Детский сад для глухонемых

(ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАКТИКА)

Краткие основы значения детских садов для глухонемых детей

Давно уже у общества явилось сознание необходимости еще до школы развивать физические и моральные силы детей.

Амос Коменский, Локк, Песталоцци — все эти великие люди настаивают на том, чтобы ребенка воспитывали с первого появления в нем сознания. Ребенку необходима какая-нибудь деятельность: то он режет, то он рвет, то он бегает, то двигает что-нибудь. Целый день он подыскивает материал для своей деятельности. Все это свидетельствует о богатом запасе скрытой энергии.

В этом периоде и нужен ребенку человек, готовый постоянно ответить на все интересующие его вопросы, человек, который мог бы понять этого маленького человека с его богатой фантазией. Глухонемой ребенок имеет те же потребности, что и нормальный, но, кроме того, он лишен возможности «общения с окружающими». Участь глухонемых детей очень печальна: с детства не слыша человеческой речи, не имея возможности выражать свои мысли, делиться впечатлениями, глухонемой неминуемо калечится и душевно.

Забота о воспитании детей никогда не проявлялась с такой силой, как в наш век. И в то же время общество забыло о глухонемых детях, так жестоко обиженных природой. В России свыше 200000 глухонемых. Люди эти, влачащие жалкое существование, тягостным бременем ложатся на общество в то время, когда и они могли бы быть полезными гражданами. Если для нормальных обучение и воспитание является обязательным, то для глухонемых оно необходимо. В течение столетий не было ничего предпринято, чтобы извлечь эту категорию несчастных из их тягостного существования и разрушить ту преграду, которая отрезала их от мира и заставила их жить париями среди общества. До XVI века глухонемые считались лишенными умственных способностей, не могущими мыслить, не имеющими никаких человеческих чувств. Общество не считало себя обязанным сделать что-либо для глухонемого, отрицая у него право на жизнь. От этого взгляда общество отказалось только в XVI веке. С тех пор для глухонемых наступили лучшие дни. Первым человеком, который восстановил человеческое достоинство глухонемых, и первым основателем школы для глухонемых был аббат dе L’ Ерее. С тех пор обучение глухонемых не считается больше делом неосуществимым. Доказано опытом, что глухонемота только задерживает развитие умственных способностей. Образование поднимет моральный уровень глухонемого, знание ремесла — материальный и даст ему сознание собственной личности, а речь даст ему возможность действительно жить общей жизнью, пользоваться всеми правами.

Одним из главных вопросов, касающихся обучения глухонемых, является вопрос о детских садах

Главная задача детского сада для глухонемых — приблизить поскорее глухонемого ребенка к нормальному и дать ему пораньше речь. Цель детского сада для глухонемых, как и цель какого бы то ни было детского сада, — направить, как должно, физическое, умственное и нравственное развитие ребенка. Задачи детского сада немыслимо перечислить, измерить.

Детский сад — это фундамент, на котором строится вся жизнь ребенка. Осуществить его задачи нелегко: нужен и опыт и энергия, нужно хорошо знать индивидуальность каждого ребенка, суметь заинтересовать его, искоренить все дурные привычки. Нужно всегда помнить, что ребенок тоже человек с волей, которую нужно уметь направить, научить детей пользоваться разумно свободой, воспитать их так, чтобы они не вышли эгоистами, чтобы ребенок с малых лет научился любить людей. Наконец нужно развить в ребенке сознательную личность и относиться с уважением к этой личности. Это взгляд великого Песталоцци. Все занятия в саду должны носить характер игры, чтобы они вносили в жизнь детей радость, счастье, укрепляли бы их физические и моральные силы. Детский сад — это большая, дружная семья, где дети — братья и сестры. Воспитательница должна заменить им мать, любящую, добрую, заботливую, всем готовую помочь детям.

В семье на глухонемого ребенка смотрят как на больного и не стесняют его ничем. Он является законодателем, капризы его исполняются беспрекословно, все подделываются под его настроение. Такой ребенок, да еще с непроявившимся сознанием, вскоре становится черствым, эгоистом, у него не может быть чувства справедливости, товарищества.

В детский сад дети поступают пяти-шести лет. Многие родители не решаются отдать ребенка в эти годы в «чужие руки», а вместе с тем этот возраст самый благоприятный для развития ребенка и необходимый для развития речи. Чистоты произношения можно добиться, пока голосовые связки не потеряли своей эластичности.

Детский сад необходим и в силу практических соображений. Большинство наших воспитанников — дети крестьян. Может ли мать-крестьянка воспитать своего ребенка в надлежащих условиях, а тем более глухонемого?

«Детский сад» для глухонемых детей в Александровске открыт 2 октября 1909 года. Было принято 9 мальчиков и 1 девочка.

Сущность обучения глухонемых детей заключается в развитии остальных чувств и особенно зрения и осязания. На первых же порах нужно учить детей чтению с губ. Нужно считаться с большой трудностью и необыкновенными усилиями, какие требуются для достижения искусства читать с губ. Чтение производится при помощи губ, зубов, языка, неба, гортани и горла. Привыкнуть тут нельзя, ибо не видишь всего, а только догадываешься. Чтение с губ заменяет говорящему глухонемому слух и отсюда видно, какое громадное значение оно имеет в обучении глухонемых. Обучение глухонемых устной речи построено на общих законах языка человеческого.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

Первый год

1. Приучение воспитанников хорошо сидеть, стоять, ходить, одеваться и т. п.

2. Развитие послушания и приличия.

3. Молитва, правда.

4. Упражнения дыхания, гимнастика лица и звукопроизводящих органов (ежедневные упражнения).

5. Развитие голоса и слуха (у некоторых детей есть остатки слуха).

6. Чтение с губ.

7. Наблюдательность, ловкость, воображение.

8. Гимнастика.

9. Счет.

10. Рисование.

11. Фребелевские занятия: а) плетение, б) вырезание, в) выкалывание, г) строение, д) сгибание бумажек, е) работы из гороха, ж) лепка.

12. Садовые работы.

13. Подвижные игры.

Второй год

Продолжение занятий первого года, причем все внимание обращено на речь и чтение с губ. Начало ручного труда.

Разделение занятий в детском саду.

В 7 часов утра дети встают, одеваются, поправляют постели (помогают друг другу без указаний старших) и идут умываться. Когда все готовы, становятся в пары и направляются в столовую. Дежурные накрывают на стол. В 8 час. утра пьют чай, молоко или кофе желудевый. (Осенью в дубовой роще училищной усадьбы дети сами собирали желуди, чистили их, пережаривали и смололи кофе.) В 8 1/2 часа утра отправляются в зал, и каждый подыскивает себе занятие: кто строит дом, кто железную дорогу, кто рисует, кто рассматривает картины и т. д. Между игрой идет чтение с губ, постановка звуков и понятий. Через 1/2 часа разрешается побегать в зале минут 15, затем опять получасовой урок. В 10 час. прогулка. В 11 час. гимнастика, рисование. В 12 час. 15 мин. моют руки и накрывают на стол. В 12 1/2 часа обед. После обеда прогулка. В 2½ часа фребелевские занятия и игры. В 4 1/2 часа чай или кофе. От 5—7 час. вечера дети предоставлены полной свободе. В 7 час. ужин. В 8 час. ложатся спать. Летом порядок дня изменяется. С утра дети в огороде: копают, сеют, сажают, поливают, полют. Под детский огород отведено 292 квадратных сажень земли. В настоящем году на этом участке каждый воспитанник посадил фруктовое дерево, вскопали общими силами несколько грядок и посадили картофель, бураки, лук, кукурузу, салат, дыни, горох и т. п. У каждого есть лопата, грабли, лейка и др. Сколько радости было, когда взошло посеянное и сколько горя, когда листья фасоли погибли от мороза. Весной и летом большую часть дня проводили в саду и на огороде. С каким вниманием дети разглядывали жучка, букашку, бабочку, цветы, листья деревьев, наблюдали заход солнца, какое оживление вызывало появление ежа, ящерицы, ужа. Столько материала, и так наглядно! В деле же обучения глухонемых наглядность имеет громадное, ничем не заменимое значение. Фребелевские занятия продолжались 1/2часа в день. Фребелевскими работами и рисованием дети настолько увлекались, что трудно их было оторвать.

После занятий все работы прячут в шкаф; вытирают пятна на столе после лепки и наклеивания, моют кисточки и блюдечки после краски. Сделанные вещи берегут, и если приходят посетители, каждый старается показать, что такая-то вещь им сделана. Работы заготовлялись при них или давали им готовый материал. После работ начиналась какая-нибудь подвижная игра или гимнастика. Если дети сидели долго за работой, устраивалась игра с бегом, если много бегали, устраивалась маршировка, медленная ходьба в ногу. Игры были подражательные и гимнастические.

Игры подражательные

Кошки-мышки. Щука. Жмурки. Зайцы и охотники. Теремок. Игра со жгутом. Мальчик и собака. Китайская полька.

Игры гимнастические

Волк и овцы (с мячом). Какая партия выиграет? (с мячом) Лапта (с мячом). Город (с мячом). Школа мяча. Колдуны. Море волнуется. Железная дорога. Коршун. Золотые ворота. Пятнашки. Жмурки. Прятки. Лошадки. Полотно. Двух мало, трех много.

Кроме этих игр, дети сами много придумывали. Играть детей не заставляли. Кто не хотел, его оставляли, а через несколько минут он сам просил разрешения участвовать в игре. Если я с одним из ребят занималась техникой речи, остальные выбирали какую-нибудь спокойную, тихую игру, сознавая, что в противном случае они мне будут мешать заниматься.

Занятия начались в конце октября, а закончились 10 апреля. За 6 месяцев дети читают с губ 50 слов и приказаний, считают до 10 (присчитывают и отсчитывают) и говорят по нескольку слов. Володя (в саду всех детей называют по именам) говорит 40 слов; Максим — 9; Вася — 9; Тимоша — 7; Алеша, Лара, Шура — по 3 слова. Тина и Саша — по 1 слову.

Летом все уехали домой. В детском саду пробыли со 2 октября по 30 мая. Обучение совместное.

Первый месяц нелегко было справляться с «маленькими ди-
карями», с их дурными привычками, с упрямством. После же эти дети явились помощниками в воспитании некоторых выдающихся шалунов. К концу года все дети стали неузнаваемы.

Прием детей в детский сад ежегодно производится 20 августа. При приеме дети тщательно исследуются врачом. Результаты своих исследований врач записывает в статистические бланки, и таким путем собирается достоверный и важный материал для статистики.

Руководствуясь тем, что истинное воспитание может дать лишь настоящая добрая семья, мы и старались создать такую семью.

Многие противники детских садов говорят, что известный режим стесняет свободу детей. А я скажу из опыта, что благодаря правильному режиму, хорошему питанию дети наши за несколько месяцев прибавились в весе на 3—4 фунта.

Заведующая детским садом О. Комир

(Отчет о деятельности Александровского отдела попечительства о глухонемых за 1909 год, Александровск. Типография при училище глухонемых, 1910. стр. 4—10).


Объявление

Александровский отдел попечительства о глухонемых, озабочиваясь по возможности в большем размере приносить пользу глухонемым детям для облегчения их участи в будущем, с начала 1909/10 учебного года при Александровском училище, в отдельном здании, открыл «детский сад», куда принимаются без различия пола, ежегодно, не более 10 душ детей в возрасте
от 4 до 6 лет.

«Детский сад» — это подготовительная школа для глухонемых детей, это большая семья, где воспитательница является детям матерью, а все дети — братья и сестры. Хорошее питание, правильный уход, систематические детские игры и здоровый режим в течение двух-трех лет подготовляют детей к переходу в училище, и, главное, в саду дети научаются раньше говорить и писать. При сокращенном благодаря пребыванию в детском саду сроке обучения дети, окончив полный курс училища в возрасте 14—16 лет, возвращаются домой не только вполне способными к самостоятельному существованию, но будут приносить пользу и родителям.

Дети, в количестве 10 душ, первого приема в 1909 году настолько хорошо чувствуют себя в саду, что, пробыв дома на праздниках несколько дней, просили родителей вести их скорее обратно в сад.

Родители, желающие поместить в «детский сад» своих детей, подают на имя Александровского отдела попечительства о глухонемых (г.Александровск Екатеринославской губ.) прошение, с приложением выписи о рождении ребенка, удостоверения врача о прививке оспы, отсутствии физических недостатков, трахомы и слабоумия. В прошении должно быть указано, с какого времени ребенок глухонемой или после какой болезни потерял речь и слух.

(Отчет о деятельности Александровского отдела попечительства о глухонемых за 1909 год, Александровск, 1910, стр. 12).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: