Примерные рабочие программы

ВАРИАНТ 4.2

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Пояснительная записка

К комплекту рабочих программ для 1-го класса ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (слабовидящие обучающиеся, вариант 4.2)

Входящие в комплект рабочие программы для 1-го класса, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методик обучения слепых и слабовидящих детей, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).

Поступающие в первый класс слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга, основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности. Значительное влияние на развитие и возможности ребенка оказывают имеющиеся сопутствующие соматические заболевания и/или дополнительные первичные нарушения в развитии, качество воспитания и обучения слабовидящего от рождения до 7-ми лет.

К категории «слабовидящие дети» относятся обучающиеся с остротой зрения, находящейся в диапазоне от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной подкатегории детей от слепых состоит в том, что даже при выраженном снижении остроты зрения (0,05-0,1) зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и используется в качестве ведущего.

При обучении слабовидящего обучающегося с прогрессирующим заболеванием (неблагоприятным прогнозом по ведущему заболеванию) необходимо параллельно организовать изучение им рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля с тем, чтобы при снижении зрения до практической слепоты он мог продолжить обучение по программам,ориентированным на образовательные потребности слепых с учетом применения методик использования остаточного форменного зрения.

Условием освоения варианта Стандарта 4.2 является организация обучения и воспитания по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся в пролонгированные сроки (1-5 лет).

Общее развитие детей, которым рекомендован вариант обучения 4.2, по основным линиям развития в целом соотносится с возрастной нормой нормально видящих сверстников, но слабовидящие обучающиеся имеют трудности, связанные с формированием «жизненных» компетенций. У них могут быть недостаточно сформированы навыки самообслуживания, эффективного использования нарушенного зрения и сохранных органов чувств при обследовании предметов, отсутствовать опыт взаимодействия в коллективе и т.п.

Обучение по варианту 4.2 предлагается в ПМПК также слабовидящим детям с нормальным интеллектом, имеющим соматические заболевания и дополнительные отклонения в развитии (нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.), слабовидящим детям с задержкой психического развития.

Организация образовательной деятельности и распределение учебной нагрузки в первом классе проводится в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ:

«Гигиенические требования к максимально допустимому объему общей недельной нагрузки для первоклассника с ОВЗ: 21 ак.ч. – аудиторная нагрузка, до 10 ак.ч. – внеурочная деятельность.

Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований:

1. «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: сентябрь, октябрь – по 3 урока в день до 35 минут каждый, ноябрь, декабрь – по 4 урока в день до 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май - по 4 урока в день до 40 минут каждый;

2. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

3. Образовательная учебная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. При этом максимально допустимый объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

4. Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут;

5. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Индивидуальная программа составляется врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов;

6. Комплектование класса по варианту 4.2 – 12 человек».

 

Предлагаемый комплект примерных рабочих программ (РП) для слабовидящих детей, которые обучаются по варианту 4.2, состоит девяти РП для обучения слабовидящих первоклассников и включает восемь РП по учебным предметам, охватывая, таким образом, все предметные области, и одну РП программу по коррекционному курсу из шести курсов коррекционно-развивающей области, определенных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, комплект состоит из следующих РП для 1 класса:

1. Русский язык

2. Литературное чтение

3. Математика

4. Окружающий мир (человек, природа, общество)

5. Музыка

6. Изобразительное искусство

7. Технология

8. Физическая культура

9. Социально-бытовая ориентировка (коррекционный курс)

10. Ритмика (коррекционный курс)

Общее количество часов на каждый учебный предмет и коррекционный курс указано в полном соответствии с учебным планом варианта обучения 4.2. При этом распределение времени по темам является примерным (ориентировочным) и в реальном учебном процессе будет зависеть от образовательных потребностей обучающихся того класса, для которого педагог будет составлять рабочую программу.

Обучение слабовидящих школьников в начальных классах в процессе реализации любой РП педагог должен учитывать Ценностные ориентиры содержания.

Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся выступают:

•  формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

─ чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

─ восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

•  формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

─ проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

─ уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

─ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

 ─ опоры на опыт взаимодействий в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий», «слабовидящий-слепой»;

•  развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

─принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

─ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

─личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

─восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

─внутренней позиции к самостоятельности и активности;

─развития эстетических чувств;

•  развитие умения учиться на основе:

─ развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

─ формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

─развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

•  развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

─ формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

─ развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

─ формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

─ формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

В процессе обучения по любой из входящих в Комплект программ необходимо соблюдать ряд общих требований:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: