Дошкольное воспитание глухонемых

(ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА)

1. Дошкольное воспитание особенно важно и необходимо для глухонемых по следующим соображениям:

1. Родители не имеют специальных знаний, требующихся для воспитания и обучения ребенка, лишенного слуха и речи.

2. Чем моложе глухонемой ребенок, тем ближе он подходит к нормальному ребенку, тем естественнее и успешнее идет усвоение устной речи, тем меньше он будет тяготеть к мимике и тем свободнее и скорее станет в ряды слышащих сверстников.

3. Остатки слуха и речи могут быть сохранены и развиты тем вернее, чем раньше ребенок попадет в специальное учреждение.

4. Только при раннем помещении ребенка в специальное учреждение могут быть своевременно распознаны и извлечены те заболевания уха и носоглотки, которые вызвали понижение или временную потерю слуха и по устранении которых ребенок иногда может быть возвращен в число нормальных детей.

(В 1924 г. один воспитанник 4-го детского дома был переведен в детский дом слышащих дошкольников.)

II. Опыт показал, что специальное воспитание и обучение глухонемых детей может быть начато с двухлетнего возраста.

Там, где материальные средства позволяют, детские дома глухонемых дошкольников должны быть разделены: а) по возрасту (дом младшего возраста от 2—4 лет и дом старшего возраста от 5—6 лет). Детский дом дошкольников может заключать и оба возраста при строгом разделении их в самом помещении. Разделение это желательно по следующей причине: маленькие двух-четырехлетние не употребляют мимики, а дети старшего возраста, поступив в детский дом прямо из семьи, уже имеют некоторую привычку употреблять ее и легко заражают младших; б) по физическим способностям (дом глухонемых и оглохших с остатками речи); в) по умственным способностям (дом умственно нормальных и дом отсталых).

III. Целевая установка: 1) приближение к нормальным детям путем развития устной речи и элементарной грамоты; 2) воспитание в них чувства коллективизма, общественно-политических навыков; 3) материалистического мировоззрения; 4) подготовка к школе.

Кроме всего этого, целью детского дома является путем родительских собраний выявить среду, связаться с ней, дать родителям ближе познакомиться с нашей специальностью и достижениями в воспитании и обучении их детей.

Материалом работ, как в развитии речи, так и всего интеллекта ребенка, служит все из окружающей жизни и природы ребенка и все общественно-политические события — все в связи с временами года.

IV. Метод работы носит комплексный характер, экскурсионный, исследовательский. Усвоение речи, культура речи развивается концентрическими кругами. Она приспособлена к стадиям и этапам развития речи у слышащего ребенка, начинающего прежде понимать речь, потом подражать звукам (звукоподражание крику животных, например, му — корова, ам-ам — собака, мяу — кошка). Ребенок начинает говорить слоги-слова, что является уже выражением желания, затем фразы, неправильные еще по форме, но понятные для близких окружающих: это уже как выражение конкретной мысли, как например: «Там вода кап, кап», «Вова то-то» (дай Вове молоток), «Ася зуб бо-бо» (у Аси болит зуб), и, наконец, более раннее, чем у слышащих, синтетическое письмо и чтение у детей от 4—6 лет и аналитическое у детей 6—8 лет.

V. Для достижения главной цели, развития устной речи, ведутся следующие занятия:

1. Воспитание слухового внимания путем музыки, громкой речи, пения и хоровых упражнений детей в лепете.

2. Развитие дыхания и голоса посредством разных приборов и игр, специально изобретенных и подобранных руководительницей, и рефлекторного подражания звукам и слогам.

3. Синтетическое чтение с губ фраз, приказаний из обиходной детской жизни в связи с временами года.

4. Рефлекторное (бессознательное) усвоение речи у младших и сознательное у старших. (Необходима тщательная конкретизация материала, приноровленного к запросам и интересам возраста.)

5. Синтетическое чтение и счет у младших, аналитическое у старших.

6. Рассказ, картинки, иллюстративное рисование (как педагога, так и детей), инсценировки, игры как способы передачи понятий и развития речи. Все это должно быть приспособлено по легкости как понимания по чтению с губ, так и произношения в тесной связи с природой, жизнью и трудовыми процессами.

7. Раннее развитие художественного чувства путем рисования, лепки и других видов детского творчества для воспитания их внешних чувств, для восполнения пробелов, вызванных отсутствием слуха — все в применении к интересам и силам возраста, тесно связывая с пройденным по устной речи, например, зарисовка слов, иллюстрация и лепка фраз по чтению с губ.

8. Общая ритмическая гимнастика как средство возбуждения у детей чувства ритма, координации движения и дисциплины, имея в виду в дальнейшем воспитание пионерства.

VI. Развитие и упражнение внешних чувств. Сенсо-моторная культура, психическая ортопедия проводятся не как отдельные занятия, а попутно в играх, труде связываются с чтением с губ и речью.

…VII. Общественно-политическое воспитание ведется путем эмоциональных переживаний детьми революционных праздников, активного участия в подготовке к этим праздникам посредством игры (подражание пионерам), посещения праздников в нормальных детских садах и экскурсии со старшими. Проводится и самоуправление в виде общих собраний, где распределяются дежурства и обязанности по самообслуживанию, как-то:

уборка игрушек, поливка цветов, помощь младшим при одевании и т. п.

VIII. Установление определенного распорядка дня важно как педагогический момент, приучающий детей к систематичности, порядку, гигиеничности и общественным привычкам. Последнее особенно важно для глухонемых, которые вследствие их физического недостатка слишком склонны к замкнутости, обособленности, эгоизму и недоверчивости; кроме того, крайне важно с самого раннего возраста приучить глухонемого к посильному для него труду по дому, чтобы он мог сознавать себя полезным и нужным обществу.

Соответственно возрасту ребенка число часов, отводимых для занятий, еды, отдыха, одевания и умывания, различно в зависимости от возраста группы: на сон 10—11 час. — ночью и 2 часа — днем, на умственные занятия — 2—4 часа, на еду — 2 часа, на умывание и одевание — 2 часа, на прогулку, отдых, игры — 3—5 часов.

IX. Ввиду необходимости тщательной конкретизации в обучении маленьких глухонемых детские дома должны быть хорошо оборудованы и богато снабжены пособиями, как-то: моделями животных, игрушками, отвечающими трудовым процессам взрослых (например, кубики и кирпичики для стройки, корыто, кукольные кровати, куклы, тележки, лошади); книжками с картинками, музыкальными инструментами (рояль, гитара, гармоника), музыкальными игрушками (например, дудки, барабан, губная гармоника, погремушки, звонки разных тонов) и материалом и инструментами для ручного труда.

X. В детских домах глухонемых дошкольников должны вестись записи наблюдений над детьми как групповые, так и индивидуальные для составления характеристики, записи результатов слуховых упражнений; как те, так и другие записи являются ценным научным материалом.

XI. При детских домах глухонемых дошкольников должны состоять врачи — педиатр и отиатр, на обязанности которых лежит наблюдение за физическим здоровьем детей, лечение, антропометрическое исследование и установление психического развития на основании длительных наблюдений.

XII. В детских дошкольных домах не должно быть более 20 детей при 5 педагогах — три учительницы, две воспитательницы, на следующем основании: 1) интенсивные занятия по развитию устной речи требуют индивидуальной работы с каждым отдельным ребенком. Мы делим детей на утренних занятиях на три группы и на вечерних — на две группы; 2) при небольшом числе детей может сохраниться семейная обстановка, в которой маленьким глухонемым детям легче проявить себя как в трудовых процессах, так и в устной речи, и в отношениях друг к другу и к окружающим их лицам может быть установлено тесное общение с детьми,

XIII. Для правильной постановки дела дошкольного воспитания и обучения глухонемых в РСФСР следует открыть в Москве опытно-показательный детский дом для глухонемых дошкольников со школьным отделением, куда не могла бы проникнуть мимика. По образцу этого детского дома следует открыть при каждой провинциальной школе детские дома для дошкольников или хотя бы дошкольные отделения.

Н. А. Рау

(«Материалы ко II Всероссийскому съезду социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов», 26 ноября, 1924 г., М., стр. 96—99).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: