Жанры речи, основанные на языковой игре, употребительные в сфере МК, чрезвычайно разнообразны. Это различные афоризмы, каламбуры, «обзывалки» и т.п. Их элементы мы встречаем в других малых жанрах, например, анекдоте. До настоящего времени, насколько нам известно, не проводилось строгой дифференциации этих жанров, поэтому наш предварительный анализ мы осуществили в форме исследования некоторых существенных черт отдельных жанровых разновидностей.
В текстах данных жанров отчетливо выделяется особая иллокутивная цель: негативная / негативно-шутливая квалификация объекта речи, выраженная неузуальными языковыми средствами.
Частотной разновидностью этого коммуникативного намерения является инвектива — резкая отрицательная оценка, адресованная какому-либо лицу, чаще всего — политическому деятелю. Инвектива обычно затрагивает личную сферу человека и рассчитана на публичность оценки (массовость реального адресата, воспринимающего эту оценку, при одновременной адресации ее отдельному, конкретному лицу). Инвективы чрезвычайно распространены и в других, «серьезных» жанрах публичной речи, но нас интересуют такие речевые формы, в которых инвективы выступают в самостоятельной функции, целиком формируя жанр. Инвективы могут проявляться в прямой и косвенной форме.
|
|
<…> Изменение фамилии, приводящее к актуализации новой внутренней формы имени собственного, - наиболее распространенный прием языковой игры. Блок: Боровой. Шакалин. Чумейко (от фамилий Боровой, Шаталин, Шумейко).
<…> Интересны усложненные косвенные формы инвектив. Они представлены, например, в жанре стихов-загадок о конкретном политическом лице, имя которого требуется угадать, вписав в рифму стиха:
Он хитриди-прехитриди,
Но работает не в МИДе.
Он укради-у-народи:
Это — господин... (Мавроди).
В этом жанре узаконено максимальное нарушение привычного фонетического облика слова, ненормативное варьирование грамматических форм лексемы, использующееся для создания ритма и рифмы.
Указанием на «загадываемое» лицо обычно служат ключевые слова, стереотипы, которые связываются с деятельностью того или иного политика <…>/
В рамках небольшой статьи невозможно дать сколько-нибудь полное описание речевых жанров, основанных на языковой игре, поэтому мы выделили одно из самых характерных явлений: использование различных форм языковой игры в целях именования лиц. Оно отражает более общее явление — личностную ориентированность процесса публичной массовой коммуникации в современный период <…>.
Печатается по: Какорина Е.В. Стилистические заметки о современном политическом дискурсе.// Облик слова. Сборник статей памяти Д.Н.Шмелева. М., 1997. С.226-241.
Л.В. Кнорина