О начальной и средней школе

 

Постановление ЦК ВКП(б)

25 августа 1931 г.

Идя по пути осуществления Программы Коммунистической пар­тии, согласно которой «школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, органи­зационного, воспитательного влияния пролетариата на полупроле­тарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» (Прог­рамма ВКП(б)), пролетарское государство добилось огромных успе­хов в деле расширения школьной сети и перестройки школы. Число учащихся в начальной и средней школе возросло с 7800 тыс. в 1914 г. до 20 млн. в 1931 г. Коренным образом изменился социальный состав школы: дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имев­ших ранее возможности обучать своих детей в школе, являются теперь основным контингентом школы. Обучение на родном языке охватило самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза и проводится на 70 языках.

Принципиально иным стало содержание всей работы школы. Советская школа, ставящая своей задачей «подготовлять всесторон­не развитых членов коммунистического общества», дает детям несрав­ненно более широкий общественно-политический кругозор и общее развитие, чем дореволюционная и буржуазная школа. За последние годы возрос уровень общего образования детей в советской школе.

Особенно значительные успехи достигнуты школой после истори­ческого постановления XVI съезда партии о введении всеобщего на­чального обучения. Только за последний год число учащихся в на­чальной и средней школе возросло с 13,5 до 20 млн. Сверх этого ФЗУ и техникумами охвачено 1400 тыс. учащихся.

Наряду с решающими шагами по осуществлению обязательного обучения детей школьного возраста школа значительно продвинулась вперед по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой, благодаря чему заложены основы перестройки школы на базе политехнизма.

Увеличение числа мастерских, хотя недостаточных по количеству и технически еще слабо оборудованных, в сочетании с проводимым при­креплением школ к заводам, совхозам, МТС и колхозам, позволяет развертывать все более широко и ускоренно политехнизацию школы.

Однако, несмотря на все эти достижения, ЦК констатирует, что со­ветская школа далеко еще не соответствует тем огромным требовани­ям, какие предъявляются к ней современным этапом социалистическо­го строительства. ЦК считает, что коренной недостаток школы в дан­ный момент заключается в том, что обучение в школе не дает доста­точного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого поли­технизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготовляет детей как всесторонне развитых строителей социа­лизма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой.

Всякая попытка оторвать политехнизацию школы от систематиче­ского и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математи­ки, преподавание которых должно быть поставлено на основе строго определенных и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшие извращения идей политехнической школы. «Комму­нистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память зна­нием всех тех богатств, которые выработало человечество»1.

В основу всей дальнейшей работы школы ЦК предлагает положить указания Ленина, данные им еще в 1920 г.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973/Сост. А.А.Абакумов и др. щ

М., 1974. - С. 156-157:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: