Искусство и художественная картина мира

ИСКУССТВО

И

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА

ХРЕСТОМАТИЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

                             ЧАСТЬ IV

 

 

Пермь 2005

 

 

ББК 71.0

Х 17

 

 

Хрестоматия по культурологии. Часть IV. Искусство и художественная картина мира. / Сост: О.Козлова. – Пермь: изд-во ЗУУНЦ, 2005. -  с.

 

Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Культурология» и предназначена для студентов высших учебных заведений.

Издание второе, дополненное.

 

 


 

 

                                               ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 


ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА

Определяя искусство, полагают, что это или подражание природе (Аристотель, Н.Буало), или магический ритуал (К.Леви-Брюль); «образное мышление» (Г.Гегель, В.Белинский), или игра воображения (Ф.Шиллер, Р.Коллингвуд, Й.Хёйзинга). Возможно, - это «система чувственных объектов, обладающая бесполезностью и произвольностью» (П.Валери). Но как бы ни различны были точки зрения мыслителей на определение искусства, смысл его в том, чтобы творящий  и, соответственно, воспринимающий могли обнаружить за горизонтом повседневности иные координаты – модели мира и актуализировать их в своем опыте.

Художник подобен пророку. Не случайно греческие философы были поэтами (Платон, например), а поэты, художники всех времен ощущали свое избранничество. Сотворение художественного текста подобно молитве, оно поднимает человека на внутреннюю высоту, с которой дробный мир видится как единое целое.

 

Существует множество художественных картин мира. Автор, живущий в определенном хронотопе (мифологическом, религиозном или рациональном), выстраивает свой смысловой мир, в котором эти хронотопы причудливо пересекаются и совмещаются. Художественная картина мира оживает в тот момент, когда «другой» (терминология Мих. Бахтина) принимает авторское видение мира как свое и распоряжается им по собственному усмотрению, то есть до мысливает, пере страивает и, наконец, присваивает его. Именно так можно понимать выражение М.Цветаевой: «мой Пушкин».

Художественная картина мира не может быть навязана. Насилие со стороны искусства ведет к обоюдному отчуждению: авторский текст не поддается восприятию «другого», а «другой» - избегает общения с искусством.

Искусство как вид духовной деятельности человека связано с сотворением личности, с движением от «Я» повседневного к «Я» высшему – своей истинной сущности (см., например, работу А.Мелик-Пашаева). Как писал Б.Пастернак, «искусство в объятия первого желающего не падает». Условно можно представить искусство в виде вавилонской башни (этот образ использует А.Генис в разговоре о современном искусстве) или пирамиды. При этом основание пирамиды будет являть собой «массовое искусство», которое строится вокруг зрителя – потребителя, а вершина – элитарное, «высокое искусство», строящееся вокруг художника – творца. Не случайно живший еще в V веке Августин Блаженный полагал, что «единственным признаком благородства скоро станет знание литературы». Человек, сознательно идущий путем духовного развития и имеющий желание подняться к вершинам собственного «Я», должен овладеть базовыми знаниями об искусстве, включающими следующие представления:

■ Стиль в искусстве – совокупность главных художественных особенностей в творчестве автора, проявляющихся в выборе темы, идеи, а также изобразительно-выразительных средствах, в исполнении. Например, можно говорить о поэтическом стиле И.Бродского или художественном стиле Леонардо да Винчи. Стилевое единство существует и в культуре определенной эпохи. Например, в культуре XVII века  складывается Классицизм как единый большой стиль.

■ Язык искусства – совокупность средств и приемов создания художественного образа, опирающаяся на традицию и связанная с определенными видами искусства. Например, язык архитектуры или поэтический язык.

Образ – субъективное видение объективного мира. Воспользуемся тезисом М.Бахтина: «Образ должен быть понят как то, что он есть, и как то, что он обозначает». Образная природа искусства для многих исследователей этой формы культуры выступает в качестве ключевого понятия.

■ Символ – есть знак, через частное представляющий всеобщее. Это своеобразное знаковое замещение определенного культурного порядка. В религиозном искусстве и в искусстве начала ХХ века (символизм) символ выступает в качестве языка для посвященных.

 

Искусство постоянно изменяется: изменяются его виды и жанры, обновляются языки и авторские стили. Бесконечно видоизменяются тексты, попадая в новый культурный контекст. «У каждого смысла будет свой праздник возрождения», - писал М.Бахтин. На удивление современно звучат сегодня и многие размышления об искусстве, имеющие отношение к иным векам и культурным эпохам.   Благодаря этой тенденции искусства к движению у человека сохраняется ощущение мира как вечно нового и молодого, а оригинальность восприятия побеждает банальность и стандартность.

 

Тексты, представленные в Хрестоматии, освещают основные проблемы искусства и художественной деятельности, такие как: сущность искусства (см. работы Р. Коллингвуда и П. Валери); традиции и новаторство в искусстве (см. работы Т. Адорно и И.Бродского). Вопрос о таланте и гениальности разрабатывается в трудах И.Канта, Т. Адорно и современного исследователя А.Мелик-Пашаева. Особый интерес представляют тексты таких авторов, как Ж.П.Сартр, О.Хаксли, Г.Гессе, в которых анализируется процесс восприятия и выстраиваются типологии «читателя». Художественные поиски XX века представлены работами В.Брюсова, В.Кандинского и других мастеров искусства.

Подбор текстов для Хрестоматии определяется читаемым курсом культурологии для студентов гуманитарных и технических специальностей  и далеко не полно охватывает весь спектр изучаемых проблем.

 

 


 РОБИН ДЖОРДЖ КОЛЛИНГВУД


Коллингвуд Робин Джордж (1889–1943) – английский философ, историк, теоретик искусства. Основные труды автора - профессора Оксфордского университета – были опубликованы в 30-х - начале 40-х годов. Книга «Принципы искусства» датируется 1938 годом. Однако эстетические идеи Коллингвуда не могут не привлечь внимания читателя и сегодня.

 

 

      СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

 

 <...> Сотворение чего-то означает создание нетехническим образом, од­нако сознательно и по собственному желанию. Изначально слово сгеаге означало «порождать, давать потомство», у испанцев и сейчас ребенок зовется criatura. Акт произведения потомства - добровольный акт, и те, кто в нем участвуют, отвечают за это действие, однако для него не требуется никакого особого уменья. Этот акт не обязательно совершается (в отли­чие от монарших браков) как средство для достижения намеченной цели. Он может и не делаться <…> в соот­ветствии с заранее составленным планом. Он не может делаться (что бы ни говорил по этому поводу Аристотель) путем наложения новой формы на существовавшую до этого материю. Именно в этом смысле мы гово­рим о сотворении беспорядков, потребностей или политических систем. Человек, совершающий эти действия, поступает так добровольно, он дей­ствует с полной ответственностью, но при этом он не обязательно стре­мится к какой-то определенной окончательной цели, не обязательно следует заранее составленному плану и, разумеется, он не преобразует ничего, что может быть названо собственно исходным материалом. Именно в этом смысле (как утверждают христиане и отрицают неоплатоники) Бог сотворил мир.

Если таково устоявшееся значение рассматриваемого слова, долж­но быть ясно, что, когда мы говорим о художнике, создающем стихотворение, пьесу, картину или музыкальное произведение, созидание, о кото­ром идет речь, как раз и относится к тому, что называют творчеством. Как мы уже знаем, все эти вещи, если они являются произведениями подлинного искусства, не создаются в качестве средства для достижения цели, они делаются без предварительного плана, они не делаются путем наложения новой формы на существующую материю. И, тем не менее, они делаются свободно и сознательно людьми, которые знают, что делают, хотя и не знают заранее, что из этого получится.

     
Сотворение, которое богословы приписывают Богу, имеет одну и только одну особенность. Своеобразие того акта, посредством которого, как говорят, Бог создал мир, многие находят в том, что Бог создал мир «из ничего», то есть не располагая никакой материей, на которую мож­но было бы наложить новую форму. Однако такое суждение говорит о путанице в мыслях. В этом смысле любое творчество - это творение из ничего. Истинная специфика деяния Бога состоит в том, что в этом акте не было не только предпосылок в форме материи, которую можно было бы преобразовать, но не было вообще никаких предпосылок. Именно этим божественная ситуация отличается от сотворения ребенка, от тво­рения безобразий или от сотворения произведения искусства. Для того чтобы можно было сотворить ребенка, должен существовать целый мир органического и неорганического вещества, и не потому, что родители создают ребенка из этого вещества, но потому, что ребенок может родиться (равно как и его родители могут существовать) только в таком мире. Для того чтобы можно было творить безобразия, должны существовать люди, которых это могло бы оскорбить, а человек, творящий безобразия, должен совершать какие-то действия, видоизменение которых в ту или иную сторону могло бы оскорбить окружающих. Для того чтобы было сотворено произведение искусства, будущий художник (как мы уже ви­дели в предыдущей главе) должен носить в себе невыраженные эмоции, а также иметь все необходимые средства для их выражения. Во всех этих случаях, когда творение совершается конечными существами, совершенно очевидно, что эти существа, будучи конечными, должны преж­де всего оказаться в обстоятельствах, позволяющих совершить акт творчества. Поскольку предполагается, что Бог - существо бесконечное, считается, что приписываемое ему творение не требовало всех этих пред­варительных условий.

    Метафизика – философское учение о выходящих за пределы опыта, недоступных ему принципах бытия.    
Итак, теперь, когда я говорю об отношениях художника с произведением искусства как об отношениях творца с тварью, я не могу изви­нить тех неразумных людей, которые думают, в похвалу или в осуждение моих представлений, что я возношу роль искусства до уровня чего-то божественного или делаю художника подобием Бога.

 

 

ТВОРЧЕСТВО И ВООБРАЖЕНИЕ

 

Теперь перейдем к следующему разграничению. Все вещи, перечисленные выше в качестве творимых вещей, являются тем, что мы в обихо­де называем реальными вещами. Произведение искусства не обязатель­но должно быть тем, что мы называем реальной вещью. Оно может быть тем, что можно называть воображаемой вещью. Беспорядки, дебош, воен­но-морской флот и т. п. вообще не сотворяются, пока они не сотворены как вещи, присутствующие в реальном мире. Однако произведение ис­кусства может быть полностью сотворено как вещь, единственное место которой - в сознании художника.

Здесь, я опасаюсь, к нам придерется какой-нибудь метафизик. Он напомнит мне, что различие между реальными вещами и вещами, существующими только в нашем сознании, - это различие, которому он и его коллеги уделяли огромное внимание. Они думали о нем столь долго и столь напряженно, что оно потеряло всякий смысл. Некоторые из них решили, что вещи, которые мы называем реальными, существуют только в нашем сознании, другие пришли к выводу, что вещи, о которых мы говорим, что они в нашем сознании, тем самым становятся такими же реальными, как и все остальное. Похоже, эти две секты ведут друг с другом беспощадную войну и всякий, кто вмешается в нее, неосторожно воспользовавшись словами, вокруг которых кипит схватка, будет осаж­ден обеими воюющими сторонами, которые разорвут его на части.

    Артефакт(от лат. artefactum) –искусственно сделанное.      
Я и не надеюсь умилостивить этих джентльменов. Мне остается только сохранять мужество, успокаивая себя, что, даже если я буду продолжать свои речи, они меня все-таки не съедят. Если инженер уже решил, как будет строить мост, но еще не сделал на бумаге никаких чертежей или спецификаций, не обсудил ни с кем свой план и не предпри­нял никаких шагов к его выполнению, мы обычно говорим, что мост существует только у него в голове. Когда мост уже построен, мы говорим, что он существует не только в его голове, но и в реальном мире. Мост, «существующий только в голове у инженера», мы также называем воображаемым мостом, а мост, «существующий в реальном мире», мы назы­ваем реальным мостом.<…>

 

Подобное разграничение применимо и к таким вещам, как музыка. Если человек сочинил мелодию, но не записал ее, не спел, не сделал ничего, что превратило бы ее в достояние общественности, мы говорим, что эта мелодия существует только в его сознании или в его голове как мелодия воображаемая. Если он споет или сыграет ее на музыкальном инструменте, издав последовательность слышимых звуков, мы назовем эту последовательность реальной мелодией, в отличие от воображаемой.

Когда мы говорим о создании артефакта, мы имеем в виду создание реального артефакта. Если инженер говорит, что построил мост, а потом окажется, что этот мост в виде плана существует только у него в голове, мы сочтем его лжецом или дураком. Мы скажем, что он создал не мост, а только его план. Если же он скажет, что создал проект моста, а потом окажется, что еще ничего не изложено на бумаге, мы не обязательно будем думать, что он нас обманул. План - это такая вещь, которая может существовать только в человеческом сознании. Как правило, ин­женер, создающий в уме план, одновременно делает на бумаге наброски и заметки, однако план не состоит из того, что мы зовем «планами», то есть из этих листов бумаги с записями и эскизами. Даже если инженер перенесет на бумагу полные спецификации и рабочие чертежи, бумага с чертежами еще не будет планом - она служит только для сообщения людям (и самому себе, поскольку памяти доверять нельзя), что представляет собой план. Если эти спецификации и чертежи будут опубликованы, например, в трактате по строительному искусству, всякий чело­век, читающий с пониманием этот трактат, будет обладать планом упомянутого моста в собственной голове. Таким образом, план становит­ся общественным достоянием, хотя, называя его общественным, мы имеем в виду только то, что он может попасть в сознание многих людей - тех, которые с пониманием прочитали книгу, где опубликованы специфика­ции и чертежи.

     
В случае с мостом мы имеем еще один этап. План может быть «исполнен», то есть мост может быть построен. Когда это совершено, говорят, что план «воплощен» в построенном мосте. Он начинает существовать в новом качестве - не только в сознании людей, но в камне и бетоне. Из состояния просто плана, существующего в головах людей, он становится нормой, наложенной на материал. Оглядываясь назад с этой точки зрения, мы теперь можем сказать, что план инженера представлял собой форму моста без ее содержания, а говоря, что инженер имеет в голове план, мы будем иметь в виду, что в его сознании существует фор­ма законченного моста без ее содержания.

Создание моста представляет собой наложение этой формы на ма­териал. Когда мы говорим, что инженер создает план, мы используем слово «создает» в смысле, эквивалентном смыслу слова «творит». Создание плана моста - это не наложение определенной формы на какой-то материал, это созидание, которое ничего не преобразует, то есть это творче­ство. Такое созидание обладает и другими характерными чертами, отличающими творчество от изготовления или фабрикации. Оно не обязательно должно быть средством для достижения какой-то цели, поскольку человек может создавать планы (например, для иллюстрирования учебника по строительному делу) без намерения их воплотить. В данном случае создание планов не является средством для создания учеб­ника - оно представляет собой часть работы по созданию учебника. Кроме того, человек, создающий план, не обязательно должен выносить план создания этого плана. Он может сделать и так: он может, например, запланировать учебник, для которого требуется образец железобетонно­го моста с одним пролетом в 150 футов, который будет нести двухколей­ный железнодорожный путь, а над ним еще и шоссейную дорогу. Он может разработать план такого моста для того, чтобы он занял в книге заранее отведенное место. <…>

       
Создание артефакта или работа согласно правилам ремесла состоит, таким образом, из двух этапов. (1) Создание плана, которое представляет собой творчество. (2) Наложение этого плана на определенный материал, что представляет собой изготовление или фабрикацию.

 

Теперь рассмотрим случай творчества, когда то, что сотворяется, не является произведением искусства. Человек, творящий беспорядки, не обязательно должен (хотя и может) действовать по плану. Он не обязательно должен (хотя, разумеется, может) творить беспорядки как сред­ство для какой-то конечной цели, например, чтобы вынудить правитель­ство уйти в отставку. Он не может преобразовывать существовавший ранее материал, поскольку не существует ничего такого, из чего можно было бы «изготовить» беспорядки, хотя он может делать это лишь пото­му, что уже находится или пребывает (как неизбежно пребывают все конечные существа) в какой-то определенной ситуации, например, при­сутствует на политической демонстрации. Однако то, что он творит, не может быть чем-то, что существует только в его сознании. Беспоряд­ки - это всегда что-то касающееся сознания тех людей, которых оно задевает.

А теперь рассмотрим пример с произведением искусства. Когда человек сочиняет мелодию, он может (очень часто так и происходит) одновременно напевать ее или наигрывать на инструменте. Он может не делать ничего этого, а записывать ее на бумаге. Может он одновременно и напевать ее, и записывать. Кроме того, все это он может проделывать при свидетелях, так что мелодия при самом своем рождении становится общественным достоянием, подобно только что рассмотренным нами беспорядкам. Однако все это аксессуары (хотя некоторые из них очень важ­ны) реальной работы. Настоящее создание мелодии - нечто, происходя­щее только в голове у музыканта, и больше нигде.

     
Я уже сказал, что вещь, «существующую только в голове одного человека, и больше нигде», можно назвать воображаемой вещью. Тогда создание мелодии можно назвать созданием воображаемой мелодии. Это такой же пример творчества, как и создание беспорядков (объяснение этого мы уже не будем повторять). Итак, создание мелодии - пример творчества в воображении. То же определение применимо и к созданию стихотворения, картины и любого другого произведения искусства.

Как мы видели, инженер, создавая в голове план, может заниматься еще одним делом, которое мы называем «разработкой плана». В этом смысле его планы - рисунки и записи на бумаге - являются артефактами и созданы для определенной цели - для информирования всех других и для напоминания себе о том, что представляет собой воображаемый план. Создание этих записей не является творчеством в воображе­нии - на самом деле это вообще не творчество. <…>

 Композитор, создав мелодию, может заняться другими делами, на первый взгляд напоминающими творчество: он может приступить к тому, что называется «обнародованием». Он может исполнять свою мелодию, может ее записать, давая возможность другим обрести в своем сознании то, чем он уже обладает. Однако то, что написано или напечатано на нотной бумаге, не является мелодией. Это лишь некий предмет, который, будучи достаточно внимательно изучен, даст возможность другим (или самому автору, если его подведет память) воссоздать эту мелодию в своей собственной голове.

Таким образом, взаимосвязь между созданием мелодии в уме и записью ее на бумаге совершенно отличается от связи (в случае с инженером) между созданием плана моста и выполнением этого плана. План инженера оказывается воплощен в мосте, по сути он является формой, которую можно наложить на определенный материал, и, когда мост уже готов, форма в нем присутствует как способ организации исходного ма­териала. А вот музыкальной мелодии в нотной записи нет. На бумаге остаются только нотные знаки. Связь между музыкой и нотной записью отличается от связи между планом и мостом - скорее, она похожа на связь между планом и чертежами, поскольку и они, в отличие от готового моста, не воплощают в себе план, а являются лишь записью, из кото­рой абстрактный или еще не воплощенный план может быть реконстру­ирован в сознании человека, изучающего его.<…>

  ? Каковы предпосылки художественного творчества ? В чем различие технического и художественного творчества ? Что такое воображение и какова его роль в создании артефактов искусства        


Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства.   М., 1999. С.17–18; 126–131.

 

      Тициан (ок. 1476/1489-1576), итальянский живописец, глава венецианской школы.
ПОЛЬ ВАЛЕРИ

 

 Валери Поль (1871-1945) – французский поэт, автор знаменитой поэмы «Юная Парка» (1917), моралист, критик, мыслитель. В 1925 г. Валери был избран членом Французской Академии, позднее он становится профессором Коллеж де Франс, где специально для него была учреждена кафедра «поэтики». «Бессмертный» президент французского Пен–клуба, председатель и оратор многих комитетов и конференций, Валери оставался прежде всего поэтом и писателем проницательной мысли и несравненного вкуса.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: