V. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы определяется ее государственным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий в деле патриотического воспитания на регионы, общественность которых высказывается за более активное участие центра в решении задач военно-патриотической направленности.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (далее именуется - Комиссия).

Комиссия:

обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;

обсуждает представленные в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и сроков их реализации.

Функции рабочего органа Комиссии по указанным вопросам возлагаются на Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головными исполнителями мероприятий Программы являются Министерство образования Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головные исполнители:

разрабатывают подпрограммы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);

организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации подпрограмм в соответствии с законодательством Российской Федерации;

определяют источники финансирования подпрограмм, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по вопросам реализации мероприятий Программы, в которых они принимают участие);

представляют в Комиссию подпрограммы, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными органами;

обеспечивают реализацию указанных подпрограмм.

Федеральные органы исполнительной власти - исполнители Программы на ее основе и на основе подпрограмм головных исполнителей разрабатывают ведомственные программы (перечни, планы) патриотического воспитания граждан и организуют их выполнение.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разрабатывают региональные подпрограммы (перечни, планы) патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, и осуществляют их реализацию;

обеспечивают финансирование мероприятий региональных подпрограмм (перечней, планов) за счет собственных средств.

 

VII. Оценка эффективности реализации Программы

В результате осуществления Программы ожидается:

в социально-идеологическом плане - обеспечение духовно-нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;

в социально-экономическом плане - обеспечение заинтересованности общества в развитии национальной экономики и на этой основе снижение социальной напряженности, поддержание общественной и экономической стабильности;

в области обороноспособности страны - стремление молодежи к службе в Вооруженных Силах, готовность граждан к защите Отечества, сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций.

Конечными результатами реализации Программы должны стать социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по преодолению кризиса и определять будущее России.

 



Тема 2

Диспут: "Патриотизм: знак вопроса"

 

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

ОППОНЕНТ – лицо, возражающее кому-либо в диспуте; противник в споре.

СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель спора.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.

Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется.

ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!

Идея стоит спора. Спорь—да не вздорь!

Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута.

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа-ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.

Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Патриотизм: знак вопроса”.

ПОДГОТОВКА К ДИСПУТУ:

составить вопросы для обсуждения;

провести анкетирование;

подобрать цитаты по теме;

оформить зал;

музыкальное сопровождение

выступление по вопросам;

составить законы диспута, словарик диспутанта;

написать сочинение “С чего начинается Родина”.

ЦИТАТЫ:

“Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

“Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

 

НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Сегодня мы назвали наш диспут “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА.

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.

“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”.

Д.Н. Ушаков.

Толковый словарь русского языка.

“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Философский словарь.

Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Но я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, я хочу, чтобы она стала лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было зла и насилия. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми писателями, художниками, артистами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ
и результаты ответов:

Считаете ли вы себя патриотом? (Да – 51%)

Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? (Да – 64%)

Хотели ли вы уехать из России? (Нет – 38%)

Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности? (Да – 51%)

Вы за или против службы в армии? (За – 65%)

Нужно ли патриотическое воспитание в школе? (Да – 70%)

Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? (Да – 34%)

Есть ли пример для подражания? Кто? (Нет – 80%)

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ “С чего начинается Родина?”

Как прекрасна Россия – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.
(Засухина Александра)

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть.
(Панин Дмитрий)

Россия может быть нищей и убогой, но для меня она всегда прекрасна, потому, что она – Родина.(Харченко Артём)

Я очень люблю свой город.(Игнатченко Ольга)

“Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.

Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.

Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.

“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”.

Примерные темы к диспуту:

1. Фальсификация истории как антироссийская стратегия.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: герои подлинные и мнимые

3. Значение исторической правды в современном мире.

4. Роль средств массовой информации в противодействии попыткам искажения истории России.

5. Можно ли оправдать предательство?

6. Цели и мотивы фальсификаторов истории

7. Память о Победе в Великой Отечественной войне как непреходящая ценность в созидании будущего России

 

Как умело руководить дискуссией

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

 

Диалог является наиболее распространенным видом коммуникативной деятельности. Диалог организует межличностное общение равноправных партнеров, обладающих равной активностью. Характер диалога зависит от личностей, которые его ведут. Для реального диалога необходимы следующие условия:

v наличие желания и готовности двух партнеров выразить свою позицию по отношению к актуальной проблеме;

v готовность воспринять и оценить позицию партнера;

v готовность к активному и наступательному взаимодействию;

v наличие у партнеров общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.

Основанием для диалога являются проблема и различие в способах ее разрешения. Диалог можно рассматривать как систему вопросно-ответного взаимодействия, где также происходит смена позиций задающего вопросы и отвечающего на них. По характеру диалог может представлять интеллектуальное состязание, битву идей, столкновение мыслей и т. д.

Дискуссия как форма диалога предполагает управленческое общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений. Сущность действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники дискуссионного диалога исходят из трех технологических условий:

v тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту;

v тезис должен оставаться неизменным в ходе всего диалога;

v тезис не должен содержать в себе логических противоречий.

Дискуссия ставит перед ее руководителем три группы взаимосвязанных задач:

v задачи по отношению к проблеме;

v задачи по отношению к группе участников;

v задачи по отношению к каждому отдельному участнику.

Решение этих задач требует от руководителя выбора адекватных средств. На основе соотнесения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии. Рассмотрим задачи руководителя на каждом из этапов дискуссии и средства их достижения.




Этап I. Ориентация

1. По отношению к проблеме

Как сформулировать цель и тему дискуссии? Объяснить, что именно обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, до какой степени следует решать проблему.

Как установить время дискуссии? Объявить участникам о времени, отведенном: для дискуссии.

Как заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию? Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Показать, в чем состоит значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение.

Как добиться однозначного понимания проблемы участниками? Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы.

Как начать обмен мнениями (по возможности, без оценок)? Предоставить слово желающим или предложить высказаться участникам по кругу. Руководителю не рекомендуется брать слово первым.

2. По отношению к группе

Как познакомить участников дискуссии, если они незнакомы? Попросить представиться, например, по кругу. Можно предложить участникам задать друг другу вопросы, чтобы ближе познакомиться.

Как ориентировать на коллективное решение? Сообщить о преимуществах группового решения.

Как создать доброжелательную деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон? Доброжелательное отношение ко всем участникам — доброжелательное обращение, жесты, мимика, улыбка и т. п.

3. По отношению к каждому участнику

Как добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы? Можно, например, предложить выступать по кругу, если возникает затруднение с включением в диалог всех участников.

Как активизировать пассивных? Обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. Предложить задание, в котором необходимо участие каждого.

Как оказывать поддержку, помощь выступающим? Внимательно выслушать каждого, не перебивая. Рекомендовать без боязни высказать свои мнения, поскольку важно учесть каждое.

Этап II Оценка

1. По отношению к проблеме

Как собрать максимум предложений и постараться осветить все аспекты проблемы? Выслушать всех. Свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения участников.

Как провести анализ собственных мнений? Подвести частичные итоги, выделить основные положения, сделать предварительные выводы.

Как держаться в «русле проблемы», не допускать повторов и отклонений от темы? Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии.

2. По отношению к группе

Как поддерживать высокий уровень активности всей группы? Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счет других.

Как поддерживать деловую атмосферу? Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу.

Как не допускать личной конфронтации участников? Устранять недоразумения между участниками, пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента.

Как поддерживать теплую дружескую атмосферу? Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания.

3. По отношению к каждому участнику

Как уделять максимум внимания мнению каждого участника? Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего.

Как требовать ясной аргументации? Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения.

Как активизировать пассивных? Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения.

Как по возможности сохранять беспристрастность? Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: