Влияние нарушений зрения на развитие восприятия

Нарушения функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.
• Нарушение функции цветоразличения проводит к невозможности различения одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.
• Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.
• Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.
• Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.

 

Слабовидение отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его (А. Г.Лигвак, Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, В. А. Феоктистова и др.).
При слабовидении

-  образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов,

-  дети затрудняются в установлении причинноследственных связей,

- у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего.

Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.
1) Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.
2) У таких детей возникает меньше трудностей в овладении эталоном цвета (они могут возникнуть при восприятии коротковолновой части спектра — сине-фиолетовых тонов), больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», «пространство».
3) При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, локализовывать (вычленять) заданную величину оценивать расстояние между предметами.

Л. В.Егорова из журнала "Дошкольная педагогика."


 










Тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения

Разработаны разнообразные тифлотехнические средства для компенсации нарушения зрения, которые используются при обучении, в быту, при ориентировке и передвижениях:

1. Оптические увеличительные средства (лупы, специальные очки, линзы). Специальные компьютерные программы, обеспечивающие увеличение экранного изображения.
2. Компенсирующие средства: трость прямая, трость складная, диктофоны, звуковые компьютерные программы, Брайлевский дисплей, прибор для письма, прибор для письма шрифтом Гебольда, Брайлевские машинки, озвученные книги, читающие машины и др.
3. Информационные носители: озвученные книги на кассетах, Брайлевские книги и журналы.
4. Предметы быта: Брайлевские часы и будильники, говорящие часы, перфокарточная бумага, дозаторы, говорящие весы и т. п..
5. Учебные предметы: специальные бумага, циркули и линейки, сантиметр с насечками, прибор для рисования, прибор для черчения (Семевского), чучела птиц и животных, рельефные карты, звуковые калькуляторы и мячи и пр.
6. Для ориентировки в пространстве: звуковые светофоры, трости и очки, «птичка» у входной двери и др.

Необходимо не только обучать детей пользоваться вспомогательными средствами, но и бережно с ними обращаться.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: