всегда надо ставить в связь с организацией производства, а поэтому она не может быть признана определяющим моментом ремесленной квалификации.
85. В определении квалификации ремесленника требования скоростей, правильности приемов и организации работы важны лишь для определения
Будущих возможностей
ремесленника как кандидата в А или Б.
86. Для типа А и типа Б характерным квалификационным признаком является не точность работы (она должна регулироваться машиной и организацией труда), а
Производственные скорости
и
Качество обслуживания
рабочих мест, машин, инструментов и производственного потока.
87. в современной подготовке необходимо сделать
Серьезный крен
от чисто ремесленной подготовки на подготовку А и Б.
88. В подготовке рабсилы типов А и Б абсолютно невозможно руководствоваться «высотой» квалификации, обычно принятой у ремесленников, а исключительно потребностью в рабсиле нового типа для реорганизуемой промышленности. Здесь мыслима подготовка и переподготовка рабсилы даже для профессий
с минимальными требованиями.
г) Производственно -теоретическая квалификация
89. Школьная традиция, тяготеющая над этим вопросом, должна быть разбита
Аналитической трактовкой
объема знаний, выводимых функционально по формуле: установке — обработка — контроль.
90. Теоретическая квалификация должна быть построена
Как комментарий
или к установочно-производственным функциям, или к обработочным, или к контрольным.
91. Эти три линии допускают дальнейшую дифференциацию
В организационно-производственном разрезе
и создают
Гибкую сетку
для всяких приноровлений теоретических знаний в соответствии
С профессией,
Типом рабочего,
Высотой квалификации.
92. Существенно важным является вопрос о допустимости подачи теории в форме
Теоретических дисциплин
(замкнутых школьных курсов). Такая подача сведений, примитивная с точки зрения организации производства, допустима лишь для чистых ремесленников.
д ) Общеобразовательная квалификация
93. Нисколько не отрицая значения культурности рабсилы в развитии ее производительности, необходимо и в этом вопросе освободиться от общих смутных суждений, а при подготовке различных типов и квалификаций устанавливать предпочтительность определенных дисциплин, выведенных
Как дополнение
к производственно-теоретической квалификации.
94. Если при производственно-теоретической квалификации плодотворно определять ее объем и разрез производственно-аналитическими построениями, то в общеобразовательной квалификации, как дополняющей производственно-теоретическую, необходимо обращать внимание на дисциплины (в различных, конечно, масштабах), развивающих функции:
Учета,
Анализа,
Систематики,
Расчета.
95. Ориентировку не только на математику, но
И логику
мы выдвигаем именно исходя из высших производственных функций.
96. Умение расчленять, составлять графики, читать кривые, умение классифицировать — вот боевое содержание этой теории, которую можно и должно сделать
Доступной пониманию
даже малограмотному рабочему.
е) Политическая квалификация
97. При политическом воспитании, обязательном в той или иной степени для каждого гражданина, а тем более пролетария, необходимо обратить особое внимание на
популяризацию идей Маркса,
касающихся анализа и генезиса производственных форм.
98. Изложение Маркса как аналитика производства позволит установить не только правильный взгляд на рационализацию производства, но и позволит чисто политическое воспитание
Связывать
с глубокой трактовкой производственных вопросов.
ж) Учебные планы
99. В понятие «плана» необходимо внести строгую определенность; планом (обычно смешиваемым с программами) надо называть детально формулированный
объем квалификации,
сообщаемой обучаемому.
100. Самое построение учебного плана (плановые формулировки) необходимо проводить именно на основании
Аналитического определения
частных квалификаций, путем формулировок и измерений этой квалификации.
з) Учебные программы
101. Методика ЦИТа по мере своего развития создала определенную методологию составления программ (расписаний) обучения; она позволила, во-первых, стандартизировать эти программы, во-вторых, сообщить им гибкость и, наконец, в-третьих, позволила не только приноровить их к типам А и Б, но и ремесленную квалификацию располагать концентрами. Все это создает условия для такой общей
Формальной методологии
составления программ, при которой могут быть
Бесконечные вариации
в зависимости от совершенно конкретных плановых заданий.
102. Самым плодотворным приемом в построении программ «на ремесленника» необходимо признать
выделение разделов:
основных приемов, политехнизма (вспомогательные приемы), стержневого периода и узкой специализации. Это и является программным ключом для концентрического построения программ, а вместе с тем возможностью
Выпускать в производство
рабочую силу в разные периоды подготовки.
и) Инструкторы и преподаватели
103. Из предыдущего ясно, что главным организатором обучения должен быть
Инструктор,
а во главе учебного органа должен стоять инженер или техник.
104. Отсюда — внимание к инструктору. Если инструкторский персонал и дает примеры энтузиазма и преданности, то, в общем, он комплектуется из
Далеко не лучшей
по квалификации рабочей массы и совершенно не знаком с новейшими организационно-производственными методами.
105. В этом вопросе недопустим подход с полумерами, вроде так называемой переподготовки, а тем более с практикуемыми теперь срочными и краткосрочными (а потому небрежными) курсами. Особенно надо отнестись как к напрасной трате средств к чисто лекционной системе этих курсов.
106. По отношению к инструкторам должна быть поставлена несрочная переподготовка, а глубокая
подготовка их заново.
107. Точно так же должен быть изменен взгляд на инженерный технический персонал органов подготовки, на преподавателей производственно-технических дисциплин; отношение к ним не должно быть только пассивным «использованием» их технических знаний. Необходимо
И их подготавливать
к новой трактовке теоретических дисциплин именно






