Задания для работы с текстом

1. Какое явление называют «греческим чудом»?

2. Систематизируйте текст, выписав причины интеллектуального расцвета в Древней Греции. Сколько разных предпосылок «греческого чуда» называет Ф. Кессиди?

3. Выделите из текста исторические данные, подтверждающие каждую предпосылку.

4. Как связаны высшая ценность свободы в культуре Древней Греции с рождением философии? Найдите связь между афинской демократией и рождением философии?

5. Объясните, почему и каким именно образом выделенные вами предпосылки «греческого чуда» оказали влияние на появление философии?

6. Какие факты культурной жизни показались вам наиболее интересными?

7. В чем разница между ценностными ориентирами древних греков и римлян?

8. Присутствуют ли по-вашему в современном менталитете российского общества признаки, типичные для национального характера древних греков?

Литература к тексту:

1. Драч, Г.В., Соколова, О.Н. Аристотелевские чтения / Г.В. Драч, О.Н. Соколова  // Вопросы философии. – М., 1982. – № 8.

2. Зайцев, А.И. Культурный переворот в Древней Греции в VIII— IV вв. до н.э. / А.И. Зайцев. – Л., 1985.

3. Майоров, Г. Г. Образ Катона Старшего в диалогах Цицерона / Г.Г. Майоров // Античная культура и современная наука. – М., 1985.

4. Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 185.

5. Сергиенко, М.Е. Простые люди древней Италии / М.Е. Сергиенко. – М.-Л., 1964.

 



Литература к теме «Философия Древней Греции»

1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо; пер. с фр. - М., 1999. – 206 с.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 2001. – 400 с.

3. Кессиди, Ф.Х. К проблеме «греческого чуда» / Ф.Х. Кессиди // Культурология; под. ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – С. 562-573.

4. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А. Ф. Лосев. - М., 1989. – 205 с. 

5. Лосев, А.Ф. Эрос у Платона. Платоновский объективный идеализм… Типы античного мышления // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с. – (Мыслители ХХ века).

6. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – Т. 1. - СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1997.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аврелий Августин

ИСПОВЕДЬ

Аврелий Августин (354-430) – выдающийся философ эпохи средневековья (периода патристики), причислен католической церковью к лику святых. Был епископом Гиппонским (Северная Африка). Полагал, что вера – залог и необходимая причина всякого знания, ибо истина мира – это Бог, а вера есть способ приближения к нему. Главное сочинение Августина – «О граде божием», где он развивает христианскую концепцию всемирной истории как результата божественного предопределения. Земному граду (государству) он противопоставляет град божий, вселенское господство церкви и веры. Широкую известность получила «Исповедь» Аврелия Августина. Исповедь – одна из форм проявления христианской веры, связанная с признанием всего низкого и недостойного, что совершил человек. Традиционно исповедь осуществляется тайно. Августин же признается в своих прегрешениях публично, как бы перед всем человечеством, описывая долгую дорогу свою к христианской религии. Примечательно, что святой (за именем Августина закрепился эпитет «блаженный») стал христианином уже в зрелые годы, после долгого духовного поиска и многих негативных поступков, с искренним раскаянием описанных в Исповеди. 

 

 

 


ГЛАВА XXII

 

Д а обуздаем мы, Господи Боже наш, Творец наш, наши привязанности к веку сему, ибо мы умираем в них, живя плохо; да возникнет душа живая, живущая хорошо. Тогда исполнится слово Твое, сказанное через апостола Твоего: «Не сообразуй­тесь с веком сим», тогда исполнятся и следующие слова Твои: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего»: уже не по роду своему, не подражая предкам своим и даже не сообразуясь с примерами лучших людей. Ты ведь не сказал: «Да явится чело­век по роду своему», но сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».

Поэтому провозвестник слов Твоих, родивший сынов сво­их «во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. IV, 15), не желая иметь одних младенцев, коих надлежало бы весь век ле­леять и питать молоком, как кормилице, говорит: «Не сообра­зуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума ва­шего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угод­ная и совершенная» (Рим. XII, 2). Поэтому Ты не сказал: «Да явится человек», но: «Сотворим человека»; не сказал: «По роду его», но: «По образу Нашему, по подобию Нашему». Тот, кто обновляется умом, кто видит и постигает истину Твою, тот уже не нуждается в человеке, дабы научиться у него, как по­дражать «роду своему». По указанию Твоему он сам познает, что есть воля Твоя, «благая, угодная и совершенная». Ты наставляешь его, и видит он, что есть единая Троица, троичное Единство. Поэтому после сказанного во множественном числе «сотворим человека», добавлено в единственном числе «и со­творил Бог человека»; поэтому после сказанного во множест­венном числе «по образу Нашему», добавлено в единственном числе «по образу Божию». Итак, человеку надлежит обновля­ться в познании Бога «по образу Создавшего его» (Кол. III, 10); обновившись же и став духовным, он «судит о всем, а о нем судить никто не может» (I Кор. II, 15).

ГЛАВА XXIII

…Потому-то в Церкви Твоей, Господи, по благодати Твоей, дарованной ей Тобою, ибо мы — Твое творение, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. II, 10), и заведено так, что есть не только ду­ховные наставники, но и те, которые духовно подчиняются им. Ты сотворил мужчину и женщину, но по духовной благодати Твоей «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. III, 28). Духовные же, начальствуют ли они, или повинуются, судят духовно. Но су­дят они не о духовных истинах, сияющих на тверди, не о Писа­нии Твоем, хотя в нем есть и немало темного, ибо кто может су­дить о Твоем: мы подчиняем ум наш Писанию Твоему, твердо веруя, что и то, что недоступно в нем духовному взору нашему, сказано истинно и правдиво. Человеку, пусть и духовному, об­новленному в познании по образу Создавшего его, надлежит быть исполнителем закона, а не судьей его (Иак. IV, 11); не ему судить, которые духовные, а которые — плотские. Они ведомы Тебе, Господи, а пред нами еще не явились дела их, чтобы «по плодам их узнать их» (Мф. VII, 20).

Ты же, Господи, знал их и разделял, призвал их еще прежде, чем была создана твердь. И человек духовный не спешит судить о тех, кто еще в веке сем. Да и как судить ему, когда он даже не знает, уйдет ли он сам отсюда в сладостную благодать Твою, или останется в горечи вечного нечестия? По­этому-то человек, которого Ты создал по образу Твоему, и не получил власти ни над светилами, ни над самим небом, ни над днем и ночью, ни над собранием вод. Он получил власть над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями зем­ными, над всем скотом, над всей землей и над всеми гадами, ползающими по земле. Он судит и одобряет хорошее, не одоб­ряет плохого в том, что касается или совершения таинств, кои­ми освещаются те, кого милосердие Твое извлекло из водных глубин; или же трапезы, когда подается извлеченная из пучи­ны рыба: вкушает ее благочестивая земля; или же знаков и слов, покорных авторитету Писания Твоего, порхающих, словно птицы, под твердью, когда толкуют, излагают, спорят, рассуждают, благословляют и призывают Тебя, и народ отве­чает: «Аминь». Всем словам этим должно прозвучать, ибо век сей — бездна, а плоть слепа и не видит духовно, а потому над­лежит стучаться к ней телесным звуком через слух. Птицы строят гнезда свои на земле, но сами они — из воды.

Духовный судит и одобряет хорошее, не одобряет плохого в том, что касается дел и нравов верных Твоих; он судит о душе живой, утвердившейся в целомудрии и воздержании, в благо­честивых размышлениях о том, что она может воспринять те­лесными чувствами, дабы, познав это, понять, что она в силах исправить.

ГЛАВА XXIV

Но как понять? Не ответил ли Ты нам, Господи, сказав, бла­гословляя: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте зем­лю» (Быт. I, 28)? Ты ведь не дал такого благословения ни свету, названному днем, ни тверди небесной, ни светилам и звездам, ни земле и морю. Но, однако, нельзя же сказать, что Ты, сотво­ривший нас по образу Твоему, одарил благословением этим только лишь человека, ибо Ты сказал и тому, что произвела вода по слову Твоему: «Плодитесь и размножайтесь, и напол­няйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. I, 22). Что мне сказать? Что Ты благословил все живое, что по­рождает потомков, продолжая в них род свой? Но Ты не благо­словил так ни деревьев, ни трав, ни зверей земных, ни гадов, хо­тя все они, как и птицы, и рыбы, и люди хранят и преумножают род свой, рождая потомство.

… Вот еще одна фраза из Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю». Разве не многообразно понимают ее те, которые, тем не ме­нее, понимают правильно? Так растут и умножаются поколе­ния человеческие.

Если мы будем понимать все написанное буквально, то сло­ва «плодитесь и размножайтесь» следует будет отнести ко все­му, что рождается из семени. Если же будем судить о них ино­сказательно (думаю, что иносказание — главная цель Писа­ния, иначе как объяснить, что благословение получили только люди и порождения вод), то обнаружим, что под «небом и землей» можно понимать духовные и телесные существа; под «светом и тьмой» — праведников и грешников; святые писате­ли Твои, явившие нам свет — это «твердь», которую Ты укре­пил между горними и дольними водами; горечь общения с лю­дьми — «море»; рвение благочестивых — «земля»; труды ми­лосердия, исполняемые в этой жизни — «трава, сеющая семя и дерево, приносящее плод»; дары духовные — «светила небес­ные»; душа, обуздавшая страсти — «душа живая».

Во всем этом можно обнаружить умножение и рост, но то­лько в мире чувственных образов и умопостигаемых явлений можно об одном и том же рассказать по-разному и единствен­ное положение трактовать так и этак. Итак, под порождением вод можно понимать чувственные образы, необходимые для людей плотских, под порождением же людским — умосозерцания, рожденные плодовитым разумом. Поэтому, полагаю, Ты и сказал тем и другим: «Плодитесь и размножайтесь». Я ду­маю, что этим благословением Ты даровал нам способность разнообразно выражать нечто одно, постигнутое нами, и еди­нообразно выраженное многообразно толковать. Так напол­нились воды в морях различными толкованиями, так наполни­лась земля порождениями людей; сухость ее — стремление к знанию, и владычествует над нею разум.

ГЛАВА XXV

И еще хочу рассказать Тебе, Господи Боже мой, в чем убеждают меня слова Писания Твоего. Скажу как есть, ибо это Ты внушил Мне сказать то, что пожелал выразить моими сло­вами. Знаю, что если говорю правду, то говорю ее по внушению Твоему, так как «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. III, 4), и когда он говорит свое, говорит ложь (Иоан. VIII, 44). Поэ­тому, чтобы сказать правду, надо говорить Твое.

Ты дал нам в пищу «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, се­ющий семя» (Быт. I, 29), и не только нам, но и всем птицам не­бесным, и животным земным. Я говорю: эти травы, эти плоды земные — иносказательные представления о делах милосердия, которые в житейских нуж­дах подает плодоносная земля. …Эти плоды надлежит приносить тем, кто преподает нам разумное учение, помогая постигнуть тайны Божий, и тут приносить их следует им как людям; надлежит приносить им плоды и как душе живой, ибо они — пример для подражания во всякой воздержанности, и как птицам небесным — за их благо­словения, которые распространяются по всей земле, ибо «по всей земле проходит звук их» (Пс. XVIII, 5).

ГЛАВА XXVI

Питаются этою пищей те, кто радуется ей; те не радуются, «чей конец — погибель, чей бог — чрево, чья слава — в сраме» (Филип. III, 19). И у тех, кто предлагает плоды, они не в том, что они дают, а в чувстве, с которым дают. Я вижу, чему радует­ся тот, кто служит Богу, а не чреву, вижу и радуюсь за него. То же, чему он рад, и есть его пища, ибо правду он говорит: «Я весьма возрадовался, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботи­лись, но вам наскучило» (Филип. IV, 10). Филиппийцы зачахли от длительной скуки, иссушившей плоды добрых дел их, и апо­стол рад, что пробились их новые ростки; рад не за себя, а за них, ибо он продолжает: «Говорю это не потому, что нужда­юсь; ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть; умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и недо­статке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фи­лип. IV, 1—13).

Чему же ты радуешься, великий Павел? Что питает тебя, человече, обновленный познанием Бога, создавшего тебя по образу Своему, душа живая, столь владеющая собой, окрылен­ный язык, вещающий о тайном? Что же питает тебя? Радость. Послушаем дальше: «Вы хорошо поступили, принявши участие в моей скорби» (Филип. IV, 14). Вот чему он радуется, вот что его питает: их добрые помыслы и дела, а не разрешение собст­венных затруднений. «Вы знаете, Филиппийцы, — продолжает он, — что в начале благовествования, когда я вышел из Маке­донии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Филип. IV, 15,16). Он радуется, что они вновь вернулись к добрым делам своим, видя новые всходы на высохшей ниве. О своих ли потребностях печется он, гово­ря: «Присылали мне на нужду», этому ли рад? Никоим обра­зом. Откуда это известно? Читайте дальше: «Говорю это не по­тому, чтобы я искал даяния; но ищу плода» (Филип. IV, 17).

Я научился от Тебя, Боже мой, отличать даяние от плода. Даяние — это то, что уделяет нам вспомоществующий при нужде: деньги, пища, питье, одежда, кров, поддержка. Плод же — добрая воля дающего. И Учитель наш не сказал просто: «Кто принимает пророка», но добавил: «Во имя пророка»; не сказал просто: «Кто принимает праведника», но добавил: «Во имя праведника» (Мф. X, 41). Только тогда один получит на­граду от пророка, а другой — от праведника. Он не сказал про­сто: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды», но добавил: «Во имя ученика», и присовокупил: «Ис­тинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. X, 42). Принять пророка или праведника, напоить жаждущего учени­ка холодной водой — это даяния, а плод — сделать это «во имя пророка», «во имя праведника», «во имя ученика». Такими плодами питался Илия у вдовы, знавшей, что он — человек Бо­жий, и потому кормившей его, от ворона же он принимал дая­ние, кормясь им внешне, дабы не погибнуть телесно без такой пищи (III Цар. XVII, 6—16).

ГЛАВА XXXI

Что же до тех, которые смотрят на творения Твои по вну­шению Духа Твоего, то они видят их так, как видишь Ты, ибо видят их через Тебя. И когда они видят, что творения Твои бла­ги, то это потому, что Ты видишь их благими; и если любят они то же, что и Ты, то в этом, любимом ими, они любят Тебя. Все, что мы любим по внушению Духа Твоего, все это и Ты любишь в нас, любишь, как и нас самих. «Кто из человеков знает, что в че­ловеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Бо­жьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (I Кор. II, 11, 12). «Но как, — спрашиваю я сам себя, — каким образом можем мы знать и быть уверенными, что это да­руется нам от Бога?» И внутренний голос отвечает: «Как ис­тинно то, что никто не знает Божьего, кроме Духа Божия, так истинно и то, что мы приемлем этот дар от Бога по внушению Духа Божия». Поэтому правильно сказано тем, которые гово­рили в Духе Божием: «Не вы будете говорить, но Дух Отца ва­шего будет говорить в вас» (Мф. X, 20; Марк. XIII, 11; Лук. XII, 12); таким же образом будет правильно сказать тем, кто знает в Духе Божием: «Не вы знаете», и тем, кто видит в Духе Божием: «Не вы видите». Итак, которые видят что-то доброе в Духе Бо­жием, видят это не сами: Бог видит, что это хорошо.

Одно дело, когда кто-то считает плохим то, что хорошо, как те безумцы, о которых мы только что говорили; другое — когда хорошее видят хорошим, но не видят Тебя в творениях Твоих: такие предпочитают наслаждаться в тварях, а не в их Творце; и совсем иное дело, когда человек, глядя на творения Твои и видя, что они прекрасны, сознает, что видит их так, как видишь Ты, ибо видит их через Тебя, точнее, Ты сам в нем ви­дишь их, так что Сам, как Творец, становишься для таковых предметом любви в творениях Своих, и такая любовь рождает­ся в сердцах наших только по внушению Духа Святого, «пото­му что любовь Божия изливается в сердца наши Духом Свя­тым, данным нам» (Рим, V, 5). И этим-то Духом мы видим, что все существующее — благо, ибо оно — от Тебя, Сущего само­достаточно и абсолютно.

Текст печатается по изданию: Августин, А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского / А. Августин. – М.: ООО АСТ, 2003. - С. 257-266. – (Philosophy).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: