Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русскогоязыка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцовиспользования в тексте. Синонимы и антонимы(без называния терминов)
Изучается во всех разделах курса.
Морфология. Умение опознавать имена собственные. Слова, обозначающие предмет, признак и действие предметов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
• сочетания чк — чн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Выражение и развитие законченной мысли в тексте. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Основным видом организации учебного процесса является урок. Формы организации урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: 165 час; в неделю 5 часов
| № урока п/п | Тема урока. | Кол-во часов |
| 1 | «Прописи» - первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. | 1 |
| 2-3 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 2 |
| 4 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
| 5 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
| 6-7 | Рисование полуовалов и кругов. | 2 |
| 8-9 | Письмо длинных прямых линий. | 2 |
| 10 | Письмо прямых линий с закруглением внизу. | 1 |
| 11-12 | Письмо прямых линий с закруглением внизу. | 2 |
| 13-14-15 | Письмо элементов букв. | 3 |
| 16-17 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | 2 |
| 18-19 | Письмо наклонных линий. | 1 |
| 20 | Письмо изученных элементов букв. | 1 |
| 21-22 | Письмо строчной и заглавной букв А, а. | 2 |
| 23-24 | Письмо строчной и заглавной букв О, о. | 2 |
| 25 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге – слиянии. Письмо изученных букв. | 1 |
| 26-27 | Письмо строчной и заглавной букв И, и. | 2 |
| 28-29 | Письмо строчной буквы ы. | 2 |
| 30 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге – слиянии. Письмо изученных букв. | 1 |
| 31-32 | Письмо строчной и заглавной букв У, у. | 2 |
| 33-34-35 | Письмо строчной и заглавной букв Н, н. | 3 |
| 36-37 | Письмо строчной и заглавной букв С, с. | 1 |
| 38-39 | Письмо сточной и заглавной букв К, к. | 2 |
| 40 | Повторение изученных букв. | 1 |
| 41-42 | Письмо срочной и заглавной букв Т, т. | 2 |
| 43-44 | Письмо слогов и слов с буквами Т, т | 2 |
| 45 | Письмо слов и предложений с с буквами Т,т. Закрепление. | 1 |
| 46-47 | Письмо строчной и заглавной Л, л. | 2 |
| 48-49 | Письмо строчной и заглавной букв Р, р. | 2 |
| 50 | Письмо слов и предложений с буквами Р, р. | 1 |
| 51-52 | Письмо строчной и заглавной букв В, в. | 2 |
| 53-54 | Письмо строчной и заглавной букв Е, е. | 2 |
| 55 | Письмо слов и предложений с буквами Е, е. | 1 |
| 56-57 | Письмо строчной и заглавной букв П, п. | 2 |
| 58-59 | Письмо строчной и заглавной букв М, м. | 2 |
| 60 | Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
| 61-62 | Письмо слов с буквами М, м. | 2 |
| 63-64 | Письмо заглавной и строчной букв З, з. | 2 |
| 65 | Письмо слов, предложений с изученными буквами. | 1 |
| 66-67 | Письмо слов и предложений с буквами З,з. Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами. | 2 |
| 68-69-70 | Письмо строчной и заглавной букв Б, б | 3 |
| 71-72 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 2 |
| 73-74 | Письмо строчной и заглавной букв Д, д. | 2 |
| 75 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
| 76-77 | Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв Д, д. | 2 |
| 78-79 | Письмо заглавной и строчной букв Я, я. | 2 |
| 80 | Списывание текстов. | 1 |
| 81-82 | Письмо заглавной буквы Я. | 2 |
| 83-84 | Написание строчной и заглавной букв Г, г. | 2 |
| 85 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
| 86-87 | Написание заглавной буквы Г. | 2 |
| 88-89 | Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу. | 2 |
| 90 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
| 91-92 | Заглавная буква Ч. | 2 |
| 93-94 | Написание буквы ь. Написание слов и предложений с ь. | 2 |
| 95 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
| 96-97 | Письмо строчной буквы ш. | 2 |
| 98-99 | Заглавная буква Ш. | 2 |
| 100 | Буквы Ш, ш, сочетание ши. | 1 |
| 101-102 | Письмо строчной буквы ж. | 2 |
| 103-104 | Заглавная буква Ж, правописание сочетаний жи – ши. | 2 |
| 105 | Заглавная буква Ж, правописание сочетаний жи – ши. Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
| 106-107 | Написание строчной буквы ё. Заглавная буква Ё. | 2 |
| 108-109 | Написание букв Й, й. | 2 |
| 110 | Закрепление правописания сочетаний ча, чу, жи, ши, заглавных букв в начале предложения и в именах собственных. | 1 |
| 111 | Написание строчной буквы х. | 1 |
| 112-114 | Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. | 3 |
| 115 | Письмо предложений с изученными буквами Списывание текста. | 1 |
| 116-117 | Написание строчной и заглавной букв Ю, ю. | 2 |
| 118-119 | Написание предложений с буквами Ю, ю. | 2 |
| 120 | Повторение изученного материала. | 1 |
| 121-122 | Написание строчной буквы ц. | 2 |
| 123-124 | Написание заглавной буквы Ц. | 2 |
| 125 | Повторение изученного материала. | 1 |
| 126-127 | Написание строчной буквы э. | 2 |
| 128-129 | Написание заглавной буквы Э. | 2 |
| 130 | Повторение изученного материала. Письмо под диктовку. | 1 |
| 131-132 | Написание срочной буквы щ. | 2 |
| 133-134 | Написание заглавной буквы Щ. | 2 |
| 135 | Закрепление правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости / звонкости согласные звуки. | 1 |
| 136-137 | Написание букв Ф, ф. | 2 |
| 138-139 | Написание строчных ь, ъ. | 2 |
| 140 | Написание строчных ь, ъ. Повторение написания изученных букв. | 1 |
| 141 | Русский алфавит | 1 |
| 142 | Повторение изученного. | 1 |
| 143-144 | Повторение изученного в букварный период. | 2 |
| 145-146 | Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине. | 2 |
| 147 | Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, ь как показатель мягкости. | 1 |
| 148 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 |
| 149 | Повторение пройденного материала: ь в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных) | 1 |
| 150 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости / глухости и мягкости / твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | 1 |
| 151 | Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й'] на письме. | 1 |
| 152 | Повторение тем «Слог», «Ударение». | 1 |
| 153-154 | Повторение лексического материала «Азбуки». | 2 |
| 155 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. | 1 |
| 156 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. | 1 |
| 157 | Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое». | 1 |
| 158 | Комплексное повторение на материале стихотворений С. Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа». | 1 |
| 159 | Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». | 1 |
| 160 | Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа» | 1 |
| 161 | Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
| 162 | Повторение сведений о звукописи в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукописи стихотворения, тренировка в характеристике звуков. | 1 |
| 163 | Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 |
| 164 | Презентация проекта «Живая Азбука». Конкурс чтецов. | 1 |
| 165 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е,Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 |






