Об учебниках для начальной и средней школы

 

Из постановления ЦК ВКП(б)

12 февраля 1933 г.

В своих постановлениях о начальной и средней школе от 5 сентяб­ря 1931 г. и от 25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) подчеркнул, что корен­ным недостатком школы является то, что «Обучение в школе не дает достаточного объема общеобразова­тельных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)».

Непременным и решающим условием проведения в жизнь обоих по­становлений ЦК как в отношении устранения отмеченного коренного недостатка школы, так и в отношении перехода всего обучения на но­вые устойчивые программы и методы преподавания является наличие по всем предметам стабильных учебников, призванных ликвидировать существующий «метод» нескончаемого «проектирования» учебников.

Между тем в результате неправильной линии Наркомпроса и его органов в настоящее время не только отсутствует в советской школе стабильный, общепринятый и удовлетворяющий требованиям науки учебник, но подобный пробел считается, оказывается, в руководящих кругах Наркомпроса РСФСР признаком «революционных достиже­ний» последнего.

Признавая такое положение совершенно нетерпимым, ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Признать линию Наркомпроса РСФСР и ОГИЗа по созданию учебников неправильной.

2. Осудить и отметить как противоречащие решениям ЦК ВКП(б):

а) циркулярное письмо отдела единой школы Наркомпроса РСФСР от августа 1918 г., указывавшее, что «учебники вообще должны быть изгнаны из школы»;

б) постановление коллегии Наркомпроса от 28 марта 1930 г., при­знававшее «невозможным в настоящий момент придерживаться прин­ципа стабилизации учебников»;

в) резолюцию Всероссийской конференции по учебной книге от 16 мая 1930 г., одобренную и рекомендованную местам коллегией Нарком­проса (см. циркулярное письмо НКП от 30/У1 1930 г.), в которой гово­рится: «...Учебник ни в коем случае не должен быть стабильным... Кон­ференция решительно отвергает принцип стабилизации учебников»;

г) решение Президиума ЦК профсоюза работников просвещения от 3 марта 1932 г., признававшее решение о стандартизации учебни­ков на три года «неправильным и политически вредным».

3. Немедля прекратить издание так называемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников», подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний по проходимым в школе предметам.

Поручить Наркомпросу и ОГИЗу обеспечить на деле издание ста­бильных учебников, рассчитанных на применение их в течение боль­шого ряда лет (родной язык, математика, география, физика, химия, естествознание и т.д.), приурочив их издание к 15 июля 1933 г. с тем, чтобы ввести их в дело с начала учебного года - 1 сентября 1933 г.

4. Установить, как правило, что каждый учебник должен утвер­ждаться коллегией Наркомпроса после предварительного тщательно­го его рассмотрения с тем, чтобы никаких изменений не могло быть внесено в учебник без специального на то постановления коллегии

Наркомпроса.

5. Отменить существующий порядок издания учебников самостоя­тельно каждой областью, краем и автономной республикой РСФСР. Установить, что по каждому отдельному предмету должен существо­вать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом.

Предоставить право каждому краю и области, с разрешения Нар­компроса и с его утверждения, издавать краевую учебную книгу для начальных школ на базе местного краеведческого материала.

6. Обязать ОГИЗ добиться стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплет, шрифты, бумага, бро­шюровка, обложка, рисунки и т.д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц и т.д. для учебников.

8. Поручить ЦК КП(б)У, ЦК КП(б) Б, Закавказскому крайкому и Средазбюро ЦК принять соответствующие решения, вытекающие из настоящего постановления.

Справочник партийного работника. ~ М., 1934. - Вып. 8. - С. 359-360.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: