Об идеальной постановке дела обучения глухонемых

…Всю подготовительную работу по школьному обучению надо поручить детским садам для глухонемых, в которые дети должны попадать не позже трех-четырехлетнего возраста. Я рекомендую такой ранний возраст потому, что до трех лет глухонемой ребенок еще не отстает от нормального в умственном отношении, так как и тот и другой в это время живут главным образом только зрительными впечатлениями; затем голос в этом возрасте у глухонемого ребенка еще нормальный, так же как и дыхание, и, что очень важно, еще совершенно не развита жестикуляция. К концу четвертого года жизни такой ребенок уже несколько отстает умственно от своих нормальных сверстников, голос его принимает неприятный оттенок, дыхание от недостатка упражнения легких речью становится хуже, чем должно бы быть, и развивается злейший враг устной речи — мимика. Конечно, чем дальше, тем дело обстоит хуже, и учитель, к которому попадает ребенок лет восьми, должен сначала наверстывать все упущенное за пять лет, а потом уже вести ученика вперед — словом, начинать дело не с начала, а с середины. Гораздо проще начинать специальное обучение с того возраста, когда еще ничего упущенного наверстывать не приходится, искусственно вести ребенка тем же путем развития, каким сам идет его нормальный сверстник, и с тою же скоростью. Мне могут возразить, что такие маленькие дети еще не способны учиться; на то я отвечу, что, играя, можно научить ребенка многому. Кто из нас не слышал трехлетних детей, напевающих песенки или лепечущих стихи? Кто не видел даже двухлетних, знающих много иностранных слов? А разве это далось им с трудом? Напротив, очень легко, за игрой. Так же можно было бы вести дело и с глухонемыми. В детском саду должен быть четырехлетний курс, а за это время дети легко, за игрой, могли бы усвоить звуки речи, их произношение, чтение с губ, упражняли бы дыхание и голос, делали гимнастику и т. д. Одновременно должны вестить с ними упражнения слуха в связи с упражнениями зрительными, а также должны вестись с детьми несложные разговоры, чтобы дети приучались понимать обращенную к ним речь не искусственно, как это делается теперь, а естественно, посредством постоянного упражнения, как и нормальные. Устройство таких детских садов не должно стоить дорого, так как собственно для учебного дела нужно очень немного приспособлений. Прежде всего нужен, конечно, музыкальный инструмент для развития слуха; это, по-моему, во всякой школе глухонемых должно стоять на первом плане. Для этого может служить гармоника Урбанчича или же фисгармония д-ра де Ланса, с которой с успехом работаю я. Хорошо бы также иметь рояль, во-первых, для того чтобы дети привыкли слушать и различать звуки различного характера, во-вторых, чтобы развивать у детей чувство ритма, что легче достигнуть при помощи рояля, чем фисгармонии с ее тягучими звуками, и, в-третьих, чтобы иметь возможность учить детей танцевать под музыку, что для развития сознательности слуха тоже немаловажно. Затем необходимо иметь всевозможные музыкальные игрушки как с низкими, так и с высокими звуками. Больше на первое время никаких учебных пособий не нужно, за исключением, разумеется, зеркала, да и к тому следует прибегать лишь с детьми, выказывающими интерес к занятиям перед зеркалом. Обучение, на мой взгляд, должно вестись следующим образом. Когда учительница, играя с детьми и лаская их, успеет настолько расположить их к себе, что они начинают с интересом тесниться около нее, она должна сделать сначала руками или телом несколько движений, которые дети повторяют, затем проделать то же губами, затем сделать несколько вдохов и выдохов, а затем произнести и заставить всех детей произносить гласный звук вместе и порознь. Кто не сумеет этого сделать, тем надо показать активное ощущение этого звука, а еще лучше, если это сделает не сама учительница, а кто-нибудь из детей. Таким же порядком надо поставить а, и затем, прыгая и бегая с детьми, напевать на разные лады па-па-па, ап-ап-ап, апа-апа и т. д. В интересах достижения внятного произношения следует не гнаться за быстротой прохождения звуков, а останавливаться на каждом упражнении до тех пор, пока все дети не будут выполнять это хорошо. Когда таким образом пройдено несколько звуков, а дети бегло произносят их и не менее бегло читают с губ, можно ставить слова, причем начинать надо с самого интересного, т. е. с собственных имен детей. Когда пройдены все звуки речи, надо переходить к словам, причем подбор слов не должен составляться искусственно, а просто детям надо сообщать, как выразить ту или другую мысль, даже не объясняя подробно значение каждого слова, только надо следить за тем, чтобы фразы были составлены правильно. Например, если какой-либо ребенок говорит: «Ваня Саша рука…», желая этим выразить, что Ваня Сашу ударил, надо заставить ребенка повторить, например: «Ваня меня ударил» или «Ваня дерется». Ваню же, который будет отрицать свою вину, говоря: «Ваня рука нет», надо заставить сказать: «Я не дрался» или «Я его не бил». И свидетелей следует спросить: «Дрался Ваня или не дрался?» При этом нет надобности объяснять детям слово дрался потому, что раз у детей еще не развита мимика, то они все равно не поймут объяснения, а приучать их к мимике большой грех. Зная, о чем идет дело, дети сами поймут значение этого слова, и если они уже свободно понимают по губам, то усвоение этого слова и ответы на вопросы не представляют уже затруднения. Для усвоения слов хорошо иметь лото с картинками; это очень занимает детей. Как только дети стали сносно произносить слова и понимать по губам, надо заставить их петь под музыку песенки с нетрудным мотивом, не стесняясь тем, что трудно объяснить детям слова этих песенок. Ведь и нормальные дети поют обыкновенно, совсем не понимая того, что они поют, и мне ни разу не приходилось слышать, чтобы нормальный ребенок спрашивал, что значит, например, ай-люли, — просто поют, как птицы божии, не задумываясь над значением песенки. Между тем это пение под музыку имеет огромное значение, во-первых, потому, что развивает слух (что у меня всегда стоит на первом плане), приучает запоминать мотивы, различать высокие и низкие тоны; во-вторых, упражняет голос, а в-третьих, лучше всего способствует достижению правильной отчетливой дикции и приучает делать в словах ударения, что очень важно ввиду того, что однообразная речь без ударений — главный недостаток глухонемых и с ним очень трудно бороться. Тех детей, которые совершенно не в состоянии слышать музыку, следует приучить петь, держа руку у горла поющей учительницы. Детей, достигших шестилетнего возраста, нужно уже между играми учить грамоте (письму и чтению вместе), что не представит затруднений ввиду того, что глухонемые уже привыкли к чтению с губ, которые отличаются от чтения книги только различным зрительным изображением звуковых знаков.

Если к этому времени дети еще недостаточно освоились с речью, то эта грамотность у них может быть пока механической, но к концу обучения в детском саду ребенок уже должен понимать прочитанное и уметь правильно излагать свои мысли на бумаге. Вот каким представляется мне ребенок, прошедший в течение четырех лет курс детского сада для глухонемых: хорошее дыхание, нормальный голос, внятное произношение с ясно выраженными ударениями, связная речь с правильными оборотами, умение выразить словами все, что нужно для домашнего обихода, свободное восприятие всякой речи, умение читать и хотя немного излагать прочитанное, писать под диктовку, списывать и писать письмо, элементарное знакомство с арифметикой — нормальная степень умственного развития.

Я не затронула еще двух важных пунктов — физического развития ребенка и развития его слуха, но понятно само собой, что в этой области детский сад должен сделать для ребенка все возможное, но максимальная степень совершенства как слуха, так и физического развития не может быть указана заранее. Можно только сказать с уверенностью, что при такой постановке дела многие дети будут прямо из наших детских садов поступать в нормальные школы, получив возможность пользоваться слухом. К этим детям должны быть отнесены все психически глухие, которых врачи очень часто рекомендуют не отдавать в школы до семи лет, потому что к семи годам у них слух может сам развиться. Действительно, такое самопроизвольное развитие слуха — нередкое явление, но не следует забывать, что в огромном большинстве таких случаев остаются неразвитыми умственные способности и главным образом память. Мне случилось видеть таких детей уже в более позднем возрасте, когда они при наличности слуха (и даже недурно развитого музыкального слуха) все же не могли выучиться говорить, потому что не помнили слов, не понимали оборотов речи. Эти психически немые дети могли бы оказаться вполне нормальными, если бы их начали учить и развивать их слух и умственные способности с самого раннего возраста. Затем слух мог бы также развиться у детей с органической глухотой, но с значительным остатком слуха. Значит, для детей этих двух категорий специальная школа уже не будет нужна, они могут прямо поступать в нормальные школы. Не нужна будет специальная школа для детей интеллигентных родителей, которые сами захотят заниматься дальше со своим ребенком, так как детский сад подготовит их настолько, чтобы дальнейшие занятия с ними были доступны и лицам без специальной подготовки. Да и организация самих школ станет гораздо проще и легче. При современном положении дела наиболее желательным типом школы является такая, в которой число учеников не превышало бы 8 или 10 человек, потому что при более или менее значительном скоплении глухонемых с хорошо развитой жестикуляцией эта жестикуляция является злейшим врагом устной речи, и притом врагом, с которым буквально невозможно бороться. Дети же, поступающие в школу из детских садов, будут уже изъясняться устно, и привычки к мимике у них не будет, поэтому школы для большого количества таких детей вполне возможны и желательны, конечно, при условии, что в них будут приниматься только дети, прошедшие курс детских садов для глухонемых, атакже нормальные дети, оглохшие в школьном возрасте и предварительно выучившиеся понимать беглую речь по губам.

…Я лично знала двух глухонемых девушек, из которых одна, оглохшая двух лет от роду, прошла дома полный курс гимназии, очень развитая девушка, прекрасно владеет слогом, хорошо читает по губам и говорит довольно ясно, но не безукоризненно в смысле произношения; другая же (глухонемая от рождения) училась в Киевской фундуклеевской женской гимназии, потом родители ее переехали, если не ошибаюсь, в Брест, и там она кончила шесть классов гимназии, а потом в Киеве окончила бухгалтерские курсы; она очень свободно говорит по-русски и по-немецки, идеально читает по губам и произносит хорошо, только с несколько иностранным акцентом, причем надо добавить, что учившая ее с детства мать — немка. Наконец, один из учеников моего детского сада, поступивший ко мне, правда довольно поздно, к концу шестого года жизни, и занимающийся у меня уже третий год, я уверена, года через три может поступить в гимназию.

…Главнее в том, чтобы не дать глухонемому ребенку ни на шаг отстать от нормального в умственном развитии, как можно скорее превратить его из глухонемого, если можно, в говорящего и слышащего, а если нельзя, то хоть только в глухого, но говорящего и дать ему возможность свободного выбора жизненного пути, возможность учиться и быть нормальным человеком. Это может дать ему без особых затруднений нормально поставленная школа.

...В детские сады даже лучше принимать детей интернами, по крайней мере на первые два года, пока они не научатся хоть сколько-нибудь понимать обращенную к ним речь, чтобы дома их не научили мимике… Детскими садами должны непременно заведовать специалисты ввиду того, что там кладется начало речи, а следовательно, и всего дальнейшего обучения - совершается самая важная работа.

… Необходимо начинать обучение глухонемых не в школах, а в детских садах. Возраст при поступлении в детский сад - от трех до пяти лет. Цель детских садов: а) содействие умственному и физическому развитию глухонемых детей наравне с нормальными; б) подготовка детей к школьному обучению. Предметы занятий в детских садах: устная речь, упражнения

слуха, упражнения дыхания, гимнастика, чтение с губ, грамота, начала арифметики, чистописание. Результаты обучения в детских садах: нормальная степень умственного развития глухонемых детей ко времени школьного возраста, ясная и правильная речь, свободное чтение с губ, грамотность и (в пределах возможного) развитие слуха.

(Из доклада заведующей школой для глухонемых в Киеве Н.К.Паткановой. Второй съезд деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. СПБ. 1904, стр. 13—27).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: