VIII. Какова человеческая природа? (Биологические основания культуры)

 

Мы должны строить теорию культуры на основе того факта, что все люди принадлежат к животному виду. Человек как организм должен существовать в таких условиях, которые не только гарантируют его выживание, но и обеспечивают ему здоровый, нормальный обмен веществ. Ни одна культура не может существовать без постоянного и нормального пополнения членов группы. В противном случае культуру ожидает исчезновение вместе с постепенным вымиранием группы. Таким образом, все человеческие группы и все индивидуальные организмы, принадлежащие к группе, нуждаются в минимально необходимых для жизни условиях. Термин “человеческая природа” мы можем определить на основе того факта, что все люди, где бы они ни жили и какой бы тип цивилизации они ни практиковали, должны есть, дышать, спать, производить потомство и удалять из организма отходы жизнедеятельности.

Следовательно, под человеческой природой мы понимаем биологический детерминизм, требующий от любой цивилизации и от всех индивидов, к ней принадлежащих, осуществления таких телесных функций, как дыхание, сон, отдых, питание, экскреция и размножение. Понятие базисных потребностей мы можем определить как те условия внешней среды и биологические условия, которые необходимы для выживания индивида и группы. По сути дела, для их выживание требуется поддержание минимально необходимого уровня здоровья и жизненной энергии, необходимого для решения культурных задач, а также сохранения минимально необходимой численности группы, не допускающей ее постепенного вымирания.

Мы уже указывали, что понятие потребности - это всего лишь первый шаг к пониманию организованного человеческого поведения. Здесь уже несколько раз высказывалось предположение, что даже самая элементарная потребность, даже самая независимая от влияний среды биологическая функция не остаются совершенно не затронутыми воздействием культуры. Тем не менее, существует ряд биологически детерминированных - т. е. определяемых физическими параметрами среды и человеческой анатомией - видов деятельности, которые неизменно оказываются инкорпорированными в любого рода цивилизацию.

Позвольте мне показать это наглядно. В прилагаемой таблице приводится перечень витальных последовательностей. Каждая из них была аналитически разделена на три фазы. Прежде всего, имеется импульс, определяемый в первую очередь физиологическим состоянием организма. Здесь мы, например, обнаруживаем такое состояние организма, которое возникает в случае временной приостановки дыхания. Всем нам из личного опыта знакомо это ощущение. Физиолог может определить его в категориях биохимических процессов, протекающих в тканях, т. е. через функцию вентиляции легких, строение легких, а также процессы окисления и образования окиси углерода. Импульс, связанный с процессами пищеварения (иначе говоря, аппетит), может быть также описан в категориях человеческой психологии, т. е. при помощи интроспекции и личного опыта. Однако, с объективной точки зрения, здесь за научным объяснением следует обратиться к физиологу, а за более конкретными разъяснениями - к диетологу и специалисту по пищеварительным процессам. В учебнике по физиологии пола инстинктивный сексуальный голод может быть определен путем обращения к человеческой анатомии и физиологии размножения. То же самое, очевидно, можно сказать и об усталости (представляющей собою импульс к временному прекращению мышечной и нервной деятельности), о давлении в мочевом пузыре и в толстой кишке, а также, возможно, о сонливости, импульсе к двигательной активности для упражнения мышц и нервов и импульсе избегания непосредственных органических опасностей, таких, например, как столкновение, падение с обрыва или зависание над пропастью. Избегание боли, по-видимому, является общим импульсом, родственным избеганию опасности. 

 

 

Постоянные витальные последовательности, инкорпорированные во все культуры

 

(А) ИМПУЛЬС ® (Б) ДЕЙСТВИЕ ® (В) УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Побуждение к дыханию; жажда воздуха. Вдыхание кислорода. Удаление из тканей углекислого газа.
Голод. Поглощение пищи. Насыщение.  
Жажда. Погложение жидкости. Утоление жажды.
Сексуальный голод. Совокупление. Удовлетворение.
Усталость. Отдых. Восстановление мышечной и нервной энергии.
Жажда деятельности. Активность. Утомление.
Сонливость. Сон. Пробуждение с восстановленными силами.
Давление в мочевом пузыре. Мочеиспускание. Снятие напряжения.
Давление в толстой кишке. Дефекация. Облегчение.  
Испуг. Бегство от опасности. Расслабление.
Боль. Избегание боли при помощи эффективного действия. Возвращение в нормальное состояние.

 

Во второй колонке мы перечисляем физиологические действия, соответствующие каждому из импульсов. Это, быть может, наименее изменчивый компонент последовательности, наименее зависящий от культурных влияний и мотивов. Вдыхание воздуха и поглощение пищи, акт соития, сон, отдых, мочеиспускание, дефекация - все это такие явления, которые можно описать в терминах анатомии, физиологии, биохимии и физики. Возможно, правильнее было бы сказать, что каждому из процессов можно дать минимальное определение в терминах анатомии и физиологии, хотя даже здесь имеют место определенные культурные модификации.

В последней колонке мы указываем конечные результаты физиологических действий, соответствующие первоначальным импульсам. Здесь мы, опять-таки, обнаруживаем, что благодаря действиям, приводимым в средней колонке, в человеческом теле происходит изменение, порождающее в тканях совершенно определенные состояния, внутренне ощущаемые как облегчение, освобождение, удовлетворение. С точки зрения наблюдаемого поведения мы должны были бы определить их как органическое успокоение, возвращение к нормальной привычной деятельности (например, в случае дыхания) или переключение на другие задачи (например, в случае бегства). Что касается сексуального импульса, то здесь возникает состояние, обычно определяемое психологами и физиологами как удовлетворение.

В этой связи следует, однако, заметить, что соитие, будучи по сути инстинктивным действием и принося временное успокоение обоим вовлеченным в него организмам, при определенных условиях становится начальной точкой другого чрезвычайно важного биологического процесса. Эффективное соитие вызывает в одном из двух организмов процесс беременности. Здесь мы имеем сложную биологическую последовательность событий, в ходе которой появляется новый организм, сначала обитающий в материнском теле, а впоследствие отделяющийся от него в акте рождения и начинающий отчасти независимую карьеру онтогенетического развития. Процесс развития - сначала внутриутробного, а затем индивидуального - также является биологическим фактом, связанным со множеством импульсов и потребностей; его тоже можно отнести к биологическим детерминантам культуры. Однако в данном случае мы не можем поместить рост организма в рубрику импульсов, хотя он явно предполагает ряд дополнительных импульсов (особенно в период младенчества) и, несомненно, связан с появлением определенных импульсов на тех или иных стадиях развития. Мы коротко рассмотрим это позднее, когда займемся определением связи между импульсом, или побуждением, и потребностью.

Все это мы говорим для того, чтобы установить смысл выражения “природа человека”. Мы показали, что биологический детерминизм навязывает человеческому поведению ряд неизменных последовательностей, которые должны быть инкорпорированы в любую культуру, какой бы рафинированной или примитивной, сложной или простой она ни была. Мы уже ранее подчеркивали, что все три фазы присутствуют в каждой культуре, а их сочленение является постоянным и неизменным, равно как и минимально необходимая физиологическая природа каждой из этих фаз. Каждая из этих трехчленных витальных последовательностей необходима для выживания организма, а что касается полового соития и беременности, то и для воспроизводства сообщества. Очевидно, что анатомические, биологические и физические аспекты этих процессов не являются для науки о культуре предметом первостепенного интереса. Однако исследователь культуры должен подчеркивать этот сущностно физиологический базис культуры. Для решения своих теоретических и практических задач антропология как теория культуры должна работать в тесном сотрудничестве с теми естественными науками, которые могут дать свои специфические ответы на стоящие перед нами вопросы. Так, например, при изучении различных экономических систем, связанных с производством, распределением и потреблением продуктов питания, проблема, исследуемая диетологом или физиологом питания, фундаментальным образом связана с работой антрополога. Специалист по питанию может рассчитать оптимальный рацион в виде количества белков, углеводов, минеральных солей и витаминов, необходимых для поддержания в добром здравии человеческого организма. Однако этот оптимум должен определяться отдельно для каждой культуры. Ибо его можно определить лишь в сопоставлении с количеством затрачиваемого мышечного и нервного труда, сложностью выполняемых задач, потенциальными напряжениями и усилиями, требуемыми от своих членов данной культурной конфигурацией. В то же время идеальная формула, находимая диетологом, не имеет ни теоретического, ни практического значения, если мы не можем связать ее с ресурсами среды, системами производства и возможностями распределения[147].

Здесь я обобщаю тот тип исследования, с которым на протяжении нескольких лет была сопряжена моя работа в Международном институте африканских языков и культур. Когда африканская рабочая сила привлекается на предприятия европейцев, будь то шахты, плантации или заводы, обычно оказывается, что рабочие недополучают питания в сопоставлении с теми усилиями, которые им приходится вкладывать в свою работу. В ходе специализированных исследований различных африканских племен обнаружилось также, что в условиях новых напряжений, проистекающих из общего культурного изменения, их продовольственная обеспеченность, в прошлом достаточная, становится неадекватной. Таким образом, даже в практической и прикладной антропологии анализ, которого мы здесь придерживаемся, вышел из стадии благих пожеланий и вступил в стадию актуального исследования.

Теоретическая значимость данной проблемы должна привести к несколько иному обмену вопросами и ответами, скажем, между биологом и исследователем культуры. Для нашего сравнительного исследования организованного человеческого поведения имело бы величайшее значение, если бы нам удалось узнать у тех, кто изучает сравнительную человеческую анатомию и физиологию и их зависимость от среды, в каких пределах человеческие организмы могут оставаться в удовлетворительном рабочем состоянии с точки зрения потребления пищи, кислорода, температурного диапазона, уровня влажности воздуха, т. е. узнать, каковы те минимально необходимые условия физической среды, с которыми совместимы рост, обмен веществ, защита от микроорганизмов и достаточное воспроизводство. Что касается, например, последнего пункта, то здесь имеется серьезная проблема депопуляции, более или менее быстрого вымирания одних примитивных рас и культур и выживания других, которую научная антропология не может обойти стороной. Одних только гинекологических исследований или даже просто физиологической теории воспроизводства здесь, вероятно, будет недостаточно. Связь между целостным организмом (особенно тем, что происходит в нервной системе) и “волей к жизни”, или “волей к воспроизводству” - вопрос, поднятый такими исследователями, как Дж. Х. Лейн-Фокс Питт-Риверс, и некоторыми физическими антропологами, - все еще ждет своего решения.

Между тем, в рамках нынешнего анализа нам необходимо лишь установить то, что витальные последовательности, подытоженные в нашей таблице, должны быть прежде всего определены биологически. Они связаны с культурой в первую очередь посредством переопределения импульсов, а также тем, что удовлетворение импульса - или, как сказали бы некоторые бихевиористы, подкрепление побуждения - представляет собой постоянный психологический и физиологический фактор, контролирующий человеческое поведение в широком многообразии детерминированных традицией форм деятельности. Мы сможем ясно увидеть, что целые области чрезвычайно сложной и дифференцированной культурной деятельности как на примитивном, так и на высокоразвитом уровне все как одна более или менее непосредственно связаны с теми витальными последовательностями, которые мы перечислили. Идея эта, разумеется, не нова. Некоторые влиятельные системы философии культуры, или общие интерпретации человеческого поведения, ставившие во главу угла тот или иной основной принцип, брали ту или иную из указанных нами витальных последовательностей и пытались показать, что именно она является первичным побудительным мотивом человечества в целом. Марксистская система предполагает, что первооснову всей человеческой мотивации составляет последовательность “голод ® питание ® насыщение”. Материалистическое толкование истории выдвигает на передний план отчасти фундаментальную потребность в питании, отчасти значимость материальной культуры, т. е. богатства, в особенности его производительного аспекта. Зигмунд Фрейд и его последователи превратили побуждение, которое мы здесь назвали сексуальным голодом, в несколько метафизическое понятие либидо и попытались объяснить большинство особенностей социальной организации, идеологии и даже экономических интересов инфантильными фиксациями либидинозных побуждений. В этот процесс они также включили деятельность толстой кишки и мочевого пузыря; тем самым они свели движущие силы развития человечества к тем областям и процессам, которые сосредоточены у человека ниже пояса. Тем не менее, факт остается фактом: человеческий организм анатомически и физиологически дифференцирован, и в силу этого должна поддерживаться автономия различных импульсов. Каждое побуждение управляет особым типом поведения, и каждая витальная последовательность в значительной степени независима от других.

Что касается проблемы формы и функции, то можно показать, что мы в силах определить и ту, и другую уже на данном уровне анализа. Каждая из указанных нами витальных последовательностей имеет определенную форму. Каждую можно описать в терминах анатомии, физиологии и физики. И минимально необходимое утверждение о том, каким должно быть результирующее поведение, порождаемое побуждением и ведущее к удовлетворению - утверждение в категориях естественной науки, - как раз и есть определение формы такой витальной последовательности. Что касается функции, то для физиолога это прежде всего связь между состоянием организма до выполнения действия и изменением, которое вызывается этим действием и ведет к нормальному состоянию спокойствия и удовлетворения.

Функцию, с точки зрения этого простейшего и фундаментальнейшего аспекта человеческого поведения, можно определить как удовлетворение органического импульса при помощи соответствующего действия. Форма и функция, несомненно, теснейшим образом связаны друг с другом. Невозможно рассматривать одну в отрыве от другой. Например, в случае дыхания, с точки зрения человеческого тела, “формой” может быть вдыхание воздуха. Но если окружающая атмосфера не содержит достаточного количества кислорода или содержит избыточное количество угарного газа или иных ядовитых веществ, то результат действия будет совершенно отличным, нежели от вдыхания свежего воздуха. Можем ли мы тогда говорить, что одна и та же форма представляет различные функции? Безусловно, нет. В наше определение формы мы включаем не только центральный акт витальной последовательности, но также первоначальное состояние организма, условия среды и конечный результат действия, т. е. то, что происходит с организмом при взаимодействии с факторами среды. Когда в легкие проникает ядовитый газ, форма микрофизиологических процессов, несомненно, отличается от окисления. Иными словами, здесь мы имеем дело с различием функции, поскольку изменилась вся форма процесса в целом. Формой здесь, с точки зрения внешнего поведения, будет не организм, дышащий некоторое время и достигающий в результате этого состояния нормального удовлетворения благодаря возобновлению запаса кислорода в тканях, а состояние коллапса, радикально иное как с точки зрения тотальной активности, так и с точки зрения состояния живых тканей. Можно было бы сказать, что при установлении витальной последовательности формальный подход соответствует методу наблюдения и регистрации данных, в то время как функция есть повторное утверждение о том, что произошло, с точки зрения научных принципов, почерпнутых из физики, биохимии и анатомии, т. е. полного анализа органических процессов и изменений в среде. Правомерно разграничить эти два понятия, поскольку они соотносятся с различными методами наблюдения и операциональными инструментами. В анализе человеческого поведения, варажающегося в любой из перечисленных нами витальных последовательностей, важно не упустить из виду ни форму, ни функцию.

Антрополог, которому приходится изучать импульсы не в рамках их минимального определения, предоставляемого физикой и биологией, а в качестве аспектов органического поведения, инкорпорированных в культуру, должен переопределить понятия формы и функции; тем самым оба понятия приобретают для него дополнительную сложность, а равно с ней и менее самоочевидную ценность и полезность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: