О народе в гражданском отношении

§16

Правила, утверждающие свободное книгопечатание и определяющие нравственные действия, касаются трех предметов: 1) воспитания, 2) нравственности, 3) книгопечатания.

Воспитание детей разделяется на общественное и частное. Первое устраивается правительством, второе предоставляется частным людям. Правила в отношении к воспитанию юношества суть следующие: 1) Каждый отец семейства может по своему произволу детей своих или воспитывать у себя в доме, под собственным своим надзором, или отдавать их в общественные учебные заведения, от правительства учрежденные. 2) Поелику ничто столь сильно не действует на благоденствие царств и народов, как воспитание, то и обязывается Верховное правление учебные заведения устроить таким образом, чтобы они в полной мере всевозможную пользу приносили. 3) Частные лица не должны иметь права заводить ни пансионов, ни других учебных заведений, куда бы граждане детей своих отдавали, потому что правительство обязано о воспитании юношества много заботиться и неупустительно над оным надзирать, хотя и может оное родителям предоставить и на их старание в полной мере положиться. Но коль скоро родители не имеют времени, средств или охоты оным заниматься, то должно правительство их место заступать и не дозволять, чтобы сие было предоставлено посторонним людям, ибо нельзя иметь к сим последним достаточной доверенности, дабы им поручить многотрудное исполнение священной сей обязанности, тем более что надзор правительства за таковыми частными заведениями всегда будет слаб и недостаточен.

Избранные социально-политические

и философские произведения декабристов. -

М., 1951. - Т. П. - С. 154-155.

А.С.ПУШКИН

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - великий русский поэт.

Осенью 1826 г. после восстания декабристов императору Николаю I была подана записка А.С.Пушкина «О народном воспитании». Как это видно из ее содержания, записка была составлена в ответ на обращенную к А.С.Пушкину просьбу императора Николая I в связи с рассмотрением в правительстве вопроса о состоянии российского образования. Основные положения Записки тщательно обдумывались автором, о чем свидетельствуют оставленные им многочисленные варианты и наброски. Важные для истории педагогические мысли этого документа заключаются в утверждении преимущества государственного воспитания детей и юношества перед частным, а также неприятие иноземных систем обучения, наносящих ущерб национальным интересам России.

А.С.Пушкин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: