Подготовка сурдопедагогов-дошкольниц

Несколько слов об устройстве специальных уроков для воспитательниц и матерей глухонемых детей дошкольного возраста

При детском саде глухонемых Н. И Ф. Рау в Москве

Часто обращаются к нам матери маленьких глухонемых детей с просьбами рекомендовать им воспитательниц или дать совет, как воспитывать глухонемого ребенка до поступления его в школу. Их письма и их слова в личной беседе нередко являются воплем материнской души, мечущейся в неизвестности, что делать со своим обиженным природою ребенком. Все эти матери сознают особую трудность воспитания глухонемых и необходимость принятия особых педагогических мер с самого раннего возраста.

Прийти матерям на помощь изложением педагогических приемов письменно или в личной беседе весьма трудно и мало целесообразно, так как для правильного применения этих приемов недостаточно теоретического изложения; здесь главное практический опыт. Найти же воспитательниц для маленьких глухонемых дошкольного возраста еще труднее ввиду того, что среди специальных педагогов до сих пор держится предубеждение, будто глухонемого ребенка можно обучать говорить лишь с семилетнего возраста; да и существующие в Петербурге курсы готовят воспитательниц и учительниц лишь для школьного возраста.

Между тем возможность воспитания и обучения глухонемых детей с самого раннего возраста доказана нашей собственной практикой по воспитанию и обучению глухонемых детей от трех до шести лет в детском саду (существующем с 1900 года) и в частных домах.

Настоятельная потребность в сведущих воспитательницах и в подготовке матерей к воспитанию маленьких глухонемых детей внушила нам мысль устроить при нашем детском саде «Курсы для подготовки воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста». Характер этих курсов преимущественно практический во избежание недостатка некоторых подобных курсов, дающих исключительно теоретическую подготовку и выпускающих неопытных работниц.

Предметы теоретического курса следует ограничить:

1) гигиеной детского возраста от трех до восьми — девяти лет (со включением курса по физическому воспитанию);

2) физиологией центральной нервной системы с прикладной психологией и психопатологией;

3) физиологией органов слуха и речи.

Преподавание этих предметов мы считаем необходимым для того, чтобы воспитательницы не были простые ремесленницы, повторяющие приемы, перенятые от своих руководителей, а чтобы они шире смотрели на свое дело и могли бы творить свободно.

В практический курс входят следующие предметы:

1) практическая фонетика в связи с постановкой звуков у глухонемых;

2) история обучения глухонемых;

3) методика чтения с губ, письма, чтения, счета;

4) ручной труд и фребелевские занятия;

5) детские игры и гимнастика;

6) практические сведения по организации детских садов для глухонемых.

Лекции по этим предметам будут происходить не иначе, как с демонстрациями детей и рука об руку с практическими упражнениями слушательниц над детьми детского сада под наблюдением сведущих лиц.

Эти же курсы могут обслуживать и те семьи и учреждения, где требуются воспитательницы для умственно отсталых детей и для детей-афазиков.

На первое время, ввиду острой нужды в скорейшей подготовке кадров воспитательниц, курсы могли бы быть одногодичными.

Вопрос об организации в Москве специальных курсов для воспитателей и учителей глухонемых поднимается не впервые; но до сих пор он не вышел из области благих желаний заотсутствием необходимых средств.

Хочется верить, что новая попытка прийти семьям глухонемых детей на помощь на этот раз встретит поддержку и что найдутся добрые люди, вникающие в трагическое положение глухонемых крошек и их матерей.

26 ноября 1912 года.

Н. Рау, Ф. Рау

 

 

ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

…В Ленинградском детском саду глухонемых первоначальным этапом обучения словесной речи глухонемого ребенка служила письменная форма при помощи плакатиков. Обоснованием применения в самом начале письменной формы, по мнению Е. П. Мусатовой, являлось то, что она якобы заменяет мимику, и то, что процесс развития при помощи письменной речи предшествует говорению.

В пользу письменной речи она приводила следующие доводы:

1) письменная форма речи рано развивает глухонемого ребенка, расширяет его кругозор; ребенок узнает то, что не узнал бы путем одной устной речи;

2) увеличивает словарь глухонемого ребенка;

3) рано научает дошкольника общаться с руководителем и друг с другом словесной речью, а не мимикой;

4) рано научает давать повествовательную форму речи по заданию руководителя и самостоятельно (составление предложений).

В процессе обучения речи совершенно исключается лепет. Е.П.Мусатова не допускает неправильного произношения при первых же детских словесных высказываниях, так как она считает, что позже будет труднее исправить произношение, усвоенное неправильно…

…Е. П. Мусатова построила трехтипные погрупповые словари на базе определенного количества звуков.

Так, для младшей группы глухонемых детей она устанавливает следующий словарь:

по устной речи — 20 слов, в состав которых входят 10 звуков (а, о, у, п, т, м, в, ф, н, л),

по чтению с лица — 45 слов,

по письменной речи — 30 слов.

Общий итог слов, различаемых в письменной форме и осмысляемых,— 75 слов.

Для средней группы глухонемых детей:

Словарь по устной речи — 50 слов: новых звуков — 12 (э, и, й, ы, я, е, ю, ё, б, к, с д),

по чтению с лица — 35 слов,

по письменной речи — 40 слов.

Общее количество слов, различаемых в письменной форме речи и осмысляемых, — 125.

Для старшей группы глухонемых детей:

Словарь по устной речи — 80 слов: новых звуков — 9 (з, р, ш, ж, г, х, ц, ч, щ),

по чтению с лица — 55 слов,

по письменной речи — 50 слов.

Общее количество слов, различаемых в письменной форме речи и осмысляемых, — 185.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: