являясь тогда особым учебным цехом данного предприятия, и в то же время (что особенно важно) цехом установки рабсилы данного предприятия.
у) Сроки
154. Четырехлетний срок обучения, принятый в фабрично-заводских школах, несомненно, является
наследием четырехлетнего ремесленного ученичества.
155. Убавление сроков с четырех на три в металле и с трех на два в текстиле не может быть оправданно именно в такой «круглой» форме.
156. Годовые стандарты обучения совершенно не гармонируют с огромным разнообразием видов рабочей силы в производстве, где даже не зависимо от каких либо методов обучения формирование квалификации идет
Не по ремесленно-корпоративному стандарту
а в самые разнообразные сроки.
157. Методика ЦИТа – одно из производных новейшей индустрии - еще более
Обострила
эти новейшие производственные тенденции и, сокращая сроки, вносит большое разнообразие и вариации в периоды формирования.
158. Сроки подготовки надо поставить
Вне всякой зависимости
и от ремесленных традиций «выдерживания в учениках», и вне зависимости от чисто школьных традиций. Как в современном производстве
Терпят крушение
всякие ремесленные «уроки» (и урочные положения), как там ежечасно и ежеминутно разьивается норма (да еще стандартная), принятая от ремесла, так и вподготовке рабочей силы необходимо
Подорвать традиции
ремесленных сроков с курсом на безостановочное сокращение сроков и углубления решающих моментов в деле подготовки.
159. Практическая работа ЦИТа по подготовке рабсилы и постоянное ее внутреннее клиническое изучение дают возможность получить
Полный анализ
всех составляющих обучения и все это время безостановочно разрешать уже не только общую (грубую) задачу о продолжительности обучения, но особо
Выделять труднейшие операции
по обработке рабсилы и все это время рационализировать отдельные периоды и элементы обучения. Стандартные ремесленные сроки с их казенными измерениями резко противоречат этой клинической тенденции.
ф) Вознаграждение обучающихся
160. В той заработной плате, которую получает обучающийся, наблюдается мучительное и для предприятия, и для обучающегося
Противоречие
трудно сказать, чего здесь больше — социального обеспечения или ремесленного принижения работника (специально пониженные тарифные ставки).
161. Было бы целесообразно строго отделить стипендии или
Пособия
в период учебной подготовки как таковой от
Заработной платы
производственного периода; причем последняя должна быть на одинаковых расценочных условиях с обычными работниками предприятия.
х) Стоимость обучения
162.. Средства, которые в настоящее время тратит государства на фабрично-заводское ученичество (в школах и цехах),
колоссальны.
Стоимость недвижимого имущества (строения и оборудования), несомненно, выражается в сумме, равнозначащей большим капитальным сооружениям нашего времени типа Волховстроя и Днепростроя.
163.Значительны средства, отпускаемые отдельными предприятиями и непосредственно по бюджету
На содержание этих школ.
Они выражаются, несомненно, в нескольких десятках миллионов рублей.
164. Значительность этих трат не может умаляться так называемыми производственными изделиями, ибо чем больше школы будут переходить на эти производства, неминуемо проводимые кустарными и ремесленными методами, тем более существование школ ставится под вопрос: школы при таких условиях лихорадочно должны биться за мелкие, истощающие их энергию заказы в ущерб выдержанному методу обучения и методу производства. Эта
Экономически защитная
позиция школ неизбежно делает из них очаги поддержания и возрождения реакционных ремесленных методов, а в сумме — солидного ремесленного производства, находящегося
В резком противоречии
со всей рационализаторской установкой периода реконструкции. Школы вместо воспитания в направлении новейших производственных методов, вместо активного (и авангардного) участия в рационализации неизбежно становятся на реакционно-замкнутую позицию.
165. Отсюда ясно, что надо признать совершенно правомерной
Позицию ЦИТа
(не только методику ЦИТа как таковую) в деле практического удешевления стоимости обучения и вместе с тем связи всего этого обучения с методами периода реконструкции.
166. Практическая работа ЦИТа, проводимая в порядке пионерства при тяжких организационных условиях, открывает не только пути к итоговому
общему удешевлению обучения,
но раскрывает источники удешевления по отдельным производствам, профессиям, функциям и обладает дальнейшими возможностями снижения.
ц) Руководство, контроль
167. Формы руководства подготовкой рабсилы должны быть аналогичны новым тенденциям руководства в производстве. Как последнее уже не выражается в форме «надзирающего глаза» хозяина или директора, так и в рациональных формах подготовки рабсилы необходимо ставить регулярное
Методологическое снабжение
и насаждать
Органы методологических разработок
непосредственно в пунктах подготовки.
168. Контроль в виде инспекторских поездок и посещении школ должен быть заменен в той или иной форме
клиническими объективными наблюдениями,
как это поставлено в ЦИТе, с непрерывным развитием этой клинической формы.
169. В меру предоставленных государством прав ЦИТ
Уже начал
это регулярное методическое снабжение и намечает формы клинического контроля.
170. Это и является верной дорогой для насаждения исследовательских тенденций в пунктах подготовки, которые тем самым могут превратиться в очаги исследовательско-производственной работы.
ч) Учет и планирование
171. Усвоение органами подготовки рабсилы рационализаторских функций в производстве и функций обновления рабочего состава сделает
Переворот
в отношении к ним хозяйственно-плановых органов. Они будут так же нужны, как нужны капитальное строительство и работа по реконструкции производства.
172. Тогда-то в плановых построениях (контрольные цифры, гипотезы и генеральные планы) о «труде» не будут говорить в размере одной страницы, а об органах подготовки - в нескольких строках.
173. Подготовка рабсилы тогда встанет во весь рост генеральных задач создания






