ВОПРОС | Есть ответ | Нет ответа | |
1 | Предвоенные годы. | ||
1.1. | Было ли у вас ощущение надвигающейся войны? | ||
1.2. | Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия? | ||
1.3. | Что вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе? | ||
1.4. | Что вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны? | ||
2. | Начало войны | ||
2.1. | Как вы узнали о начале войны? | ||
2.2. | Какова была ваша реакция (и ваших близких)? | ||
2.3 | Что вы думали тогда о причинах войны? | ||
2.4. | Слышали ли вы речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г? | ||
2.5. | Слышали ли вы речь И.Сталина 3 июля 1941 г.? | ||
2.6. | Какое впечатление они произвели на вас тогда? | ||
3 | Расскажите о том, когда и как вы были призваны в действующую армию. | ||
4. | В каких сражениях (операциях) вам пришлось принимать участие? Оборонял город (село) __________________________ Освобождал город (село) ________________________ | ||
5. | Вспомните один или несколько наиболее ярких боевых эпизодов с вашим участием. | ||
5.1 | Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? | ||
5.2 | Какое событие запомнилось как радостное? | ||
6. | Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм. | ||
6.1. | Что для фронтовиков было источником мужества? | ||
6.2. | Можете ли вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем? | ||
7. | Награды | ||
7.1. | Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги? | ||
7.2. | Какая для вас особенно дорога и почему? | ||
8. | С какими чувствами вы шли на войну? С какими возвращались? | ||
9. | Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать? Были ли сомнения в победе? | ||
10. | Битва за Москву | ||
10.1 | Что вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой? | ||
10.2 | Как вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины? | ||
10.3. | Что вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой? | ||
11. | Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем? | ||
12. | Полководцы | ||
12.1 | Кого вы и ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем? | ||
12.2 | Изменилась ли ваша оценка сегодня? | ||
13. | Каково было ваше отношение и ваших сослуживцев к личности И.Сталина? | ||
14. | На фронте были люди разных национальностей. | ||
14.1 | Что, по-вашему, объединяло представителей разных народов на фронте? | ||
14.2 | Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве? | ||
15. | Вера в Бога | ||
15.1 | Верили ли вы в Бога до войны? | ||
15.2 | Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Каким образом? | ||
16. | На фронте часто складывалось тяжелое положение. | ||
16.1 | Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину? | ||
16.2 | Какую роль в развитии событий сыграл приказ Наркома обороны №227 «Ни шагу назад»? | ||
16.3 | В этом приказе говорится о создании заградотрядов. Вам лично приходилось с ними сталкиваться? | ||
17. | Что запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах? Где и когда это было? | ||
18. | Освобождение | ||
18.1 | Как встречали вас люди в освобожденных городах и селах? | ||
18.2 | Что вам запомнилось больше всего? | ||
18.3 | Где и когда это было? | ||
19 | Каким было отношение к вам и вашим товарищам населения освобожденных стран Европы в конце войны? | ||
20 | Ваше отношение к немецким солдатам: какими их видели, воспринимали? | ||
21 | Первый пленный немец, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. | ||
22 | В составе вражеской армии были не только немцы, но и румыны, итальянцы, венгры, финны. С кем было труднее воевать? Почему? | ||
23. | «Власовцы» | ||
23.1 | Приходилось ли вам во время войны слышать о «власовцах» (других предателях)? | ||
23.2 | Каково к ним было ваше отношение тогда? Ваших товарищей? | ||
23.2 | Как вы относитесь к современным попыткам оправдать власовцев? | ||
24. | Дезертиры | ||
24.1 | Сталкивались ли вы со случаями дезертирства? | ||
24.2 | Насколько часто? | ||
24.3 | Каково ваше личное отношение к дезертирам? | ||
25. | Штрафники | ||
25.1 | Приходилось ли вам сталкиваться со штрафниками? | ||
25.2 | Были ли среди ваших знакомых люди, прошедшие через штрафбат? | ||
25.3 | Как вы относитесь к возможности человека искупить свою вину, которую предоставлял штрафбат? | ||
26 | Расскажите о бытовых трудностях на фронте. | ||
26.1 | Как вы их преодолевали? | ||
26.2 | В какое время года было труднее воевать? Почему? | ||
27. | Как вы оцениваете нашу боевую технику? | ||
28. | Ваше личное оружие. Чем оно было для вас на фронте? | ||
29. | Отдых на фронте | ||
29.1 | Как вы отдыхали на войне в часы затишья? | ||
29.2 | Приходилось ли вам слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад? | ||
29.3 | Какое значение они имели для вас? Вспомните конкретный случай, пример. | ||
30 | Была ли любовь на войне? Расскажите. | ||
31 | Знаменитые «наркомовские» сто грамм – какую роль они играли для вас и ваших товарищей на войне? | ||
32 | Известия из дома | ||
32.1 | Когда и откуда вы писали домой, что сообщали родным о себе? | ||
32.2 | Могли ли вы писать обо всем, что с вами происходит? | ||
32.3 | Когда и какие получали известия из дома? | ||
33 | Вы были ранены? | ||
32.1 | Когда и где? | ||
32.2 | Как и кто оказал вам медицинскую помощь? | ||
32.3 | Помните ли вы лечивших вас людей? | ||
33. | Плен, оккупация | ||
33.1 | Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена. | ||
33.2 | Как вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, кто побывал в плену? | ||
33.3 | Были ли такие среди ваших знакомых? | ||
34 | Союзники СССР | ||
34.1 | Что вы знали о союзниках СССР? | ||
34.2 | Насколько ощущалась на фронте их помощь? | ||
34.3 | Сталкивались ли вы с полученными по ленд-лизу танками, самолетами, автомобилями, продовольствием? Где и когда? | ||
34.4 | Какой помощи вы ждали от союзников? | ||
34.5 | Считаете ли вы, что их помощь была своевременной и достаточной? | ||
35. | Где и как вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали? | ||
36. | Какой фильм о войне, по вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми? | ||
37. | Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну? | ||
38. | Какой фильм о войне вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать? | ||
39. | Война с Японией | ||
40.1 | Как вы оценивали то, что после войны с Германией нам пришлось воевать с Японией? | ||
40.1 | Принимали ли вы участие в войне с Японией? Что запомнилось больше всего? | ||
40.2 | Как вы восприняли победу над Японией? | ||
41. | Как вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем? | ||
42 | Что вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному? | ||
43 | Что бы вы хотели пожелать нашей молодежи? |
Тема 8
|
|
|
|
|
|
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
«Боевой путь моей семьи — часть нашей общей Победы»
(Автор проекта — Герасимук Д.П.)
Данная методика разработана на основании личного примера Президента России Дмитрия Медведева, разместившего в Интернете информацию о своих родных, воевавших в Великую Отечественную и о том, как его семья ими гордится (http://blog.kremlin.ru/post/11/transcript).
Методика представляет собой цепь последовательных факультативных занятий, проводимых в компьютерных классах или просто аудиториях средних и высших учебных заведений.
Учащимся заранее объявляется о предстоящем факультативе, где желающим будет предоставлена возможность рассказать, кто и как из их родных и близких воевал в Великую Отечественную войну, трудился в тылу, растил и воспитывал детей, внёс хоть небольшую лепту в дело общей Победы, а также о тех родных и близких, кто пострадал от рук фашистов и их пособников.
Методологическим пособием служат сайты:
- www.pobeda1945.su ставший Лауреатом «Российского конкурса на лучший Интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию» (что подтверждает безопасность его применения в учебных заведениях);
|
|
- www.old-memorial.ru, государственный сайт, содержащий информацию о миллионах военнослужащих, погибших и пропавших без вести в годы войны.
Примерный сценарий факультативного занятия:
- Учитель: Есть ли желающие? Пожалуйста, Георгий Герасимук, выходи к доске.
- Георгий: Из четырёх моих прадедушек воевали трое:
Герасимук Андрей Кондратьевич, ушёл на фронт, несмотря на «бронь», которую имел как инженер-железнодорожник. Воевал командиром истребительно- противотанкового взвода, на Карельском и 2-м Белорусском фронтах. Был ранен. Награждён Орденом Красной Звезды. Я горжусь моим прадедушкой! (Желательно чтобы эта фраза проговаривалась!)
Черкесов Георгий Давыдович, красноармеец, командир миномётного расчёта, воевал под Сталинградом в составе 768-го стрелкового полка 138-й стрелковой Краснознамённой дивизии. За образцовое выполнение Приказа 227 «Ни шагу назад!» был удостоен Медали «За Отвагу», но получить её не успел, так как был тяжело ранен и скончался от ран в госпитале города Энгельс. Я горжусь моим прадедушкой и его подвигом!
Журавлёв Михаил Евдокимович, красноармеец, ушёл на фронт, несмотря на «бронь», которую имел как артист цирка. Воевал в химроте в 91-й стрелковой дивизии. Погиб в бою под Мелитополем. Я горжусь своим прадедушкой!
- Учитель: Обратите внимание, какие интересные материалы выложила на сайте www.pobeda1945.su семья Георгия (реальные фамилии и карточки) Если зайдёте в Карточку Фронтовика Герасимук Андрей Кондратьевич и Черкесов Георгий Давыдович и кликните Архивные материалы» или «фотоальбомы», то сможете увидеть папки с интереснейшими документами и прочесть сами документы! Здесь и мемуары, и копии наградных листов. Во время войны к каждой награде составлялся «наградной лист», это ходатайство о награждении с описанием личного подвига воина. И эти документы сейчас есть в архивах и можно получить их копии. Заметьте, как подробно описаны подвиги и заслуги, и как быстро принимались решения. Кто следующий желает рассказать? Либерман Давид, прошу (здесь и далее фамилии вымышленные):
- Давид. У меня воевали два прадедушки, многие родственники пострадали от рук фашистов:
Мой прадедушка Либерман Исаак воевал комиссаром и личным примером подытмал бойцов в атаку, был дважды ранен. Я горжусь своим прадедушкой!
Мой прадедушка Хаймович Абрам воевал авиатехником в полку у лётчика асса Кожедуба. Когда в результате бомбёжки аэродрома начался пожар, мой прадедушка вывел из огня два самолёта, несмотря на то, что обстрел и бомбёжка продолжались. Погиб в воздушном бою при перегоне самолётов, когда их У-2 был атакован двумя Мессершмитами. Я горжусь своим прадедушкой.
Много моих родных и близких погибли в концлагере Освенцим. Я ими горжусь.
- Учитель. Обратите внимание, Давид сам зарегистрировался на сайте www.pobeda1945.su, зарегистрировал всех своих близких фронтовиков и тех, кто пострадал от рук фашистов. Ещё он разместил интересные Интернет-ссылки на сайты, где подробно описаны ужасы Холокоста, рассказывается о мужестве и самоотверженности бойцов Красной Армии, освобождавших фашистские концлагеря. Кто ещё хочет рассказать? Равиль Валеев? Пожалуйста.
- Равиль. Мой прадедушка Валеев Равиль, в честь которого меня назвали, героически погиб в первые дни войны, каких-либо документов не сохранилось.
Я горжусь свом прадедушкой.
Ещё пятеро моих близких воевали, и я хочу назвать их поимённо и рассказать подробнее... Я буду всегда помнить и гордиться ими!
Моя прабабушка всю войну его ждала и надеялась на чудо, растила четырёх детей. Кроме того, она работала — шила тёплые варежки для фронта.
- Учитель. Обратите внимание, Равиль зарегистрировал на сайте www.pobeda1945.su своего прадедушку, а в архивных документах «Карточки, Фронт» разместил детские рисунки про войну своего младшего брата. Кто ещё желает выступить? Мамедов Расул? Прошу к доске!
- Расул. Трое моих прадедушек и шесть их братьев, а также четыре брата моих прабабушек воевали в рядах Красной Армии, информацию о каждом я разместил на сайте. Хочу рассказать подробнее... Мамедов Нурали Султан оглы, мой прадедушка, героически погиб при обороне Москвы, похоронен под Серпуховом. Другой прадедушка Ахмедов Али Расул-оглы, ушёл добровольцем на фронт и погиб под Смоленском. Моя прабабушка работала нефтяником на буровой, так как мужчины воевали, а фронту нужны были нефть, бензин, солярка и масла. В те годы львиная доля добычи нефти приходилась на Бакинские нефтепромыслы. Я горжусь своей семьёй и её вкладом в общую Победу!
- Учитель. Интересную работу проделал Расул и его семья. Они не просто зарегистрировали фронтовиков, но ещё зарегистрировали воинское захоронение — братскую могилу под Серпуховом, где похоронен их прадедушка. Там вы можете увидеть фотографии захоронения, описание, а также фотографии семьи Расула возле Братской могилы. Ещё Расул разместил на сайте ссылку на книгу о трудовом подвиге Бакинских нефтяников в годы войны.
Дорогие ребята! К сожалению, сегодня нам не хватило времени выслушать всех желающих, поэтому через неделю соберёмся ещё раз и дадим возможность выступить и тем, кто не выступал, и тем, кто захочет что-то добавить к своим ранее сделанным докладам. Я горжусь такими учениками!
По признанию психологов и педагогов, регулярное проведение подобных факультативных занятий позволяет успешно и ненавязчиво (в режиме игры-соревнования) решать следующие задачи:
1. Повышение исторической грамотности. К 65-летию Победы каждый учащийся сможет наизусть назвать своих достойных предков, внесших свой вклад в Победу, а также рассказать, почему он ими гордится.
2. Утверждение чувства гордости за свою семью и свою страну.
З. Укрепление межнационального мира. По единодушному мнению профессионалов, осознание учащимися того факта, что их прадеды вместе проливали кровь в борьбе с общим врагом, авторитетно воспринимается на уровне «дворовых понятий» подростками любого интеллектуального уровня и действует на подсознание гораздо эффективнее многочасовых лекций о толерантности и правах человека.
4. Выработка устойчивого иммунитета к фальсификациям истории. Когда история войны пройдёт через сердце подростка как история его семьи, то попытки любых фальсификаций будут восприниматься подростком, как личное оскорбление его семьи, его родных дедушек и прадедушек, которыми он гордится.
Фактически, данный Проект может являться логическим продолжением международной Акции «Георгиевская Ленточка», только на более высоком и сложном уровне, а его скорейшая реализация даст положительные результаты в самое ближайшее время