Требования к организации учебного пространства

Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:

· определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);

· соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);

· оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязательного и слухового восприятия;

· комфортные уровня освещенности школьных помещений;

· индивидуальное освещение рабочей поверхности (по показаниям);

· использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.

Требованиях к организации учебного процесса

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

· рассаживать учащихся в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, т.е. с учётом особенностей зрительных возможностей обучающихся;

· соблюдать режим допустимой зрительной нагрузки, в частности, непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;

· использовать тетради с крупной разлиновкой;

· использовать учебники с крупным шрифтом;

· выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;

· при подготовке раздаточного материала, напечатанного на принтере, использовать полужирный шрифт Arial не менее 14 размера с печатью через 1,5 интервала;

· чередовать зрительную, слуховую и тактильную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;

· иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;

· проводить физкультминутки, в том числе для снятия зрительного утомления;

· следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);

· использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности, ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и ограничением поля зрения снизу);

· использовать ТСО не более 15 минут;

· следить за тем, чтобы изображение на экране было качественным, ярким и контрастным, а расстояние от центра экрана до пола составляло 1,0–1,5 м;

· не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;

· в солнечные дни использовать жалюзи;

· осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.

3. Требования к иллюстрациям, макетам, натуральным объектам и наглядным пособиям:

· материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, шириной не более 5 мм), содержать небольшое количество только информативных деталей;

· контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия:

· в наглядных пособиях и иллюстрациях необходимо использовать контрастные цвета;

· по возможности пособия должны быть рассчитаны на бисенсорное или полисенсорное восприятие;

· восприятие объектов необходимо проводить на полисенсорной основе и сопровождать словесным описанием (данное требование является условием формирования у слабовидящих учащихся целостного образа);

· наглядный материал предъявляется на контрастном фоне;

· презентации готовятся без использования «выплывающих» и поворачивающихся картинок (иллюстраций), текст на слайдах пишется на однотонном фоне.

Для реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 4.2) важное значение имеют м атериально-технические средства:

─ рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос»;

─ тифлоприборы «Графика», «Ориентир», «Светлячок», подставка для книг «Сигма»;

─ наглядный материал, настольные и дидактические развивающие игры, подобранные на основе методических рекомендаций тифлопедагога;

─ спортивный инвентарь и тренажеры.

 

Литература:

1.  Белецкая В. И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 127с.

2.  Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 3-12.

3. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — №6. — С. 17-24.

4. Комова, Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г. — №3. — С. 19–28.

5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник. – 2004. – 325 с.

6. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 223 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: