Волонтеры некоммерческих организаций Нижнего Новгорода

В.В. Гаранина

"Надежды". Cборник научных статей студентов ФСН

www.unn.ru/rus/f14/k2/students/hopes/3.htm

 

Для нижегородских НКО волонтерское движение – явление, еще не изученное и не до конца понятное. Однако можно сказать с определенностью – деятельность этого движения не оставила нижегородцев равнодушными. В нижегородской службе волонтеров раздаются телефонные звонки с просьбами и предложениями, волонтеры уже спешат по адресам, которые получили название «Адреса надежды». Исследование нижегородского волонтерского движения было организовано с целью анализа взгляда самих волонтеров на то, что они делают, а также осуществления попытки понять, кто такие молодые волонтеры, что они могут, как их привлечь и удержать, как создать им оптимальные условия для работы.

Одним из показателей успеха нового дела нередко считается участие в нем молодежи. Именно поэтому исследование, проведенное автором статьи, посвящено изучению молодежного спектра волонтерского движения.

Объектом исследования являются волонтеры восьми некоммерческих организаций Нижнего Новгорода. Эти организации имеют общую специфику: основным направлением их работы является информационная поддержка населения, консультации по различным вопросам.

Предметом исследования является портрет молодого волонтера общественных организаций Нижнего Новгорода, а именно кто волонтер – социально-демографические характеристики волонтеров; как работает волонтер - «стаж» добровольческой деятельности, в том числе и в других организациях; количество времени, которое затрачивается на эту работу; волонтер и его деятельность, т.е. место, которое занимает оказание добровольной помощи в жизни молодого человека - наличие связи волонтерской деятельности с основной профессией или с получаемым образованием; степень включенности волонтера в деятельность организации; деятельность волонтеров в их глазах - как сами молодые люди, добровольно работающие в общественных организациях, определяют, кто такой волонтер; почему волонтер - определить основные мотивы обращения к этой деятельности, а также возможные причины отказа от нее.

В опросе приняли участие 60 волонтеров. Возраст опрошенных молодых людей от 16 до 25 лет. Респондентов целесообразно разделить на 4 возрастные группы: 16-17 лет (школьники), 18-19 лет (студенты первых курсов вуза или закончившие школу), 20-21 год (студенты последних курсов вуза), 22-25 лет (молодые люди, закончившие вуз).

В ходе исследования проверяется предположение, что существует устойчивая взаимосвязь между социально-демографическими, социально-психологическими характеристиками молодых людей и их отношением к добровольческой деятельности, мотивами работы волонтером.

Социально – демографическая структура волонтеров представлена следующим образом: юноши – 43,7%, девушки – 56,2%. Возрастные группы: 16 –17 лет (31,2%), 18-19 лет (15,6%), 20 –21 год (40,6%), 22-25 лет (12,5%). Материальное положение: живут достаточно скромно, но на ежедневные расходы денег хватает (43,7%), денег в основном достаточно, хватает на покупку большинства товаров длительного пользования (53,1%), могут практически ни в чем себе не отказывать (3,1%).

В рамках исследования была поставлена задача выяснить набор основных личностных качеств волонтеров, которые, как считают они сами, необходимы для их работы. Волонтеры считают, что самое важное в их деле – ответственность. Работа волонтера – это работа с людьми, очень часто с неблагополучными людьми и их сложными судьбами. Именно поэтому на первый план выходят даже не любовь к людям, а ответственность и терпение. Волонтеры не считают, что доброта и милосердие обязательно должно быть связаны с вероисповеданием (религиозность занимает последнюю позицию в списке качеств). Волонтеры отметили активность как одно из существенных качеств волонтера. Многие молодые люди в процессе анкетирования подчеркивали, что им очень нравится высокий темп их жизни. Довольно странно, что творчество в работе ушло на второй план и занимает лишь предпоследнюю позицию.

Важным результатом проведенного исследования стало выявление достаточно многогранного подхода молодых людей к определению того, кто такой волонтер: предложенные определения представляют спектр от достаточно простых, где акцент сделан на бесплатной работе волонтера, до необычных и неожиданных, таких, как «диагноз», «неизлечимая болезнь», «человек с большой буквы Ч» и др.. Все предложенные волонтерами определения можно сгруппировать по трем направлениям:

  • определения, в которых основное внимание уделено отсутствию платы за работу волонтера, т.е. волонтер – это человек, безвозмездно оказывающий помощь;
  • определения, где основной акцент сделан на том, что волонтер – это человек, который работает для других людей, чтобы помочь им и сделать их жизнь лучше;
  • определения, в которых волонтер предстает как особый человек, обладающий особыми личностными качествами и жизненными ценностями, имеющий особый стиль жизни.

По итогам проведенного исследования можно сказать, что среди опрошенных волонтеров преобладают молодые люди, придерживающиеся первого типа определений (37%), однако, они численно не намного превосходят сторонников второго типа (34%). Самое маленькое число тех, кто рассматривает волонтера как человека, отличного от остальных, не похожего на других (15%). Что же могло повлиять на выбор того или иного определения?

Во-первых, молодые люди могут иметь разный по продолжительности опыт волонтерской деятельности. Возможно, что более глубокое понимание и «прочувствование» такой работы приходит не сразу. Данные исследования подтверждают это предположение. Волонтеры, чьи взгляды относятся к первой группе, занимаются этой деятельностью в основном от одного года до трех лет (66%), среди них нет никого, кто работал бы уже от трех до пяти лет и более. В то же время, среди молодых людей с представлениями о волонтере, отнесенными ко второй и третьей группе, значительно больше волонтеров, чей опыт такой работы от трех до пяти лет и более (38%).

Во-вторых, может быть различна степень включенности в работу волонтера. Молодые люди третьей группы в основном уделяют своей деятельности от 20 до 40 и более часов в неделю (80%). Среди волонтеров первой группы большинство находят в личном графике для работы в организации от 4 до 9 часов (50%). О включенности молодого человека в работу общественной организации можно делать выводы и по другим показателям. Так, например, представители третьей группы намного чаще обдумывают и обсуждают свои предложения по поводу изменения механизмов работы организации. Об этом сказали 80 % волонтеров. Добровольцы первой и второй групп лишь иногда выдвигают подобные идеи (58% и 54% соответственно). Все молодые люди хотят и пытаются привлечь к деятельности в организации родственников и друзей. Интересно, что причиной этого волонтеры второй и третьей групп чаще называют важность такой работы для нашего общества (36% и 40%), среди представителей первой группы таких 16%. Но в то же время для волонтеров первой группы более важным является полезность этой деятельности для друзей и родственников и те возможности, которые она дает. Это отметили 33% волонтеров.

Одним из ключевых для исследования волонтеров нижегородских НКО является вопрос о причинах, побудивших молодого человека посвятить свое время и силы деятельности волонтера. Все названные волонтерами причины расходятся по пяти направлениям:

  • возможность приобретения опыта для будущей оплачиваемой работы (34%);
  • возможность общаться с интересными людьми в общественной организации, прибрести новых друзей (34%);
  • желание чувствовать себя нужным (25%);
  • внутренняя убежденность, зов души и сердца, потребность делать добро, помогать людям (19%);
  • стремление изменить положение вещей в этом мире (12%).

На этом этапе целесообразно снова вернуться к обозначенным ранее трем группам волонтеров и осветить важные взаимосвязи. Мотивами участия в волонтерском движении тех молодых людей, которые в первую очередь обращали внимание на отсутствие оплаты труда волонтера, является возможность приобретения опыта для будущей оплачиваемой работы. Молодые люди, которые отвечали, что волонтер – это человек, помогающий другим, пришли в общественную организацию, потому что хотят быть полезными для людей. Наконец, те юноши и девушки, которые считали, что волонтер – это особый человек, отдают свои силы и время другим, т.к. следуют внутренней убежденности, зову души и сердца.

Таким образом, результатом анализа полученных данных является возможность сделать ряд достаточно серьезных выводов. Молодые волонтеры – это, пожалуй, та часть российской молодежи, которая является носителем необходимых для развития нашего общества идеалов и ценностей. Ведь именно на планете «Волонтерство» находится вакцина от главных недугов современного общества: равнодушия и пассивности. Однако жители этой планеты тоже не одинаковы. В данном исследовании было выделено три группы. Представители этих групп по–разному смотрят и на то, в чем заключается помощь людям, и на то, как должен помогать волонтер, и на роль такой деятельности в их жизни. В первой группе представлены молодые люди, которые хорошо осознают пользу своей работы в общественной организации не только для других, но и для себя, в данном случае они демонстрируют скорее прагматичный подход. Во второй группе собрались волонтеры, главное для которых сама работа, связанное с ней ощущение свободы, возможность проявления творческих способностей, возможность быть среди людей, быть им полезным, возможность общения. В третьей группе мы видим волонтеров, для которых помогать людям также естественно, как дышать. У волонтеров именно этой группы наиболее часто вызывал недоумение вопрос о том, что их привлекает в работе волонтера. «Помогать людям для меня – это жизнь» (Цитата из анкеты).

Итак, мотивы участия в волонтерском движении и степень самоотверженности молодых людей самые разные, но не стоит выставлять им оценку. Один всего себя отдает своей работе, и чем тяжелее работа, тем он счастливее. Другой «в охотку» работает два дня или два часа в неделю, а то и от случая к случаю – спасибо и ему. Организация очень часто не знает, где найти молодых людей, готовых потратить время и силы для такой деятельности, не знает, как увлечь, заинтересовать работой, как удержать уже существующих волонтеров. Как показали результаты исследования, для работы с разными группами волонтеров необходимо использовать разные методы, механизмы их привлечения и удержания. Для того, чтобы разработать эти методы и правильно их использовать, необходимо знать основные мотивы обращения молодых людей к волонтерской деятельности, возможные причины отказа от этой деятельности, а также знать, что привлекает их в работе волонтера.

Таким образом, полученная информация дает возможность общественным объединениям разработать основные принципы в сфере организации работы волонтеров. А главное, это информация о людях, которые живут рядом с нами и заслуживают большого уважения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: