Для проведения опроса ветеранов Великой Отечественной войны в рамках всероссийской акции «Наша общая Победа»

  ВОПРОС Есть ответ Нет ответа
1 Предвоенные годы.    
1.1. Было ли у вас ощущение надвигающейся войны?    
1.2. Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия?    
1.3. Что вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе?    
1.4. Что вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны?    
2. Начало войны    
2.1. Как вы узнали о начале войны?    
2.2. Какова была ваша реакция (и ваших близких)?    
2.3 Что вы думали тогда о причинах войны?    
2.4. Слышали ли вы речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г?    
2.5. Слышали ли вы речь И.Сталина 3 июля 1941 г.?    
2.6. Какое впечатление они произвели на вас тогда?    
3 Расскажите о том, когда и как вы были призваны в действующую армию.    
4. В каких сражениях (операциях) вам пришлось принимать участие? Оборонял город (село) __________________________ Освобождал город (село) ________________________    
5. Вспомните один или несколько наиболее ярких боевых эпизодов с вашим участием.      
5.1 Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?    
5.2 Какое событие запомнилось как радостное?    
6. Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм.    
6.1. Что для фронтовиков было источником мужества?    
6.2. Можете ли вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем?    
7. Награды    
7.1. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?    
7.2. Какая для вас особенно дорога и почему?    
8. С какими чувствами вы шли на войну? С какими возвращались?    
9. Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать? Были ли сомнения в победе?    
10. Битва за Москву    
10.1 Что вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой?    
10.2 Как вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины?    
10.3. Что вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой?    
11. Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем?    
12. Полководцы    
12.1 Кого вы и ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем?    
12.2 Изменилась ли ваша оценка сегодня?    
13. Каково было ваше отношение и ваших сослуживцев к личности И.Сталина?    
14. На фронте были люди разных национальностей.    
14.1 Что, по-вашему, объединяло представителей разных народов на фронте?    
14.2 Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?    
15. Вера в Бога    
15.1 Верили ли вы в Бога до войны?    
15.2 Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Каким образом?    
16. На фронте часто складывалось тяжелое положение.    
16.1 Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину?    
16.2 Какую роль в развитии событий сыграл приказ Наркома обороны №227 «Ни шагу назад»?    
16.3 В этом приказе говорится о создании заградотрядов. Вам лично приходилось с ними сталкиваться?    
17. Что запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах? Где и когда это было?    
18. Освобождение    
18.1 Как встречали вас люди в освобожденных городах и селах?    
18.2 Что вам запомнилось больше всего?    
18.3 Где и когда это было?    
19 Каким было отношение к вам и вашим товарищам населения освобожденных стран Европы в конце войны?    
20 Ваше отношение к немецким солдатам: какими их видели, воспринимали?    
21 Первый пленный немец, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления.    
22 В составе вражеской армии были не только немцы, но и румыны, итальянцы, венгры, финны. С кем было труднее воевать? Почему?    
23. «Власовцы»    
23.1 Приходилось ли вам во время войны слышать о «власовцах» (других предателях)?    
23.2 Каково к ним было ваше отношение тогда? Ваших товарищей?    
23.2 Как вы относитесь к современным попыткам оправдать власовцев?    
24. Дезертиры    
24.1 Сталкивались ли вы со случаями дезертирства?    
24.2 Насколько часто?    
24.3 Каково ваше личное отношение к дезертирам?    
25. Штрафники    
25.1 Приходилось ли вам сталкиваться со штрафниками?    
25.2 Были ли среди ваших знакомых люди, прошедшие через штрафбат?    
25.3 Как вы относитесь к возможности человека искупить свою вину, которую предоставлял штрафбат?    
26 Расскажите о бытовых трудностях на фронте.    
26.1 Как вы их преодолевали?    
26.2 В какое время года было труднее воевать? Почему?    
27. Как вы оцениваете нашу боевую технику?    
28. Ваше личное оружие. Чем оно было для вас на фронте?    
29. Отдых на фронте    
29.1 Как вы отдыхали на войне в часы затишья?    
29.2 Приходилось ли вам слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад?    
29.3 Какое значение они имели для вас? Вспомните конкретный случай, пример.    
30 Была ли любовь на войне? Расскажите.    
31 Знаменитые «наркомовские» сто грамм – какую роль они играли для вас и ваших товарищей на войне?    
32 Известия из дома      
32.1 Когда и откуда вы писали домой, что сообщали родным о себе?    
32.2 Могли ли вы писать обо всем, что с вами происходит?    
32.3 Когда и какие получали известия из дома?    
33 Вы были ранены?    
32.1 Когда и где?    
32.2 Как и кто оказал вам медицинскую помощь?    
32.3 Помните ли вы лечивших вас людей?    
33. Плен, оккупация    
33.1 Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена.    
33.2 Как вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, кто побывал в плену?    
33.3 Были ли такие среди ваших знакомых?    
34 Союзники СССР    
34.1 Что вы знали о союзниках СССР?    
34.2 Насколько ощущалась на фронте их помощь?    
34.3 Сталкивались ли вы с полученными по ленд-лизу танками, самолетами, автомобилями, продовольствием? Где и когда?    
34.4 Какой помощи вы ждали от союзников?    
34.5 Считаете ли вы, что их помощь была своевременной и достаточной?    
35. Где и как вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали?    
36. Какой фильм о войне, по вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми?    
37. Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну?    
38. Какой фильм о войне вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?    
39. Война с Японией    
40.1 Как вы оценивали то, что после войны с Германией нам пришлось воевать с Японией?    
40.1 Принимали ли вы участие в войне с Японией? Что запомнилось больше всего?    
40.2 Как вы восприняли победу над Японией?    
41. Как вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?    
42 Что вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?    
43 Что бы вы хотели пожелать нашей молодежи?    


Тема 8

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

«Боевой путь моей семьи — часть нашей общей Победы»

(Автор проекта — Герасимук Д.П.)

Данная методика разработана на основании личного примера Президента России Дмитрия Медведева, разместившего в Интернете информацию о своих родных, воевавших в Великую Отечественную и о том, как его семья ими гордится (http://blog.kremlin.ru/post/11/transcript).

Методика представляет собой цепь последовательных факультативных занятий, проводимых в компьютерных классах или просто аудиториях средних и высших учебных заведений.

Учащимся заранее объявляется о предстоящем факультативе, где желающим будет предоставлена возможность рассказать, кто и как из их родных и близких воевал в Великую Отечественную войну, трудился в тылу, растил и воспитывал детей, внёс хоть небольшую лепту в дело общей Победы, а также о тех родных и близких, кто пострадал от рук фашистов и их пособников.

Методологическим пособием служат сайты:

- www.pobeda1945.su ставший Лауреатом «Российского конкурса на лучший Интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию» (что подтверждает безопасность его применения в учебных заведениях);

- www.old-memorial.ru, государственный сайт, содержащий информацию о миллионах военнослужащих, погибших и пропавших без вести в годы войны.

Примерный сценарий факультативного занятия:

- Учитель: Есть ли желающие? Пожалуйста, Георгий Герасимук, выходи к доске.

- Георгий: Из четырёх моих прадедушек воевали трое:

Герасимук Андрей Кондратьевич, ушёл на фронт, несмотря на «бронь», которую имел как инженер-железнодорожник. Воевал командиром истребительно- противотанкового взвода, на Карельском и 2-м Белорусском фронтах. Был ранен. Награждён Орденом Красной Звезды. Я горжусь моим прадедушкой! (Желательно чтобы эта фраза проговаривалась!)

Черкесов Георгий Давыдович, красноармеец, командир миномётного расчёта, воевал под Сталинградом в составе 768-го стрелкового полка 138-й стрелковой Краснознамённой дивизии. За образцовое выполнение Приказа 227 «Ни шагу назад!» был удостоен Медали «За Отвагу», но получить её не успел, так как был тяжело ранен и скончался от ран в госпитале города Энгельс. Я горжусь моим прадедушкой и его подвигом!

Журавлёв Михаил Евдокимович, красноармеец, ушёл на фронт, несмотря на «бронь», которую имел как артист цирка. Воевал в химроте в 91-й стрелковой дивизии. Погиб в бою под Мелитополем. Я горжусь своим прадедушкой!

- Учитель: Обратите внимание, какие интересные материалы выложила на сайте www.pobeda1945.su семья Георгия (реальные фамилии и карточки) Если зайдёте в Карточку Фронтовика Герасимук Андрей Кондратьевич и Черкесов Георгий Давыдович и кликните Архивные материалы» или «фотоальбомы», то сможете увидеть папки с интереснейшими документами и прочесть сами документы! Здесь и мемуары, и копии наградных листов. Во время войны к каждой награде составлялся «наградной лист», это ходатайство о награждении с описанием личного подвига воина. И эти документы сейчас есть в архивах и можно получить их копии. Заметьте, как подробно описаны подвиги и заслуги, и как быстро принимались решения. Кто следующий желает рассказать? Либерман Давид, прошу (здесь и далее фамилии вымышленные):

- Давид. У меня воевали два прадедушки, многие родственники пострадали от рук фашистов:

Мой прадедушка Либерман Исаак воевал комиссаром и личным примером подытмал бойцов в атаку, был дважды ранен. Я горжусь своим прадедушкой!

Мой прадедушка Хаймович Абрам воевал авиатехником в полку у лётчика асса Кожедуба. Когда в результате бомбёжки аэродрома начался пожар, мой прадедушка вывел из огня два самолёта, несмотря на то, что обстрел и бомбёжка продолжались. Погиб в воздушном бою при перегоне самолётов, когда их У-2 был атакован двумя Мессершмитами. Я горжусь своим прадедушкой.

Много моих родных и близких погибли в концлагере Освенцим. Я ими горжусь.

- Учитель. Обратите внимание, Давид сам зарегистрировался на сайте www.pobeda1945.su, зарегистрировал всех своих близких фронтовиков и тех, кто пострадал от рук фашистов. Ещё он разместил интересные Интернет-ссылки на сайты, где подробно описаны ужасы Холокоста, рассказывается о мужестве и самоотверженности бойцов Красной Армии, освобождавших фашистские концлагеря. Кто ещё хочет рассказать? Равиль Валеев? Пожалуйста.

- Равиль. Мой прадедушка Валеев Равиль, в честь которого меня назвали, героически погиб в первые дни войны, каких-либо документов не сохранилось.

Я горжусь свом прадедушкой.

Ещё пятеро моих близких воевали, и я хочу назвать их поимённо и рассказать подробнее... Я буду всегда помнить и гордиться ими!

Моя прабабушка всю войну его ждала и надеялась на чудо, растила четырёх детей. Кроме того, она работала — шила тёплые варежки для фронта.

- Учитель. Обратите внимание, Равиль зарегистрировал на сайте www.pobeda1945.su своего прадедушку, а в архивных документах «Карточки, Фронт» разместил детские рисунки про войну своего младшего брата. Кто ещё желает выступить? Мамедов Расул? Прошу к доске!

- Расул. Трое моих прадедушек и шесть их братьев, а также четыре брата моих прабабушек воевали в рядах Красной Армии, информацию о каждом я разместил на сайте. Хочу рассказать подробнее... Мамедов Нурали Султан оглы, мой прадедушка, героически погиб при обороне Москвы, похоронен под Серпуховом. Другой прадедушка Ахмедов Али Расул-оглы, ушёл добровольцем на фронт и погиб под Смоленском. Моя прабабушка работала нефтяником на буровой, так как мужчины воевали, а фронту нужны были нефть, бензин, солярка и масла. В те годы львиная доля добычи нефти приходилась на Бакинские нефтепромыслы. Я горжусь своей семьёй и её вкладом в общую Победу!

- Учитель. Интересную работу проделал Расул и его семья. Они не просто зарегистрировали фронтовиков, но ещё зарегистрировали воинское захоронение — братскую могилу под Серпуховом, где похоронен их прадедушка. Там вы можете увидеть фотографии захоронения, описание, а также фотографии семьи Расула возле Братской могилы. Ещё Расул разместил на сайте ссылку на книгу о трудовом подвиге Бакинских нефтяников в годы войны.

Дорогие ребята! К сожалению, сегодня нам не хватило времени выслушать всех желающих, поэтому через неделю соберёмся ещё раз и дадим возможность выступить и тем, кто не выступал, и тем, кто захочет что-то добавить к своим ранее сделанным докладам. Я горжусь такими учениками!

По признанию психологов и педагогов, регулярное  проведение подобных факультативных занятий позволяет успешно и ненавязчиво (в режиме игры-соревнования) решать следующие задачи:

1. Повышение исторической грамотности. К 65-летию Победы каждый учащийся сможет наизусть назвать своих достойных предков, внесших свой вклад в Победу, а также рассказать, почему он ими гордится.

2. Утверждение чувства гордости за свою семью и свою страну.

З. Укрепление межнационального мира. По единодушному мнению профессионалов, осознание учащимися того факта, что их прадеды вместе проливали кровь в борьбе с общим врагом, авторитетно воспринимается на уровне «дворовых понятий» подростками любого интеллектуального уровня и действует на подсознание гораздо эффективнее многочасовых лекций о толерантности и правах человека.

4. Выработка устойчивого иммунитета к фальсификациям истории. Когда история войны пройдёт через сердце подростка как история его семьи, то попытки любых фальсификаций будут восприниматься подростком, как личное оскорбление его семьи, его родных дедушек и прадедушек, которыми он гордится.

Фактически, данный Проект может являться логическим продолжением международной Акции «Георгиевская Ленточка», только на более высоком и сложном уровне, а его скорейшая реализация даст положительные результаты в самое ближайшее время

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: