Организация музея в образовательном учреждении

Т.А.Тарханова,
канд. пед. наук, директор Федерального музея профессионального образования

Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями.

В современном понимании музей представляет собой:

· учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;

· хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;

· место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, профессий, возрастов, территорий и т. д.

В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт нужно получить. В музейном деле идейный замысел имеет основополагающее значение, поэтому прежде всего следует выбрать профиль музея – исторический, мемориальный, экологический, технический и т. д. Понять, какое содержание музейной экспозиции обеспечит педагогическое воздействие, требуемое для повышения качества воспитания и образования детей.

Наиболее рациональным подходом к организации музея образовательного учреждения является разработка научной концепции. Такая деятельность осуществляется в три этапа, которые включают в себя:

· подготовку и анализ искомых данных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе);

· создание собственно концепции музея;

· разработку конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла – другими словами, перспективного плана развития музея на определенный период. На этапе проектирования целесообразно продумать имидж музея.

Для музейных экспозиций потребуется отдельное помещение, а для управления работой музея – организатор. Как правило, в учреждениях образования с этой целью выделяется ставка педагога дополнительного образования. Для оказания консультативной помощи в создании музея рекомендуется пригласить специалистов государственных или муниципальных музеев.
Типового положения о музее учреждения профессионального образования. Основные нормативно-правовые государственные акты, на основе которых строится работа любого музея: Закон РФ от 26.05.1996 № 57-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” и постановление Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 “Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации”.

Не каждый предмет может стать музейным экспонатом. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Самыми ценными для музея образовательного учреждения являются исторические источники, т. е. материалы, которые могут быть использованы для познания прошлого человеческого общества.

Музейные предметы делятся на три группы:

· вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи и т. д.);

· изобразительные (картины, скульптуры, графика);

· письменные (документы на различных носителях).

Работа по собранию фондов музея начинается с процесса комплектования материалами, необходимыми для его развития.

Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея. Его главная функция – накапливать социальную информацию, документально подтверждать развитие общества. Это фундамент работы музея.

Несмотря на сходство музейных предметов с архивными материалами в части подлинности и достоверности информации, ценность музейного предмета в отличие от архивного документа зависит не только от семантической (знаковой) информации, но и от экспрессивных (эмоциональных) и аттрактивных свойств (способности привлекать внимание), а также от множества пометок, признаков, свидетельств, которые можно открывать снова и снова.
Принцип комплектования музейной коллекции определяется ее назначением.
Предметы фондового собрания музея составляют основной фонд (подлинники и уникальные предметы) и научно-вспомогательный фонд (копии, воспроизведения, вспомогательные материалы).

Музейные коллекции формируются из предметов основного фонда по наиболее общим их свойствам, например по материалу, из которого они изготовлены.

Первостепенная цель фондовой работы любого музея – создание оптимальных условий для сохранения, учета, исследования и использования музейных предметов.

Параллельно с комплектованием ведется учет фондов (работа входит в обязанности педагога дополнительного образования). Его цель – юридическая охрана музейных предметов, фиксация их принадлежности конкретному музею и государственному музейному фонду. Учет осуществляется через соответствующую запись в учетных документах – актах приема-передачи, книгах поступлений и инвентарных книгах. Учетно-фондовая документация представляет собой информационную систему, базу данных музея. После приема музейного предмета по акту производится запись в книге поступлений предметов основного фонда (к ним относятся подлинники и уникальные, ценные экспонаты). Отдельная книга ведется для учета научновспомогательных материалов. При этом на каждом предмете проставляется присвоенный порядковый номер вместе с шифром музея (например, ФМПО ОФ № 12).

На данном этапе особое внимание уделяется атрибуции и классификации поступивших экземпляров. Атрибуция – выявление, определение присущих экспонату признаков: материала, из которого он изготовлен, его формы, размера, массы, цвета и физических свойств. Для изобразительных источников имеют значение тема и сюжет. Классификация – деление музейных фондов на группы по признакам родства и различия (формирование музейных коллекций).

Безусловная ценность музейного предмета заключается в его подлинности и достоверности.

Учет и сохранность предметов в музеях образовательных учреждений обеспечиваются в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей.

Музейная экспозиция – лицо музея. Это общепринятая форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой достигаются путем демонстрации музейных предметов, в соответствии с разработанной научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Ведущий принцип музейного проектирования заключается в том, что экспозиция не придумывается, а согласно плану разрастается. Как правило, в музейной практике разрабатывают три проекта: научный, художественный и технический.
Федеральным музеем профессионального образования в 2004 г. определен Порядок организации работы над музейной экспозицией.

Создание музейной экспозиции или выставки – сложный творческий и технологический процесс, который требует новаторского подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников. Первоочередная цель музейного экспонирования – достижение максимальной информативности в сочетании с образностью и эмоциональностью.

Проектирование экспозиции и выполнение отдельных этапов работы по ее созданию можно представить в следующем виде:

I этап – замысел: научная концепция и тематическая структура экспозиции;

II этап – разработка расширенной тематической структуры (далее – РТС): составление тематико-экспозиционного плана (далее – ТЭП);

III этап – составление художественного проекта: предварительная раскладка материалов;

IV этап – выполнение технического проекта (монтажных листов): монтаж экспозиции.

Под научной концепцией экспозиции подразумевается система основных тем, идей и проблем, подлежащих раскрытию посредством экспонирования.

Отбор материалов ведется специалистом-экспозиционером совместно с художником. Именно на данном этапе создаются экспозиционные комплексы.

ТЭП – итоговый документ, который отражает конкретный состав окончательно отобранных творческим коллективом экспозиционных материалов (подлинные предметы, воспроизведения, тексты), сгруппированных в экспозиционные комплексы.

Опираясь на научную концепцию экспозиции, РТС и ТЭП, художник разрабатывает генеральное архитектурнохудожественное решение будущего размещения экспонатов, которое выполняется в виде чертежей, макетов с пояснительной запиской. Результатом третьего этапа проектирования является эскизный проект, детализированный до уровня тем и подтем, образцов шрифтов и пространственно­цветового решения.

Важнейшая цель архитектурно-художественного решения экспозиции (помимо чисто эстетической) – средствами различных видов искусств содействовать раскрытию идейного и научного содержания экспозиции (таким образом реализуется принцип единства содержания и формы).

Оптимальной формой современной экспозиции является создание ансамбля, все части которого взаимосвязаны и образуют систему. Художник должен добиться от посетителя максимального внимания к выставленным предметам.

На последнем этапе проектирования подготавливаются монтажные листы. Они представляют собой чертежи участков экспозиционной площади в масштабе 1:10 с точным обозначением места размещения оборудования, оформленных экспонатов, текстов, технических устройств.

Монтаж экспозиции заключается в объемно-пространственном решении, размещении и закреплении экспозиционных материалов и музейного оборудования на заданных площадях в соответствии с монтажными листами. Работа над экспозицией подобна эксперименту. Расположение экспонатов, их подача зрителю в первую очередь должны отвечать разумному сочетанию логики и эстетики, но есть и особые правила.

Сначала монтируются верхний пояс экспозиции и экспонаты, подвешенные к потолку (например, знамена), затем – настенный материал (витрины, стенды) и, наконец, нижний пояс – подставки, подиумы.

Организация экскурсий и музейных мероприятий служит необходимой составляющей деятельности музея. Самой традиционной формой просветительской работы является экскурсия, которая выполняет три основополагающие функции музея: образовательную (информационную), воспитательную и культурно-досуговую.

Экскурсией принято называть коллективный или индивидуальный осмотр музея, осуществляемый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством экскурсовода. Среди приемов проведения экскурсии наиболее распространен демонстрационный, сочетающий в себе показ экспонатов с комментариями экскурсовода.

Формы работы с музейной аудиторией не должны быть статичными. Их необходимо постоянно менять или оживлять новыми неожиданными элементами (игровые системы, занятия-диалоги) в целях поддержания интереса посетителей, улучшения имиджа музея.

Музей должен быть динамичной, саморазвивающейся и развивающей системой. Его экспозиция как предметно-пространственная среда, имеющая форму и выразительность, должна осуществлять коммуникативную связь и тем самым открывать музей зрителю.

Гармонично и правильно организованный музей, созданный с помощью специалиста, всегда производит сильное впечатление и дает мощный результат. Но не у каждого образовательного учреждения есть возможность пригласить профессионала для консультации, и тогда практики создают в образовательном учреждении  минимузеи, полагаясь на собственные силы и фантазию.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: