Задания для работы с текстом

 

1. К какому периоду средневековой философии относится творчество Аврелия Августина?

2. Какие проблемы средневековой философии рассматриваются в данном тексте?

3. В чем заключается образ и подобие человека Богу, согласно христианской догматике?

4. Что дает человеку «обновление в познании Бога» или «обновление ума», о котором пишет Августин?

5. Какой известный тезис христианской этики соответствует содержанию главы XXIII? Сформулируйте в одном предложении идею этой главы.

6.  Как объясняет Августин слова из Библии «Плодитесь и размножайтесь» (глава XIV)?

7. Что значит «отличать даяние от плода»? Что хочет сказать этим Августин?

8. Что значит любить Бога? В чем это выражается? За что Бог любит людей? (глава XXXI).

9.  Как отвечает Августин на свой вопрос «Но как, каким образом можем мы знать и быть уверенными, что это да­руется нам от Бога?»

10.  Как можно «наслаждаться в тварях, а не в их Творце»? Что значит эта фраза?

11.  Объясните оборот «Сущий само­достаточно и абсолютно». Почему Августин так называет Бога? Есть ли здесь смысловой аналог с термином «субстанция»?

12.  Как вы поняли из текста, каков источник счастья для христианина? Как он должен воспринимать мир и что это ему дает?

 

Литература к теме «Философия Средневековья»

1.  Аквинский, Фома. Доказательства бытия Бога в “Сумме против язычников” и в “Сумме теологии” / Фома Аквинский. – М., 2000. – 363 с.

2. Антология мировой философии. - М., 1962. – Т. 1. – 500 с.

3. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Мысль, 1972. – 318 с.

4. Дронов, М. Протестантская этика и православная аскетика / М.Дронов // Человек. – М.: РАН, 1999. – №3. – С. 104-111; №4. – С. 116-124.

5. Лосев, А.Ф. Расцвет и падение номинализма. Мыслительно-нейтралистская диалектика XIV века // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – С. 380-452.

6. Льюис, К. С. Христианское поведение / К. С. Льюис; пер. с англ. И. Чреватой // Иностранная литература. – 1990. – № 5. – С. 205-233.

7. Новиков, В.Д. Христианское учение о человеке / В.Д. Новиков // Человек. – М: РАН, 2000. – №5. – С. 113-118.

8. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: Т. 2 / Д.Реале, Д. Антисери. – СПб.: Средневековье, 1997. – 368 с.

9.  Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. - М., 1991. – 374 с.

10.  Штекль, А. История средневековой философии / А. Штекль. - СПб., 1996. – 307 с.

 

 

Философия Нового Времени

Френсис Бэкон

АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ

И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Бэкон Френсис (1561-1626) – английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки Нового времени. Автор знаменитого трактата «Новый Органон» (в отличие от «Органона» Аристотеля), где изложены основы научной индукции. Бэкон провозгласил целью знания увеличение власти человека над природой - в этом направлении работают естественные науки и по сей день. Но для осуществления этой цели необходимо получать достоверное знание. По Бэкону это возможно, но прежде требуется очистить разум человека от постоянно грозящих ему заблуждений (идолов) и основать новый метод познания, названный философом опытно-индуктивным.

 

I

Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может.

III

Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом.

VIII

Даже тем, что уже открыто, люди обязаны больше случаю и опыту, чем наукам. Науки же, коими мы теперь обладаем, суть не что иное, как некое сочетание уже известного, а не способы открытия и указания новых дел.

IX

Истинная причина и корень всех зол в науках лежит в одном: в том, что мы обманчиво поражаемся силам человеческого ума, возносим их и не ищем для них истинной помощи.

XIX

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь: выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный.

XXII

Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому. что действительно более сообразно природе.

XXIII

Немалое различие существует между идолами человеческого ума и идеями божественного разума, т. е. между пустыми мнениями и истинными признаками и подлинными чертами созданий природы, каковыми они открываются.

XXXVIII

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.

XXXIX

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй - идолами пещеры, третий - идолами площади и четвертый – идолами театра.

XLI

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

XLII

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом или общем мире.

XLIII

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

XLIV

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Мы говорим это не только о философских системах, которые существуют сейчас или существовали некогда, так как сказки такого рода могли бы быть сложены и составлены во множестве; ведь вообще у весьма различных ошибок бывают почти одни и те же причины. При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. Однако о каждом из этих родов идолов следует более подробно и определенно сказать в отдельности, дабы предостеречь разум человека.

XLVI

Идолы рода. Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, - потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различений с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной. И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленные в храме изображения спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: "А где изображения тех, кто погиб, после того как принес обет?" Таково основание почти всех суеверий - в астрологии, в сновидениях, в поверьях, в предсказаниях и тому подобном. Люди, услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще. Еще глубже проникает это зло в философию и в науки. В них то, что раз признано, заражает и подчиняет себе остальное, хотя бы последнее было значительно лучше и тверже. Помимо того, если бы даже и не имели места эти указанные нами пристрастность и суетность, все же уму человеческому постоянно свойственно заблуждение, что он более поддается положительным доводам, чем отрицательным, тогда как по справедливости он должен был бы одинаково относиться к тем и другим; даже более того, в построении всех истинных аксиом большая сила у отрицательного довода.

XLIX

Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное - потому что нет терпения продолжать исследование; трезвое - ибо оно неволит надежду; высшее в природе - из-за суеверия; свет опыта - из-за надменности и презрения к нему, чтобы не оказалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы - из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум.

LIII

Идолы пещеры происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей. Хотя этот род идолов разнообразен и многочислен, все же укажем на те из них, которые требуют больше всего осторожности и больше всего способны совращать и загрязнять ум.

LIV

Люди любят или те частные науки и теории, авторами и изобретателями которых они считают себя, или те, в которые они вложили больше всего труда и к которым они больше всего привыкли. Если люди такого рода посвящают себя философии и общим теориям, то под воздействием своих предшествующих замыслов они искажают и портят их.

LIX

Но тягостнее всех идолы площади, которые проникают в разум вместе со словами и именами. Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником обычное мнение и разделяет вещи в границах, наиболее очевидных для разума толпы. Когда же более острый разум и более прилежное наблюдение хотят пересмотреть эти границы, чтобы они более соответствовали природе, слова становятся помехой. Отсюда и получается, что громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры относительно слов и имен, а благоразумнее было бы (согласно обычаю и мудрости математиков) с них и начать для того, чтобы посредством определений привести их в порядок.Однако и такие определения вещей, природных и материальных, не могут исцелить этот недуг, ибо и сами определения состоят из слов, а слова рождают слова, так что было бы необходимо дойти до частных примеров, их рядов и порядка, как я скоро и скажу, когда перейду к способу и пути установления понятий и аксиом.

LX

Идолы, которые навязываются разуму словами, бывают двух родов. Одни - имена несуществующих вещей (ведь подобно тому как бывают вещи, у которых нет имени, потому что их не замечают, так бывают и имена, за которыми нет вещей, ибо они выражают вымысел); другие - имена существующих вещей, но неясные, плохо определенные и необдуманно и необъективно отвлеченные от вещей. Имена первого рода: "судьба", "перводвигатель", "круги планет", "элемент огня" и другие выдумки такого же рода, которые проистекают из пустых и ложных теорий. Этот род идолов отбрасывается легче, ибо для их искоренения достаточно постоянного опровержения и устаревания теорий. Но другой род сложен и глубоко укоренился. Это тот, который происходит из плохих и неумелых абстракций. Для примера возьмем какое-либо слово - хотя бы "влажность" - и посмотрим, согласуются ли между собой различные случаи, обозначаемые этим словом. Окажется, что слово "влажность" есть не что иное, как смутное обозначение различных действий, которые не допускают никакого объединения или сведения…

LXI

Идолы театра не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных теорий и из превратных законов доказательств. …Честь древних остается незатронутой, у них ничего не отнимается, потому что вопрос касается только пути. Как говорится, хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Очевидно и то, что, чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания.      Наш же путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарований, но почти уравнивает их. Подобно тому как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значит, если пользоваться циркулем и линейкой. Так обстоит и с нашим методом… КНИГА ВТОРАЯАФОРИЗМОВ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫИЛИ О ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

X

 Итак, поставив цель учению, должно перейти к предписаниям, сделав это отнюдь не превратным и спутанным образом. Указания об истолковании природы охватывают две различного рода части: во-первых, выведение или порождение аксиом из опыта; во-вторых, выведение или извлечение новых опытов из аксиом. Первая часть разделяется трояко, а именно: вспоможение чувству, вспоможение памяти и вспоможение уму, или рассудку. Ведь прежде всего мы должны подготовить достаточную и хорошую естественную и опытную историю, которая представляет собой основу дела. Ибо мы должны не измышлять и выдумывать, а открывать то, что свершает и приносит природа. Естественная же и опытная история столь разнообразна и рассеянна, что приведет разум в замешательство и расстройство, если не будет установлена и предложена в должном порядке. Поэтому нужно образовать таблицы и сопоставления примеров таким способом и порядком, чтобы разум мог по ним действовать. Однако, даже в случае если бы это было сделано, все же разум, предоставленный сам себе, движимый сам собой, неуправляемый и неподготовленный, неспособен и недостаточен для того, чтобы образовать аксиомы. Итак, в-третьих, следует применить истинную и законную индукцию, которая есть самый ключ истолкования. При этом должно начать с конца и затем уже открыто возвращаться к остальному.

XI

Исследование форм происходит следующим образом. Сначала нужно для каждой данной природы представить разуму все известные примеры, сходящиеся в этой природе, хотя бы и посредством самых различных материй. И собрание этого рода должно быть образовано исторически без преждевременного умствования или каких-либо чрезмерных тонкостей. Например, в исследовании формы тепла.

Примеры, сходящиеся в природе тепла:

1. Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. 2. Солнечные лучи, отраженные и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. 3. Огненные метеоры.   4. Воспламеняющиеся молнии. 5. Извержение пламени из горных недр и т. д. 6. Всякое пламя. 7. Раскаленные тела. 8. Естественные горячие источники. 9. Кипящие или нагретые жидкости. 10. Горячие пары и дымы, а также и самый воздух, который принимает сильнейший и неистовый жар, когда бывает заперт, как, например, в отражательных печах. 11. Некоторые случаи ясной погоды, обусловленные самим состоянием воздуха независимо от времени года. 12. Запертый и подземный воздух в некоторых пещерах, особенно зимой. 13. Все мохнатое, как, например, шерсть, шкуры животных, оперения, содержат не мало тепла. 14. Все тела, как твердые, так и жидкие, как густые, так и разреженные (каков, например, сам воздух), на время приближенные к огню. 15. Искры от кремня и стали, полученные посредством сильного удара. 16. Всякое подверженное сильному трению тело, как, например, камень, дерево, сукно; так что иногда дышла и оси колес загораются; а у западных индейцев огонь добывался посредством трения. 17. Зеленые и влажные травы, плотно уложенные вместе, как, например, розовые лепестки, набитые в корзинки, сено, если оно было сложено влажным, часто охватывается пламенем. 18. Негашеная известь, смоченная водой. 19. Железо, как только оно начинает растворяться в стеклянном сосуде кислотой, и притом без какого-либо приближения к огню. Так же и олово и прочее, но не столь сильно. 20. Животные, особенно и постоянно во внутренних частях; впрочем, тепло насекомых не доходит до осязания по причине малости их тела. 21. Конский навоз и вообще свежие испражнения животных. 22. Крепкое серное и купоросное масла выполняют действие тепла, сжигая ткань. 24. Крепкий и хорошо очищенный винный спирт выполняет действие тепла, так что если бросить в него белок яйца, то белок сгущается и белеет, почти как в сваренном яйце. А брошенный в него хлеб становится сухим и твердеет наподобие поджаренного хлеба. 25. Ароматические и теплотворные травы, которые хотя и не теплы на ощупь (ни в целом виде, ни в порошке), но если слегка пожевать их, то язык и небо ощущают тепло и жжение. 26. Крепкий уксус и всякие кислоты на тех членах тела, где нет верхнего слоя кожи, как, например, на глазе, на языке, или на какой-нибудь пораненной части тела или там, где содрана кожа, причиняют боль, ненамного отличающуюся от той, которую причиняет жар. 27. Сильный и острый холод также приносит некое ощущение жжения.  28. И прочее. Эту таблицу мы обыкновенно называем таблицей сущности и присутствия.

XII

Во-вторых, должно представить разуму примеры, которые лишены данной природы, ибо форма (как уже сказано) так же должна отсутствовать там, где отсутствует природа, как и присутствовать там, где она присутствует. Но перечисление этого во всех случаях было бы бесконечным. Поэтому отрицательное должно быть подчинено положительному, и отсутствие природы должно быть рассмотрено только в предметах наиболее родственных тем, в которых данная природа присутствует и наблюдается. Эту таблицу мы называем таблицей отклонения, или отсутствия в ближайшем.

Примеры ближайшего, лишенного природы тепла:

к первому положительному примеру - первый отрицательный, или подчиненный, пример: Лучи Луны, звезд и комет не оказываются теплыми для осязания. Более того, в полнолуние обычно наблюдаются наиболее суровые холода.       ко второму – второй: Лучи солнца не производят тепла в средней (как ее называют) области воздуха. Обычно этому дается неплохое объяснение, а именно что эта средняя область не приближена достаточно ни к теплу солнца, откуда исходят лучи, ни к земле, которая их отражает. Это можно видеть на вершинах гор (если они не чрезмерно высоки), где постоянно пребывает снег…Текст печатается по изданию: Бэкон, Ф. Соч. в 2-х томах / Ф. Бэкон; пер. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Том 2. – М.: ИФ РАН; Мысль, 1978. – С. 12-215.

  Задания для работы с текстом

Ответьте на вопросы, подтвердив свой ответ цитатами:1. Как, по Бэкону, следует познавать, какой метод приводит к истине?2. Какие заблуждения подстерегают разум? Раскройте суть каждого вида идолов, т.е. раскройте причины их возникновения.3. Объясните, почему Бэкон дал каждому виду идолов такие названия.4. Объясните фразу «все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира».5. Каково основание почти всех суеверий и заблуждений, связанное с инерцией и предпочтениями ума? (XLVI и далее)6. Какие идолы и почему Бэкон считает самыми тягостными? Как он предлагает с ними бороться? 7. Какие два типа заблуждений навязываются разуму словами?8. Какие идолы являются врожденными, а какие нет?9. Расскажите о бэконовском методе исследования природы? Зачем он предлагает составлять таблицы отклонения или отсутствия в ближайшем?

РЕНЕ ДЕКАРТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: