Пояснительная записка

 

В настоящее время в нашей стране идет этап широкого внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, призванный обеспечить возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного начального общего образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных образовательных программ для различных категорий и групп обучающихся с ОВЗ (далее – АООП НОО), условиям их реализации и результатам их освоения.

Внедряемый Стандарт выступает основой как для разработки Примерной АООП НОО обучающихся с ОВЗ, так и разработки рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.

Стандарт в части, касающейся слабовидящих обучающихся, представляет три варианта адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся.

Эта дифференциация связана с тем, что категория детей с нарушением зрения неоднородна.

В качестве критериев такой дифференциации вступают: развитие познавательной сферы обучающихся, наличие потенциальных возможностей, необходимых для систематического обучения, наличие сочетания нарушения зрения с нарушением интеллекта и (или) с множественными нарушениями развития. Стандарт определяет для слабовидящих обучающихся выбор вариантов АООП НОО (варианты 4.1, 4.2, 4.3).

Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4 классы).

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на реализацию особых образовательных потребностей слабовидящегообучающегося, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении ФГОС НОО. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения слепыми обучающимися АООП НОО соответствуют ФГОС НОО[1].

Вариант 4.2 ориентирован на получение начального общего образования слабовидящими обучающимися в специально организованных условиях с увеличением сроков обучения на один год. По итоговым достижениям к моменту завершения обучения уровень образования слабовидящих детей должен соответствовать образованию нормально видящих обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью. По окончании школы ребенок получает такой же документ об образовании, как и его нормально видящий сверстник.

Данный образовательный маршрут может быть предпочтителен для слабовидящих детей, не имеющих выраженные дополнительные отклонения, развитие которых:

· приблизилось к возрастной норме, но при этом отмечаются определенные конкретные трудности, которые не позволяют им на равных обучаться совместно с детьми с нормальным зрением (недостаточная сформированность навыков обследования предметов, ориентирования в знакомом помещении и здании, отсутствие опыта взаимодействия в коллективе с нормально видящими сверстниками и т. п.);

· не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней в специальных условиях обучения.

Условием освоения варианта 4.2 является организация обучения и воспитания в пролонгированные сроки по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся, обеспечивающей удовлетворение не только общих, но и особых образовательных потребностей, что открывает возможность преодоления в будущем отставания в развитии и формирования полноценной жизненной компетенции.

Вариант 4.3 ориентирован на обучение слабовидящих детей, имеющих выраженные дополнительные первичные нарушения развития (первичную ЗПР или легкую, неосложненную умственную отсталость, а также другие отклонения в развитии, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью) и значительно отстающим от возрастной нормы.

В рамках данного варианта слабовидящий ребенок получает в пролонгированные сроки обучения образование, которое по содержанию и итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по здоровью.

Обязательной является организация специального обучения и воспитания по адаптированным основным образовательным программам. В структуре содержания образования «академический» компонент корректируется в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с теми нарушениями развития, которые в наибольшей мере определяют его особые образовательные потребности. Детский коллектив и рабочее место школьника организуются в соответствии со специфическими и индивидуальными особенностями развития.

Реализация вариантов АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей слепых обучающихся на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Данный сборник, представляющий комплект рабочих программ, включает 21 примерную рабочую программу по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам и является средством фиксации содержания образования инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса, по вариантам обучения 4.2 и 4.3.

Концептуальные положения комплекса примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 классов соотнесены с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и Примерными АООП НОО для каждой из групп слабовидящих обучающихся.

Реализация требований рабочих программ предполагает удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, включая:

условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе с нормально видящими; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

• учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;

• преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с ребенком и его социокультурным окружением;

• обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и накоплении индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;

• целенаправленное и систематическое формирование компенсаторных навыков познавательной, ориентировочной, социально-бытовой и коммуникативной и других видов деятельности;

• использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами пообщению, а также с учетом ситуации и задач общения;

• при наличии дополнительных первичных нарушений развития у слабовидящих обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;

• оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.

В настоящем комплекте содержатся рабочие программы по отдельным учебным предметам и программы к коррекционным курсам для 1 класса слабовидящих обучающихся, сгруппированные по вариантам 4.2 и 4.3. 

Каждый блок программ начинается с пояснительной записки, в которой перечисляется входящие в него учебные программы и курсы, дается краткая характеристика обучающихся по соответствующему варианту и те общие положения, которые необходимо учитывать педагогам в реальном учебном процессе при работе по любой из представленных программ или при составлении собственной рабочей программы.

Каждая (отдельная) примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам для 1 класса содержит:

1) пояснительную записку, в которой: конкретизируются цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) основное содержание учебного предмета, коррекционного курса, включающее перечень изучаемого учебного материала, направления работы;

3) календарно-тематическое планирование с указанием ориентировочного распределения учебных часов по разделам предмета (курса);

4) рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету (курсу);

5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Комплекс примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО слабовидящих обучающихся 1 классов создан для оказания помощи педагогическим работникам и представителям администрации образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: