был часто погружен в думы, не спал по ночам; когда его спрашивали об этом и удивлялись перемене в его образе жизни, он отвечал, что спать ему не дает трофей Мильтиада» (Плутарх, III).

После Марафонской битвы начинается его соперничество с Мильтиадом, выступавшим, как и Кимон, за подготовку к войне на суше. Победа его программы, строительство флота, Саламинское сражение привели к небывалому росту авторитета. Но первым общественным делом, принесшим Фемистоклу известность, стала постановка драмы Фриниха «Взятие Милета».

Для того чтобы убедить народ, иногда Фемистокл использовал и обман, по-своему истолковывал предсказания, как это было с Дельфийским оракулом, давшим предсказание, что деревянные стены спасут Афины. Фемистокл убедил сограждан, что речь идет о кораблях. Не чужд он был и хвастовства, постоянно участвовал в жертвоприношениях, любил блеснуть при приеме иностранцев. Умел прощать противников: Аристида, подвергнутого изгнанию, вернули на родину по предложению Фемистокла, ибо это могло пойти на пользу родине. Показателем гордости за Афины является его ответ в часы, когда решался вопрос об отводе флота к Истму. На упрек, что не следует слушать человека, который потерял родину, он ответил: «Да, мы оставили дома и стены, не желая быть рабами из-за бездушных вещей, а родина у нас есть больше всех городов в Элладе, - двести триер, которые теперь стоят здесь, чтобы помогать вам» (Плутарх, XI).

28 сентября 480 г. до н.э. стал днем триумфа афинского стратега, но это и начало заката его политической карьеры. Вскоре его подвергли остракизму, «чтобы уничтожить авторитет и выдающееся положение, так афиняне обыкновенно поступали со всеми, могущество которых они считали тягостным для себя и несовместимым с демократическим равенством» (Плутарх, XXII).

После многочисленных скитаний Фемистокл оказался у персов, где долгое время жил спокойно. Когда же афиняне поддержали восставших египтян и персидский царь начал готовить новую армию против греков, Фемистоклу предложили возглавить поход против соотечественников. Он же, простившись с друзьями, предпочел принять яд, нежели изменить родине. Таковы были те, кто мужал в лучах славы Марафона.

Нельзя не сказать несколько слов о спартанцах. Об одном из них, Леониде, до последних сил сдерживавшем натиск персов у Фермопил, мы уже знаем. После его гибели опекуном малолетнего спартанского царя стал Павсаний. Он сумел, обладая небольшим отрядом, обратить в битве при Платеях в бегство армию Мардония. Позднее его послали на Кипр и Геллеспонт изгнать оттуда персов. Успех сопутствовал Павсанию и на этот раз. Возгордившись победами, он начал вести себя дерзко. Так, захватив знатных персов в Византии (совр.: Стамбул), Павсаний отпустил их с письмом к царю, где говорилось: «Павсаний, спартанский полководец, любезно отсылает к тебе захваченных в Византии пленников, узнав, что они твои родственники, и сам желает породниться с тобой». В нарушение спартанских обычаев, он начал пользоваться золотой утварью, носить персидские одежды, задавать роскошные пиры. Когда он вернулся домой, эфоры арестовали его, подозревая, что он склоняет илотов к бунту. Но доказательств не оказалось, и его вынуждены были освободить. Все же позднее Павсания замуровали в одном из храмов, где он и умер от голода. Так гордость, нарушение обычаев погубили этого героя Персидской войны.

2.3. Делосский морской союз - Афинская архэ. По мнению древних авторов, Афинский морской союз - творение политического соперника Фемистокла Аристида. В 477 г. до н.э. полисы Эгеиды обратились к афинянам с просьбой отправить к ним Аристида, чтобы он, познакомившись с их доходами, определил размер взноса каждого. Первоначальная сумма взноса - фороса - установлена в 460 талантов. Сюда входила стоимость кораблей, поставляемых союзниками, и отчисления в звонкой монете на содержание флота и ведение войны. Первым командующим союзным флотом стал Кимон. Союз был добровольным объединением, но с первых лет его существования главенствующее место принадлежало Афинам, история которых с 477 г. до н.э. и до роспуска союза в 404 г. до н.э. теснейшим образом связана с симмахией, постепенно переросшей в архэ.

Гегемония Афин, вмешательство во внутренние дела союзников вызывали сопротивление некоторых членов союза. Так, уже в 465 г. до н.э. вспыхнуло восстание на о.Фасосе. Кимон разбил флот восставших; в течение трех лет выдерживали осаду жители Фасоса, но вынуждены были капитулировать: силы не были равными.

Длительная осада Фасоса явилась первой неудачей флотоводца, второй стало истребление афинских колонистов, которые отправились к Амфиполю и были уничтожены фракийцами. После остракизма Кимона, как следствия вмешательства в спартанские дела (опять безуспешного), ведущая роль в руководстве афинскими и союзными делами переходит к представителям умеренных демократов - Эфиальту и Периклу.

С 454 г. до н.э. на Афинском акрополе начали устанавливать стелы, на которых перечислялась дань с союзников - их число к этому времени достигло 140 -160 полисов. В 30-е гг. их количество увеличилась до 300. В это же время развивается практика вывода афинских колонистов (клерухов) на земли союзников. Клерухии, насчитывавшие до 250 - 500 человек из числа малоземельных граждан, являлись военными гарнизонами, контролирующими жизнь и настроения союзников.

Задача союза - борьба против персов за освобождение попавших под их власть греческих государств была выполнена к 454 г. до н.э. Первый период существования союза (Делосской симмахии) завершился. Но союз сохранился и после подписания Каллиева мира, так как имелись и экономические причины: заинтересованность союзников, особенно небольших полисов, в торговых связях с афинянами, которые, борясь с пиратством, обеспечивали свободу мореплавания в Эгеиде. Способствовало сохранению Афинской архэ и то, что Афины поддерживали демократические режимы в союзных государствах. Сопротивление гегемонии афинян оказывали олигархические элементы, наиболее состоятельные граждане, на которых возлагалась выплата фороса, у которых изымалась часть земельного фонда при образовании клерухий. Они ориентировались на Спарту. Это обстоятельство и тревога Пелопоннесского союза из-за усиления Афин вызывали стремление спартанцев поддержать любое сопротивление афинянам со стороны союзников.

В состав Пелопонесского союза входили в основном аграрные полисы Южной Греции (исключение составлял Аргос, ориентировавшийся на Афины) и некоторые полисы Средней Греции, например, Фивы. Они имели по большей части олигархические порядки. В Пелопонесский союз входил Коринф - крупный торгово-ремесленный полис - и Мегары. В Пелопонесском союзе, образовавшемся к середине VI в. до н.э., не было общих финансов, регулярных взносов. Союзники проводили самостоятельную внешнюю политику: иногда даже враждовали между собой. Управлялся союз общим собранием - один голос от любого (крупного или небольшого) государства. Заседания союзного собрания происходили под председательством спартанских эфоров; решения утверждались спартанским Народным собранием. Ополченцев в союзное войско поставляли все полисы, снаряжая их за собственный счет. Возглавляли войско спартанские архогеты, флот находился под командованием спартанского наварха (в него входили в основном корабли Коринфа). Используя силы союзников - гоплитское ополчение, Спарта вмешивалась в эллинские дела, поддерживая олигархические режимы, оказывая постоянное противодействие Афинам.

В отличие от Пелопоннесского, Афинский союз имел общую казну. Сумма фороса определялась каждые четыре года, в зависимости от доходов государств. Сбор фороса находился под контролем надзирателей-епископов, посылаемых из Афин. В случае неуплаты его в срок накладывались штрафы.

Перенос казны в Афины привел к тому, что распорядителем фороса стало афинское Народное собрание. А средства союзников начинают использовать для внутренних нужд Афин, оснащения афинского флота, строительной программы на Акрополе.

Арбитром в спорах между союзниками становится афинская гелиэя - суд присяжных, поддерживавший прежде всего демократические элементы («...Если бы все вели свои процессы на родине, то, будучи недовольными афинянами, старались бы уничтожить тех из своей среды, которые наиболее сочувствуют афинской демократии», - писал один из пролакедемонски настроенных историков той эпохи.)

В рамках союза вводится единая монетная система, унифицируются меры веса и объема. Безусловно, это способствовало развитию экономических связей. Свидетельством роста их являются проксенические декреты, даруемые выходцам из других полисов, прежде всего торговцам. Тексты декретов, издаваемых от имени народных собраний, гласили, что полис - покровитель (проксен) обеспечивает ксену в дни войны и мира свободу торговли, защищает его собственность. Со стороны Афин можно проследить попытку установления торговой монополии. Так, в Византии были посажены хлебные контролеры, запрещалось вывозить железо куда-либо, кроме Афин, так как оно требуется для сооружения судов, строительство которых осуществлялось в доках Пирея. Афины охотно шли на замену поставок кораблей денежным взносом: в состав союзной флотилии, в сущности афинской, входили, таким образом, однотипные судна.

Развернувшееся за счет союзников строительство, судебные пошлины улучшали благосостояние афинских граждан. Наконец, следует отметить и то, что при Перикле вводится сначала оплата членов Совета 500, находившихся постоянно по очереди в течение одной притании (около месяца), а затем и всех граждан за посещение Народного собрания, которое собиралось достаточно часто.

Экономическую и политическую гегемонию Афин обеспечивал сильный флот, в котором служили феты. На народных собраниях утверждались все декреты, касающиеся союзных дел, заинтересованным в их регулярном созыве был городской демос, получавший за участие в них плату. Таким образом, активизация демократических элементов в Афинском государстве, расцвет демократии в V в. до н.э. связаны прежде всего с существованием архэ. Но это время развития демократии и в других полисах, поскольку Афины, выводя клерухии, разбирая в гелиэе дела союзников, поддерживали своих сторонников.

Вместе с тем нельзя идеализировать систему отношений, сложившихся в Первом морском союзе. Как уже отмечалось, некоторые крупные полисы, недовольные увеличением фороса, политикой вывода клерухий, стремились выйти из союза. Недовольство союзников использовала Спарта, с тревогой следившая за ростом могущества афинян. Противоречия между двумя союзами в конце концов и привели к открытому военному конфликту - Пелопоннесской войне, в которой сказалась слабость архэ, созданной афинянами, объединения, где в течение длительного времени на решение многих важнейших дел оказывал влияние Перикл.

Так что же это был за человек, что писали о нем его современники и более поздние историки, как относились к нему сограждане?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: