ВАРИАНТ 4.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
К комплекту рабочих программ для 1-го класса ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (слабовидящие обучающиеся, вариант 4.2)
Входящие в комплект рабочие программы для 1-го класса, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методик обучения слепых и слабовидящих детей, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Поступающие в первый класс слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга, основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности. Значительное влияние на развитие и возможности ребенка оказывают имеющиеся сопутствующие соматические заболевания и/или дополнительные первичные нарушения в развитии, качество воспитания и обучения слабовидящего от рождения до 7-ми лет.
|
|
К категории «слабовидящие дети» относятся обучающиеся с остротой зрения, находящейся в диапазоне от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной подкатегории детей от слепых состоит в том, что даже при выраженном снижении остроты зрения (0,05-0,1) зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и используется в качестве ведущего.
При обучении слабовидящего обучающегося с прогрессирующим заболеванием (неблагоприятным прогнозом по ведущему заболеванию) необходимо параллельно организовать изучение им рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля с тем, чтобы при снижении зрения до практической слепоты он мог продолжить обучение по программам,ориентированным на образовательные потребности слепых с учетом применения методик использования остаточного форменного зрения.
Условием освоения варианта Стандарта 4.2 является организация обучения и воспитания по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся в пролонгированные сроки (1-5 лет).
Общее развитие детей, которым рекомендован вариант обучения 4.2, по основным линиям развития в целом соотносится с возрастной нормой нормально видящих сверстников, но слабовидящие обучающиеся имеют трудности, связанные с формированием «жизненных» компетенций. У них могут быть недостаточно сформированы навыки самообслуживания, эффективного использования нарушенного зрения и сохранных органов чувств при обследовании предметов, отсутствовать опыт взаимодействия в коллективе и т.п.
|
|
Обучение по варианту 4.2 предлагается в ПМПК также слабовидящим детям с нормальным интеллектом, имеющим соматические заболевания и дополнительные отклонения в развитии (нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.), слабовидящим детям с задержкой психического развития.
Организация образовательной деятельности и распределение учебной нагрузки в первом классе проводится в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ:
«Гигиенические требования к максимально допустимому объему общей недельной нагрузки для первоклассника с ОВЗ: 21 ак.ч. – аудиторная нагрузка, до 10 ак.ч. – внеурочная деятельность.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований:
1. «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: сентябрь, октябрь – по 3 урока в день до 35 минут каждый, ноябрь, декабрь – по 4 урока в день до 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май - по 4 урока в день до 40 минут каждый;
2. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
3. Образовательная учебная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. При этом максимально допустимый объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
4. Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут;
5. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Индивидуальная программа составляется врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов;
6. Комплектование класса по варианту 4.2 – 12 человек».
Предлагаемый комплект примерных рабочих программ (РП) для слабовидящих детей, которые обучаются по варианту 4.2, состоит девяти РП для обучения слабовидящих первоклассников и включает восемь РП по учебным предметам, охватывая, таким образом, все предметные области, и одну РП программу по коррекционному курсу из шести курсов коррекционно-развивающей области, определенных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, комплект состоит из следующих РП для 1 класса:
1. Русский язык
2. Литературное чтение
3. Математика
4. Окружающий мир (человек, природа, общество)
5. Музыка
6. Изобразительное искусство
7. Технология
8. Физическая культура
9. Социально-бытовая ориентировка (коррекционный курс)
10. Ритмика (коррекционный курс)
Общее количество часов на каждый учебный предмет и коррекционный курс указано в полном соответствии с учебным планом варианта обучения 4.2. При этом распределение времени по темам является примерным (ориентировочным) и в реальном учебном процессе будет зависеть от образовательных потребностей обучающихся того класса, для которого педагог будет составлять рабочую программу.
Обучение слабовидящих школьников в начальных классах в процессе реализации любой РП педагог должен учитывать Ценностные ориентиры содержания.
Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся выступают:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
─ чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
─ восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
|
|
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
─ проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
─ уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
─ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;
─ опоры на опыт взаимодействий в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий», «слабовидящий-слепой»;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
─принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;
─ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
─личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
─восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;
─внутренней позиции к самостоятельности и активности;
─развития эстетических чувств;
• развитие умения учиться на основе:
─ развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
─ формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
─развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
─ формирования самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
|
|
─ развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
─ формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
─ формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
В процессе обучения по любой из входящих в Комплект программ необходимо соблюдать ряд общих требований: