Задания для работы с текстом

1. Выпишите все встречающиеся в тексте определения жизни.

2. Ответьте на вопросы:

1) Как вы понимаете фразу «Жизнь сама по себе и всегда — кораблекрушение»?

2) От чего спасает человека культура?

3) Какова по мнению Ортеги-и-Гассета проблема современного человека?

4) Как философ объясняет нам, что значит «жить»?

5) С чем ведет постоянную борьбу человек? Какая угроза его подстерегает?

6) Почему автор определяет жизнь как вечную проблему для самой себя? Дайте на этот вопрос не менее трех разных ответов, исходя из своих знаний в области философии.

Литература к теме «Философия жизни»

1. Рассел, Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах / Б. Рассел; пер. с англ. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. – 1008 с.

2. Ницше, Ф. Антихристианин // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: пер. - М.: Политиздат, 1990. - С. 17 – 93.

3. Ницше, Ф. Веселая наука / Ф. Ницше; пер. с нем. М.Ю. Корнеевой; предисл. и коммент. А.Г. Аствацатурова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 382 с.

4. Ницще, Ф. Так говорил Заратустра. Избранные произведения. Книга 1 / Сост. М.Ш. Иванова. – М.-Л.: Сирин, 1991. – 447 с. 

5. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. - М., 1990. – 638 с.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет: пер.с исп. – М.:ООО АСТ; ЗАО НПП «Ермак», 2003. – 269 с. (Философия. Психология)

7. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – Минск, 1999. – 1408 с.

8. Шопенгауэр, А. О четверояком корне… Мир как воля и представление. Критика кантовской философии / А. Шопенгауэр; пер. с нем. – М., 1993. – 509 с.


Философия марксизма


Фридрих Энгельс

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. Предисловие к первому изданию

Фридрих Энгельс (1820-1895) – представитель марксизма, в соавторстве с Марксом создал теорию научного коммунизма, философию диалектического и исторического материализма. После окончания берлинского университета переезжает в Англию для изучения коммерции, где становится социалистом. В этот период в философии Энгельса происходит переворот: изучая жизнь рабочего класса самой экономически развитой тогда страны, он пытается найти причины тяжелейшего положения рабочих. Он находит их в экономических и классовых отношениях. Основные работы Энгельса: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Анти-Дюринг», «Наброски к критике политической экономии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

 

Н ижеследующие главы представляют собой в известной мере выполнение завещания. Не кто иной, как Карл Маркс собирался изложить результаты ис­следований Моргана в связи с данными своего — в из­вестных пределах я могу сказать нашего — материали­стического изучения истории и только таким образом выяснить все их значение (Энгельс говорит о книге Льюис Г. Моргана «Древнее общество, или иссле­дование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», Лондон, 1877 – прим. составителя). Ведь Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понима­ние истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении вар­варства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс. И подобно тому, как при­сяжные экономисты Германии годами столь же усерд­но списывали «Капитал», сколь упорно замалчивали его, точно так же и представители «доисторической» науки в Англии поступали с «Древним обществом» Моргана. Моя работа может лишь в слабой степени заменить то, что уж не суждено было выполнить мо­ему покойному другу. Но в моем распоряжении име­ются среди его подробных выписок из Моргана кри­тические замечания, которые я, в той мере, в какой это относится к теме, воспроизвожу здесь.

Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосред­ственной жизни. Но само оно опять-таки бывает двоя­кого рода. С одной стороны — производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необ­ходимых для этого орудий; с другой — производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исто­рической эпохи и определенной страны, обусловлива­ются обоими видами производства: ступенью разви­тия, с одной стороны — труда, с другой — семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой, основанной на родовых связях структуры общества все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней — частная собственность и об­мен, имущественные различия, возможность пользо­ваться чужой рабочей силой и тем самым основа клас­совых противоречий: новые социальные элементы, ко­торые в течение поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результа­те столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, орга­низованное в государство, низшими звеньями кото­рого являются уже не родовые, а территориальные объединения,— общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие со­держание всей писаной истории вплоть до нашего времени.

Великая заслуга Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах эту доистори­ческую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории.

Текст печатается по изданию: Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана / Ф. Энгельс; пер. с нем. – М.: Политиздат, 1980. – С. 5-7.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: