Учение Маркса для советского педагога руководство к действию

 

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», - писал Ленин.

20 лет существования нашей Страны Советов является доказатель­ством верности, правильности этого учения.

Советскому педагогу надо вооружиться пониманием, знанием этого учения, оно поможет ему пойти по верному пути в деле воспитания подрастающего поколения.

Было бы большой ошибкой думать, что педагогу достаточно знать только цитаты из Маркса, касающиеся вопросов воспитания и обуче­ния. Педагогу нужно хорошо знать сущность учения Маркса, того учения, которое, как указывал Ленин, дает «людям цельное миросо­зерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета».

Ленин с самого начала организации Комиссариата народного про­свещения настаивал на построении школьных программ таким обра­зом, чтобы они закладывали основы цельного марксистского миросо­зерцания. Марксистское миросозерцание - материалистическое. С этой точки зрения в программах должно было занимать серьезнейшее ме­сто естествознание. Но мало того: Маркс учил каждое явление брать во всех связях и опосредствованиях, брать каждое явление в его раз­витии. Владимир Ильич особо подчеркивал эту сторону дела в дис­куссии о профсоюзах в 1921 г. И в наших программах мы должны

Н.К.Крупская

были учитывать эту сторону: стро­ить их не только на основе материа­листического миросозерцания, но на основе диалектического материализ­ма. Поэтому наши программы долж­ны были уделять особое внимание эволюционной теории, учению Дар­вина, особое внимание геологии, иллюстрирующей известные момен­ты истории происхождения Земли и изменения ее облика. Но Маркс и Энгельс изучали с точки зрения диа­лектического материализма не толь­ко явления природы, но и явления общественные, явления настоящего и прошлого общественной жизни. Ис­торический материализм имеет гро­мадное значение в том отношении, что он не только описывает истори­ческие события, но объясняет причи­ны их и тем самым подводит к пониманию действительности, к пони­манию того, как, какими путями можно перестроить капиталистиче­ский мир в социалистический, к пониманию того, что такое социализм.

Владимир Ильич, придавая совершенно особое значение перестрой­ке программ, требовал, чтобы они были строго выдержаны в духе мар­ксизма. Он указывал Луначарскому на то, что тот мало уделяет этому внимания, усиленно настаивал на том, чтобы была организована педа­гогическая секция Государственного ученого совета (ГУСа). Даже больной, Владимир Ильич интересовался работой этой секции.

В каком направлении должна была идти перестройка программ? Перестройка программ заключалась не только в расширении их путем введения ряда дополнительных предметов. Напротив, в своей речи на III съезде комсомола Ленин говорил о том, что старая школа загружала память учащегося разным хламом, на девять десятых ненужным. От этого хлама нужно было прежде всего очистить программы. Надо было гораздо больше уделять времени преподаванию естествознания, притом ставить его таким образом, чтобы, давая самое основное, существенное, не заслонять его ненужными мелочами, тесно увязывать теорию с прак­тикой, брать явления в их развитии. Нужно было обратить особое вни­мание на преподавание биологии, на рациональное прохождение эволю­ционной теории и на преподавание геологии. Увязка биологии с осно­вами гигиены и агрономии, геологии с географией, изучения строения Земли с почвоведением имела особое значение. Исключительно важное место должна была занять в новых программах история. В старой школе преподавали по Иловайскому. Характерной особенностью этого преподавания истории было то, что исторические события никак не объяснялись, брались вне связи с эпохой, вне связи с общественным укладом. Надо было так построить программы, как это требовалось историческим материализмом. Надо было создать совершенно заново популярный сжатый курс истории, где бы было дано самое основное, существенное. И, наконец, необходимо было дать ребятам какое-то понимание окружающей действительности, понимание того, в каком направлении идет перестройка всего общественного строя. Художест­венная литература должна была помогать этому пониманию. Все сооб­щаемые знания следовало преподавать по-новому, программы должны были закладывать основы цельного миросозерцания, тесно связанного с осмыслением того, что происходит в жизни.

Крупская Н.К. Об учителе. -М., 1960.-С. 290-305.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: