Анализ результатов исследования

Полученные данные сравниваются следующим образом.

1. Вычисляется средний показатель по каждому фактору для образов «Идеальная женщина» («Идеальный мужчина»), «Предназначение женщины» («Предназначение мужчины») и образа «Я». Факторы эмоциональности, зависимости, эмпатийности, фемининности отражают достаточно традиционные взгляды на женщину, поэтому высокие показатели по этой группе говорят о весьма традиционной оценке исследуемых образов. Высокие значения по факторам силы личности, социального ста­туса, современности, маскулинности говорят о довольно традици­онном взгляде на исследуемые образы мужчин. Факторы общей привлекательности и андрогинности являются гендерно нейтральными.

Полученные резуль­таты отражают степень выраженности традиционного, стереотипного взгляда на женщину или мужчину, а также стереотип­ность поведенческой модели испытуемого.

2. Вычисляется средний показатель по каждому фактору для об­раза «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины»), который отражает разницу в процентном соот­ношении между мужчиной и женщиной с точки зрения испы­туемого.

3. Полученные данные можно дополнительно проанализировать сле­дующим образом:

• для испытуемых-женщин сравнить пары: «Я» — «Идеальная женщина»; «Я» — «Предназначение женщины»;

• для испытуемых-мужчин: «Я» - «Идеальный мужчина»; «Я» - «Предназначение мужчины».

Сходство и различие в исследуемых парах образов определяет­ся по формуле:

где:

i,j — исследуемые образы;

k — фактор (эмоциональности, силы личности и т. д.);

D — расстояние между образами i и j;

Хik — нагрузка (показатель) образа i по фактору k;

Xjk нагрузка (показатель) образа j по фактору к;

п — количество выделенных независимых факторов.

Полученные результаты показывают гендерный аспект сходства реального «Я» испытуемого с его представлением об идеале, а также степень соответствия поведенческой модели испытуемого его представлению о некоем предназначении представите­лей его пола. Данные выражаются в процентном соотношении.


Тест «ЛОКАА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины. Методическое руководство


Достаточно интересным и информативным методом исследования гендерной идентичности является Тест «ЛОКАА» (Личностный Опросник Козлова Анима Анимус) - опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины.

Как было показано в главе 4, гендерная идентичность-это аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности как независимыми измерениями. В ее структуре выделяют четыре аспекта: целевая самокатегоризация («Я идеальное»), интеграционная, адаптационная и латентная [49].

Предложенный В.В. Козловым тест, направлен именно на выявление латентных, (глубинных) аспектов гендерной идентичности, ее психологического ядра, того, что личность представляет для себя самой, как мужчина или женщина.

В отличие от приведенных опросных методов, ЛОКАА представляет два самостоятельных теста, один из которых предназначен для исследования женщин, другой для мужчин.

Основание для такого разделения явились базовые положения теории Юнга об изначальных принципах мужского и женского поведения, действующих как вечные противоположности. Эрос – женский принцип связности, соотнесенности, родственности. Логос – принцип рациональности, знания. Юнг ввел эти понятия, чтобы указать насколько они архетипичны в своем проявлении на протяжении многих эпох человеческой истории. Они остаются абстрактными паттернами человеческого поведения и в наше время и персонифицируются в женских (Афродита, Дева Мария) и мужских (Апполон, Христос) образах. Чтобы активизировались те или иные архетипы, необходимы определенные условия, которые, как правило, соответствуют духу времени. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент. Внимательный анализ господствующих сегодня в массовом сознании имиджей мужчин и женщин, которые широко тиражируются СМИ, позволяет разглядеть в них архетипические черты. А современные мужчины и женщины выбирают их в качестве моделей для идентификации.

Разработанный В.В. Козловым опросники, позволяют определить бессознательные установки, характеризующие типы идентификации мужчин и женщин с различными архетипическими качествами и ролями.

Ниже мы приводим полный текст методического руководства по применению Теста ЛОКАА [57].


Введение

Греческое слово архетип в переводе на русский язык означает первообраз. Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство, взаимосвязь и взаимопонимание людей. Архетип является универсальным мифологическим сюжетом или символом, присутствующим в большинстве культур, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания.

Архетип является наиболее обобщенным смыслом социального бессознательного, несущим в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных прообразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания.

Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юнговской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в интерперсональном бессознательном.

Тесты, которые излагаются в методическом руководстве, разработаны 10 лет назад в русле интегративной психологии и апробированы на различных выборках по всему миру во время тренингов «Интерперсона» (ведущий профессор В.В.Козлов). Тесты «Анимус» и «Анима» служили основным исследовательским методом при выполнении нескольких кандидатских диссертационных работ под руководством профессора Козлова В.В..

Методы являются инструментами исследования того слоя, который обозначен в традиции глубинной психологии архетипами коллективного бессознательного.Они позволяет исследовать глубинные личностные сценарии мужчины и женщины.


Тест «АНИМУС»






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: