К организационно-производственной

трактовке.

108. Инженерные и технические силы, прикрепленные к органам подготовки и стоящие на командных местах в производстве, должны быть привлечены не только как преподаватели, а как

Организаторы авангардных групп

с новыми производственными методами, о которых говорилось выше в разделе общей трактовки проблемы подготовки рабсилы (69).

 

к) Профессии

109. Количественный объем профессий, охватываемых подготовкой, должен выводиться на основании анализа периода реконструкции, сравнительной высоты развития отдельных отраслей промышленности, относительного значения профессий, как в обслуживании, так и в развитии производства.

110. Здесь особо необходимо опасаться трафаретных суждений, а что еще опаснее —

Импрессионизма

в оценке значения этих профессий.

111. Особо поучительные выводы надо извлечь из трактовки важности двух профессий, занимавших внимание общественных кругов. Таковы профессии

Слесаря и сталевара.

112. После огромного увлечения слесарями стало популярно отрицательное к ним отношение. А между тем решение вопроса надо искать

В дифференциации

этой старейшей ремесленной профессии и обратить внимание на важнейшие из новых слесарных профессий, имеющих определяющее значение для периода реконструкции: машиностроительные слесари (и в частности, по станкам-орудиям), монтеры и ремонтеры, инструментальщики (отнюдь не исключительно по ходовому инструменту), лекальщики и шаблонщики, и особенно слесари по приспособлениям»

113. Эти новые образования являются не чем иным, как

новым образованием типа Б,

чрезвычайно важным для периода реконструкции. Они на наших глазах комплектуются из старого ремесленного слесаря и в общем отрицательном отношении к слесарям рискуют быть выброшенными из поля зрения органов, подготавливающих рабсилу.

114. Дискуссия о сталеварах поучительна в том смысле, что на общий вопль производства о важности горячих профессий органы подготовки ответили «сталеварной кампанией», которая оказалась не больше, чем литературной кампанией. Сталевар—это такая профессия, в которой наряду с чисто технической квалификацией требуется определенная

Квалификация характера

(хладнокровие, благоразумие, умение обращаться с подручными и т. д.), которая явно не гармонирует с характером подростка.

115. Увлечение горячими профессиями представляет собой наиболее крупный пример планового импрессионизма, чреватого большими последствиями,

116. При комплектовании списков профессий, кроме чисто производственных моментов, необходимо принимать во внимание именно моменты

Социального и территориального тяготения

населения к промышленности. Стоит только сопоставить сравнительно подвижную рабочую силу в холодной обработке металла и резко стационарную в текстиле и металлургии, чтобы эта проблема стала ясной.

117. В настоящее время проблему определения профессий, нужных для производства, надо решать путем привлечения к этому делу крупных фабзавучей по холодной обработке металла, крупных фабзавучей по металлургии, крупных фабзавучей по текстилю, ЦИТа, Наркомтруда и обязательно

Заведующих производствами

крупнейших предприятий.

 

л) Количество

118.Метод выведения количества надо

Резко отграничить

и от брони, которая диктуется непроизводственными соображениями, и от теоретических вычислений процентов воспроизводства рабсилы,

119. Если установка органов подготовки останется обычная, как «воспроизводительная», то ничего, кроме

Катастрофического принижения

цифры подготовки, ожидать нельзя.

120. Если же встать на точку зрения обновления рабочей силы (именно в период реконструкции), то, наоборот,

Необходимо расширить

существующие количества, по крайней мере, в главнейших отраслях промышленности (металл, текстиль, строительное дело).

 

м ) Возрасты

121. Кризис возрастов, который теперь уже признается широкими кругами учреждений и лиц, ведающих подготовкой рабсилы, является выражением противоречий между

Школьной (а вместе и ремесленной) постановкой

вопроса и объективными требованиями реконструируемого производства.

122. Для ремесла (и следуемой за ним ремесленной школой) характерны

Ранние возрасты

вхождения в производство, приближающиеся к детским. Эту тенденцию унаследовала от ремесла и часто доводила до крайних размеров капиталистическая фабрика. Это положение надо иметь в виду прежде всего.

123. Укреплению молодых (детских) возрастов благоприятствует и

Школьная форма

подготовки (ориентирующаяся на школьные возрасты).

124. Эту же тенденцию укрепляет отсутствие

Трудового политехнизма

в школах соцвоса.

125. Реконструируемое производство не может мириться с этой детской формой подготовки и предъявляет требования на призывные и зрелые возрасты.

126. Если делать уступки в вопросе о юных (и детских) возрастах, то надо прямо установить, что это делается в соответствии (и объективно к поддержанию)

ремесленных форм производства,

а в значительной степени зависит от недостаточно совершенной системы общего образования (не политехнизированного).

127. Если не стоять на этой типично ремесленной и школьной позиции, то надо признать, что отстаивание малых возрастов при подготовке рабсилы неизбежно

Затягивает вовлечение молодежи

в производство, а тем самым затягивает реализацию прогрессивной идеи

омоложения пролетариата.

128. Вместо отстаивания детских возрастов в школы ученичества необходимо выдвинуть именно лозунг омоложения пролетариата, а вместе с тем

постепенное вытеснение возрастов преклонных,

наиболее косных в вопросах реорганизации производства.

129. Отсюда вывод: вместо отстаивания детски-юношеских возрастов в школы ученичества необходимо выдвинуть лозунг:

Вовлечение в производство призывных возрастов

и вывода из него возрастов преклонных.

130. В такой трактовке идея возрастов из реакционно-задерживающей превращается в революционно-производственную идею, ибо омоложенный пролетариат будет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: