второй половины XIX-XX вв.
Карл Маркс
Карл Маркс (1818-1883) — один из величайших представителей западноевропейской философской и социально-политической мысли Х/Х в.; основатель марксистской школы в философии, социологии, политической и правовой теории. Характерным для его учения является рассмотрение, в русле материалистического понимания истории, государства и права как надстроечных и исторически преходящих явлений, а классовой борьбы — как основы их неизбежного отмирания.
Основные произведения: «Манифест коммунистической партии» fcoBM. с Ф.Энгельсом), «Немецкая идеология» (совм. с Ф.Энгельсом.), «Критика гегелевской философии права», «Капитал».
Разделение труда и частная собственность — это тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом — по отношению к продукту деятельности.
Далее, вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом.
|
|
И, наконец, разделение труда дает нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противоречащей ему силой, которая уничтожает его, вместо того чтобы он господствовал над ней.
Именно благодаря этому противоречию между частным и общим интересом последний, в виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных — как отдельных, так и совместных —интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности.
Именно потому, что индивиды преследуют только свой особый интерес, не совпадающий для них с их общим интересом — всеобщее же вообще является иллюзорной формой общности, — они считают этот интерес «чуждым», «независимым» от них, т.е. опять-таки особым и своеобразным «всеобщим» интересом, или же они сами должны двигаться в пределах этой разобщенности, что и происходит в демократии.
Форма общения, на всех существовавших до сих пор исторических ступенях обусловливаемая производительными силами и в свою очередь их обусловливающая, есть гражданское общество, которое имеет своей предпосылкой и основой простую семью и сложную семью, так называемый племенной быт.
Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства.
|
|
Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности.
Развитие крупной промышленности породило массу производительных сил, для которых частная собственность стала такими же оковами, какими цеховой строй стал для мануфактуры, а мелкое деревенское производство — для развивающегося ремесла.
При господстве частной собственности эти производительные силы получают лишь одностороннее развитие, становясь для большинства разрушительными силами, а множество подобных производительных сил и вовсе не может найти себе применение при частной собственности.
Настоящая частная собственность появляется у древних, как и у современных народов, лишь вместе с движимой собственностью.
У народов, ведущих свое происхождение от средневековья, племенная собственность переходит ряд различных ступеней — феодальной земельной собственности, корпоративной движимой собственности, мануфактурного капитала — прежде чем превратиться в современный, порожденный крупной промышленностью и всеобщей конкуренцией, капитал, в чистую частную собственность, отбросившую всякую видимость общности и устранившую какое бы то ни было воздействие государства на развитие собственности.
Этой современной частной собственности соответствует современное государство, которое, посредством налогов, постепенно бралось на откуп частными собственниками и, благодаря государственным долгам, оказалось совершенно в их власти; самое существование этого государства, регулируемое повышением и понижением курса государственных бумаг на бирже, целиком зависит от коммерческого кредита, оказываемого ему частными собственниками.
Так как буржуазия уже не является больше сословием, а представляет собой класс, то она вынуждена организовываться не в местном, а в национальном масштабе и должна придать своим обычным интересам всеобщую форму. Благодаря высвобождению частной собственности от общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его; но на деле государство есть не что иное, как форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы.
Самостоятельность государства существует в наше время лишь в таких странах, где сословия еще не до конца развились в классы, где сословия, упраздненные уже в передовых странах, еще продолжают играть некоторую роль, образуя неопределенную смесь, — где поэтому ни одна часть населения не может добиться господства над другими его частями.
Так как государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, — то из этого следует, что все общие установления опосредствуются государством, получают политическую форму. Отсюда и происходит иллюзия, будто закон основывается на воле, и притом оторванной от своей реальной основы, свободной воле. Точно так же и право в свою очередь сводят затем к закону.
Частное право развивается одновременно с частной собственностью из процесса разложения естественно сложившихся форм общности.
Как только промышленность и торговля — сперва в Италии, а позже в других странах — развила дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Когда впоследствии буржуазия так усилилась, что государство стало защищать ее интересы, чтобы с ее помощью сокрушить феодальную знать, тогда во всех странах — во Франции в XVI в. — началось настоящее развитие права, происходившее повсюду, за исключением Англии, на основе римского кодекса.
|
|
Право точно так же не имеет собственной истории, как и религия.
В частном праве существующие отношения собственности выражаются как результат всеобщей воли. Однако уже «право употребления и злоупотребления», т.е. право распоряжаться вещью по своему произволу, свидетельствует, с одной стороны, о том, что частная собственность стала совершенно независимой от общности, и с другой —об иллюзии, будто сама частная собственность основана исключительно на частной воле, на произвольном распоряжении вещью.
Вещь, рассматриваемая только в отношении к его (собственника) воле, не есть вовсе вещь; она становится вещью, действительной собственностью, только в процессе общения и независимо от права. Эта юридическая иллюзия, сводящая право к чистой воле, неизбежно приводит — при дальнейшем развитии собственности — к тому, что то или другое лицо может юридически иметь право на какую-нибудь вещь, не обладая ею фактически.
Этой же иллюзией юристов объясняется то, что для них и для всякого кодекса является вообще простой случайностью, что индивиды вступают между собой в отношения, например, заключают договоры; эти отношения рассматриваются ими как такие, в которых по желанию можно вступать и не вступать и содержание которых всецело зависит от индивидуального произвола договаривающихся сторон.
Всякий раз, когда развитие промышленности и торговли создавало новые формы общения, например, страховые и т.д. компании, право вынуждено было их санкционировать как новые виды приобретения собственности.
Сами индивиды совершенно подчинены разделению труда и поэтому поставлены в полнейшую зависимость друг от друга. Частная собственность, поскольку она в рамках труда противостоит труду, развивается из необходимости накопления.
|
|
В существовавших до сих пор суррогатах коллективности — в государстве и т.д. — личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса. Мнимая коллективность, в которой объединялись до сих пор индивиды, всегда противопоставляла себя им как нечто самостоятельное; а так как она была объединением одного класса против другого, то для подчиненного класса она представляла собой не только совершенно иллюзорную коллективность, но и новые оковы.
Прежнее объединение было лишь соглашением насчет тех условий, в рамках которых индивиды получали затем возможность использовать случайность в своих интересах. Это право беспрепятственно пользоваться, в рамках известных условий, случайностью называли до сих пор личной свободой.
Все свои рассуждения о праве он начинает с общего его объяснения, которое «вырывается» у него, когда он говорит о праве, и ему лишь тогда удается поймать его, когда он начинает говорить о чем-то совершенно другом, а именно — о законе.
Если признавать силу базисом права, как это делают Гоббс и другие, то право, закон и т.д. — только симптом, выражение других отношений, на которых покоится государственная власть. Материальная жизнь индивидов, отнюдь не зависящая просто от их «воли», их способ производства и форма общения, которые взаимно обусловливают друг друга, есть реальный базис государства и остается таковым на всех ступенях, на которых еще необходимы разделение труда и частная собственность, совершенно независимо от воли индивидов. Эти действительные отношения отнюдь не созданы государственной властью, а напротив, сами они — созидающая их сила. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона, — выражение, содержание которого всегда дается отношениям этого класса, как это особенно ясно доказывает частное и уголовное право.
Подобно тому, как от индивидуальной воли или произвола этих индивидов не зависит тяжесть их тел, так не зависит от их воли и то, что они проводят свою собственную волю в форме закона, делая ее в то же время независимой от личного произвола каждого отдельного индивида среди них.
Выражение этой воли, обусловленной их общими интересами, есть закон. Именно самоутверждение независимых друг от друга индивидов и утверждение их собственной воли, которая на этом базисе взаимоотношений неизбежно является эгоистическим, делает необходимым самоотречение их в законе и в праве, самоотречение — в частном, и самоутверждение их интересов — в общем.
Подобно праву и преступление, т.е. борьба изолированного индивида против господствующих отношений, также не возникает из чистого произвола. Наоборот, оно коренится в тех же условиях, что и существующее господство.
Можно опять-таки оторвать право от его реального базиса: таким путем получают некую «господскую волю», которая различным образом видоизменяется в различные эпохи и обладает в своих творениях, в законах, собственной самостоятельной историей. Благодаря этому политическая и гражданская история идеологически превращается в историю господства следующих друг за другом законов. Такова специфическая иллюзия юристов и политиков.
В положении о том, что единичная воля связана выраженной в виде закона всеобщей волей, завершается идеалистическое воззрение на государство, — воззрение, для которого все дело сводится только к воле.
С развитием гражданского общества, т.е. с развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие.
Настоящая частная собственность повсюду возникла путем узурпации.
В конкуренции сама личность есть случайность, а случайность есть личность. Независимые от личности и необходимые для конкуренции «средства», это—условия производства и общение самих лиц, проявляющееся в рамках конкуренции по отношению к этим лицам в виде независимой силы, в виде случайных для них средств.
То, что является преимуществом данного индивида как такового перед другим индивидом, есть в наше время вместе с тем продукт общества и при своем осуществлении должно обнаружиться в качестве привилегии. Далее, индивид как таковой, рассматриваемый сам по себе, подчинен разделению труда, которое делает его односторонним, уродует, ограничивает.
Превращение индивидуального отношения в его противоположность — в чисто вещное отношение, различение индивидуальности и случайности самими индивидами, представляет собой исторический процесс и принимает на различных ступенях развития различные, все более резкие и универсальные формы. — (из: Немецкая идеология).
В действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются деятельными. Семья и гражданское общество сами себя превращают в государство. Именно они являются движущей силой.
Политическое государство не может существовать без естественного базиса семьи и искусственного базиса гражданского общества.
Гражданин государства, в качестве того, кто определяет всеобщее, есть законодатель; в качестве того, кто выносит решение о единичном, кто действительно проявляет волю, он — государь.
Специфическим отличием демократии является то, что здесь государственный строй вообще представляет собой только момент бытия народа, что политический строй сам по себе не образует здесь государства.
Демократия есть сущность всякого государственного строя. Она относится ко всем другим формам государственного строя, как род относится к своим видам. Однако здесь самый род выступает как нечто существующее.
В демократии не человек существует для Закона, а закон существует для человека; законом является здесь человеческое бытие, между тем как в других.формах государственного строя человек есть определяемое законом бытие. Таков основной отличительный признак демократии.
В монархии или в республике... собственность, договор, брак, гражданское общество выступают как особые способы существования наряду с политическим государством, как содержание, к которому политическое государство относится как организующая форма.
В демократии же политическое государство в том виде, в каком оно становится рядом с содержанием и отличает себя от него, само является в отношении народа только особым его содержанием, как и особой формой его существования.
Политический строй был до сих пор религиозной сферой, религией народной жизни, небом ее всеобщности в противоположность земному существованию ее действительности.
Абстракция государства как такового характерна лишь для нового времени, так как только для нового времени характерна абстракция частной жизни.
Либо, как это имело место в Греции, республика является действительно частным делом граждан, действительным содержанием их деятельности, частный же человек есть раб; здесь политическое государство как таковое является подлинным единственным содержанием жизни и воли граждан. Либо же, как это имеет место в азиатской деспотии, политическое государство есть не что иное, как частный произвол одного единственного индивида; другими словами, политическое государство, наравне с материальным, есть раб. Отличия современного государства от этих государств, где существовало субстанциальное единство между народом и государством, заключаются не в том, что различные моменты государственного строя развились до особой действительности, а в том, что сам государственный строй развился до степени особой действительности наряду с действительной народной жизнью, что политическое государство стало строем всех остальных сторон государства.
Бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства. Всякая вещь поэтому приобретает двойственное значение: реальное и бюрократическое, равно как и знание становится двойственным — реальным и бюрократическим. Но реальная сущность рассматривается бюрократией сквозь призму бюрократической сущности. Бюрократия имеет в своем обладании государство, спиритуалистическую сущность общества: это есть ее частная собственность.
В подлинном государстве речь идет не о возможности для каждого гражданина посвятить себя всеобщему сословию, как особому сословию, а о способности этого сословия быть действительно всеобщим, т.е. быть состоянием всякого гражданина.
Законодательная власть есть власть, которая должна организовать всеобщее. Она есть власть, которая должна установить государственный строй. Она выше государственного строя. Однако, с другой стороны, законодательная власть есть власть, установленная сообразно государственному строю. Она, следовательно, подчинена государственному строю. Государственная власть есть закон для законодательной власти. Он дал законодательной власти законы и дает их ей постоянно.
В отношении каждой отдельной личности обнаруживается, чем является здесь всеобщий закон. Гражданское общество и государство оторваны друг от друга. Следовательно, и гражданское общество оторвано от гражданина как члена гражданского общества. Человеку, таким образом, приходится подвергнуть самого себя существенному раздвоению.
Как действительный гражданин он находит себя в двойной организации: в бюрократической, — она представляет собой внешнее формальное определение потустороннего государства, правительственной власти, не затрагивающей гражданина и его самостоятельной действительности, — ив социальной, в организации гражданского общества.
В первой организации государство выступает как формальная противоположность по отношению к гражданину, во второй организации гражданин сам выступает как материальная противоположность по отношению к государству.
Его обнаженная индивидуальность как таковая есть единственное существование, которое он находит для своего политического гражданства... Только как индивид он может стать гражданином государства. Его существование в качестве гражданина государства является существованием, лежащим вне всякой общности, которой он реально принадлежит, следовательно, чисто индивидуальным существованием.
Политическая жизнь есть воздушная жизнь, эфирная область гражданского общества.
Современное гражданское общество есть последовательно проведенный принцип индивидуализма, индивидуальное существование есть его последняя цель; деятельность, труд, содержание и т.д. суть только средства.
Политический строй на его высшей ступени есть строй частной собственности.
В том, что политическое государство обособляет частную собственность от семьи и от общества, что оно доводит ее до абстрактной самостоятельности, проявляется власть политического государства над частной собственностью в институте майората. К чему же сводится власть политического государства над частной собственностью? К собственной власти частной собственности, к ее сущности, которая доведена до существования.
Там, где частная собственность — землевладение — неотчуждаема, отчуждаемыми являются зато: «всеобщая свобода воли» (к которой относится также свободное распоряжение чем-то внешним, в данном случае — землевладением) и нравственность.
Римляне рассматривали право монарха всецело в рамках норм частного права; другими словами: частное право они понимали как высшую норму государственного права.
Римляне — рационалисты суверенной частной собственности, германцы — ее мистики.
Государство существует лишь как политическое государство. Целостность политического государства есть законодательная власть. Принимать участие в законодательной власти значит поэтому принимать участие в политическом государстве, значит выявить и осуществлять свое бытие как члена политического государства, как члена государства.
Стало быть, стремление гражданского общества проникнуть в законодательную власть всей массой, по возможности целиком, стремление действительного гражданского общества поставить себя на место фиктивного гражданского общества законодательной власти — это не что иное, как стремление гражданского общества достигнуть политического бытия, или сделать политическое бытие своим действительным бытием.
Стремление гражданского общества превратиться в политическое общество, или его стремление сделать политическое общество действительным обществом, проявляется как стремление к возможно более всеобщему участию в законодательной власти. — (из: К критике гегелевской философии права].
Закон не свободен от общей для всех обязанности говорить правду. Он вдвойне обязан это делать, так как он является всеобщим и подлинным выразителем правовой природы вещей. Правовая природа вещей не может поэтому приспособляться к закону — закон, напротив, должен приспособляться к ней.
Если всякое нарушение собственности, без различия, без более конкретного определения, есть кража, то не является ли в таком случае всякая частная собственность кражей? Разве, владея своей частной собственностью, я не исключаю из владения этой собственностью всякого другого? Разве я не нарушаю тем самым его право собственности?
Если вы отрицаете различия между существенно отличающимися друг от друга видами преступлений одного и того же рода, то вы отрицаете и само преступление как нечто отличное от права вы унижаете само право, ибо всякое преступление имеет некоторую общую сторону с самим правом. Законность относиться к преступнику именно как государство и сообразно с духом государства.
Частный интерес рассматривает себя как конечную цель мира. Значит, если право не реализует этой конечной цели, то оно оказывается правом, противоречащим цели. Право, вредное для частного интереса, есть, следовательно, право с вредными последствиями.
Но, может быть, благие мотивы лучше вредных последствий? Интерес не размышляет, он подсчитывает. Мотивы выполняют для него роль чисел. Мотив есть стимул для уничтожения правовых оснований.
Государство может и должно сказать: я гарантирую право от всяких случайностей. Только право во мне и бессмертно, и потому я всем доказываю смертность преступления тем, что уничтожаю его. Но государство не может и не должно говорить: частный интерес, определенное существование собственности, лесной участок, дерево, сучок гарантированы от всех случайностей, бессмертны.
Государство не может идти против природы вещей, оно не может оградить конечное от тех условий, которым конечное подчинено, от случайностей. Так же как государство, до того как преступление было совершено, не может гарантировать вашу собственность от всяких случайностей, — в такой же мере преступление не может превратить эту неустойчивую природу вашей собственности в ее противоположность. — (из: Дебаты по поводу закона о краже леса).
Герберт Спенсер
Герберт Спенсер (1820-1903) — крупнейший представитель английского позитивизма и один из идеологов английской буржуазии предымпериалистического периода истории. Эволюционист, автор теории равновесия. В социологии соединял буржуазный либерализм и пропаганду промышленной экспансии.
Основные произведения: «Основные начала», «Основания социологии», «Основания этики».
Чем чаще вмешивается правительство, тем глубже укореняется это воззрение и тем настойчивее требуется правительственное вмешательство. Всякое расширение административной регламентации ведет за собой учреждение новых регулирующих агентов, более обширное развитие чиновничества и усиление группы чиновников.
Люди, несущие тяжелый труд и обремененные обязательствами, составляющие огромное большинство, а тем более люди неспособные, получающие постепенно помощь и жаждущие еще более широкой Помощи, поддерживают все проекты, от которых ожидают того или другого благополучия при посредстве административного вмешательства.
Такие люди готовы верить всякому, кто говорит, что эти благодеяния могут и должны быть им оказаны. Они безусловно доверяют всем, тешащимся политическими химерами... и каждый раз, когда они видят, что общественные деньги служат для их пользы, они укрепляются в надежде на подобные же меры и в будущем. И по мере того, как усиливается вмешательство государства в общественные интересы, растет между гражданами уверенность, что все должно делаться для них и ничего не требуется от них.
Мысль о том, что желанная цель должна быть достигнута личной энергией или ассоциациями частной инициативы, делается с каждым поколением все более и более чуждой людям, тогда как убеждение в том, что эта цель должна быть достигнута при помощи правительства, становится все более и более привычным, и наконец вмешательство правительства начинает считаться единственно практическим способом.
В каждом социализме подразумевается рабство. Что составляет идею рабства?... Характерной чертой рабства является то, что человек работает по принуждению, чтобы удовлетворить желаниям другого. Степень его рабства колеблется сообразно с отношением между тем, что он должен делать и что он может оставить для себя; а кто его господин: личность или общество? — это не имеет значения. Если он должен отдавать весь свой труд обществу и получает из общего достояния ту часть, которую общество ему назначило, — он раб общества. Социалистическая организация требует подобного рода рабства.
Пораженные бедствиями, существующими при настоящей организации общества, и не желая приписывать их недостаткам человеческой природы, плохо приспособленной к социалистическому строю, они воображают, что могут сейчас же помочь злу тем или другим преобразованием.
Любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность часто в течение сравнительно недолгого времени являются причиной распадения частных организаций, там же, где их влияние накопляется с каждым поколением, они неизбежно приведут к гораздо большим и гораздо труднее поправимым бедствиям, так как правительственная администрация, более обширная и сложная и снабженная всеми средствами, будет неотразимой, раз он (коммунистический механизм) достигает полного развития и утверждения.
Преуспеяние общества и доля справедливости в его организации зависят, в сущности, от характера его членов, и никакой прогресс не может осуществиться без усовершенствований в характере, происходящих от мирного труда, подчиненного правилам хорошо регулированной социальной жизни.
Каков бы ни был социальный строй, несовершенная природа граждан будет проявляться в их дурных действиях. Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует.
Если каждый, будучи свободным пользоваться своими способностями до границ, намеченных такой же свободой других, получает от своих товарищей за свои услуги столько, сколько он заслуживает по их оценке в сравнении с услугами другого; если всюду выполняемые договоры доставляют каждому определенным так способом часть и если он пользуется защитой своей личности и своих прав таким образом, что может удовлетворять свои потребности посредством своих доходов, тогда жизненный принцип, как индивидуального, так и социального существования, обеспечен.
Польза, определенная не эмпирическим, а рациональным способом, требует поддержания индивидуальных прав, а, следовательно, запрещает то, что может быть им противно.
Здесь мы достигли крайнего предела, у которого должно остановиться вмешательство законодателя. Даже в самой скромной форме всякое предложение вмешательства в деятельность граждан, если только это делается не с целью ограждения их взаимных ограничений, есть предложение улучшить существование путем нарушения основных условий жизни. Когда некоторым лицам препятствуют покупать пиво, чтобы другие не могли напиваться пьяными, то те, которые издают закон, рассуждают, что это вмешательство в нормальные отношения между поступками и их последствиями производит более добра, нежели зла, как для малого числа неумеренных, так и для большего числа воздержанных людей. Но когда государство налагает новые обязательства на граждан или делает новое ограничение их свобод, мы видим действие и пренебрегаем косвенными и отдаленными последствиями этих постоянных вторжений в область индивидуальных прав. Мы не видим, что через накопление незначительных нарушений этих прав жизненные условия индивидуального или социального существования удовлетворяются так несовершенно, что самое это существование приходит в упадок.
Эта страшная катастрофа (Великая французская революция) произошла от чрезмерной регламентации человеческой деятельности в малейших ее подробностях, от столь возмутительного поглощения продуктов этой деятельности в пользу правительства, что жизнь становилась почти невозможной.
Эмпирический утилитаризм этой эпохи так же, как и эмпирический утилитаризм нашего времени, разнился от рационального утилитаризма в том, что он во всех случаях рассматривал только действия отдельных актов вмешательства на отдельные классы людей и не обращал внимания на действия, производимые совокупностью таких актов на существование людей вообще.
Законы, издаваемые властью, священны не сами по себе, но все священное в них происходит всецело от той моральной санкции, которая коренится в законах человеческой жизни, поскольку она протекает среди условий социального существования. Отсюда вывод; когда законы лишены этой моральной санкции, они не содержат в себе ничего священного и могут по праву быть отвергнуты.
Из этого следует, что если охранение социальной жизни при такой сложности условий требует безусловного подчинения верховному главе и полного доверия к нему, то установится та доктрина, что подчинение и доверие не только полезны, но и обязательны.
И наоборот, если при других условиях подчинение граждан правительству не необходимо для охранения национальной жизни, если, напротив, национальная жизнь крепнет и улучшается по мере того, как граждане получают большую свободу действий, в их политической доктрине совершается постепенное изменение, результатом которого является уменьшение веры в правительственную власть, увеличение склонности относиться скептически к ее авторитету и стремление в различных случаях противодействовать правительственному вмешательству. Это изменение приводит, наконец, к утверждению доктрины ограничения.
Если есть налицо масса компромиссов, которые обстоятельства времени делают или заставляют казаться необходимыми, то не существует понятия о лучшем и худшем в социальной организации; если люди ничего не видят, помимо требований минуты, и привыкают отождествлять ближайшие улучшения с окончательным благом, то настоящего прогресса не может быть. — (из: Личность и государство).
Ганс Келъзен
Ганс Келъзен (1881-1973) — австрийский философ права. Основатель нормативистской школы в рамках юридического позитивизма, критик естественно-правовой доктрины, сторонник примата международного права над внутригосударственным.
Основные произведения: «Чистая теория права», «Общая теория государства и права», «Что такое справедливость? Справедливость: право и политика в зеркале науки».
Чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. Это общее учение о праве, а не интерпретация отдельных национальных или международных правовых норм. Но оно дает теорию интерпретации.
Будучи теорией, оно стремится лишь к одному: познать свой предмет. Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права.
Это учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле.
Другими словами, оно стремится освободить правоведение от всех чуждых ему элементов. Таков основной принцип его методики. И он кажется самоочевидным. Однако даже беглого взгляда на традиционное правоведение, сложившееся в XIX — XX вв., достаточно, чтобы убедиться в том, сколь мало оно отвечает требованию чистоты.
Юриспруденция совершенно некритично «расширилась» за счет психологии и социологии, этики и политической теории. Такое расширение можно объяснить тем, что эти науки имеют дело с предметами, которые, несомненно, тесно связаны с правом. И если чистое учение о праве желает ограничить познание права от смежных дисциплин, то вовсе не потому, что оно не замечает или даже отрицает эту связь, но потому, что оно хочет избежать методологического синкретизма, который затемняет сущность правоведения и смазывает границы, предназначенные ему природой его предмета.
Право — или по крайней мере то, что принято называть этим словом, — одной из сторон своего существа, по-видимому, принадлежит к царству природы, то в существовании права есть чисто «природная» сторона.
Так, если мы рассмотрим какой-нибудь из фактических составов, воспринимаемых как «право» либо имеющих некоторое отношение к праву, например парламентское решение, административный акт, судебное решение или приговор, сделку, правонарушение, то сможем различить в нем два элемента: первый из них — происходящий в пространстве и времени, чувственно воспринимаемый акт или ряд таких актов, внешний ход человеческого поведения; второй элемент — его правовое значение, т. е. то значение, которое этот акт имеет в силу права (von Recht weqen).
Это правовое значение акта нельзя воспринять непосредственно, наблюдая его внешнюю, фактическую сторону, — в отличие от того, как мы воспринимаем физические свойства предмета, например его цвет, твердость, вес. Но, конечно, разумно действующий человек наделяет свой акт определенным смыслом, находящим некоторое выражение и воспринимаемым другими людьми. Этот субъективный смысл может — хотя и не обязательно — совпасть с тем объективным значением, которое акт имеет в силу права.
Например, кто-нибудь составляет письменное распоряжение о том, как должно поступить с его имуществом, когда он умер. Субъективный смысл этого акта — завещание. Но объективно, в силу права, это не завещание, потому что были допущены известные формальные ошибки. Предположим, что некая тайная организация, ставящая себе целью избавить нацию от подрывных элементов, приговаривает к смерти человека, которого эта организация считает предателем, и приводит в исполнение то, что она субъективно считает (и называет) смертным приговором. Однако объективно, в силу права, происшедшее есть не исполнение смертного приговора, но политическое убийство, пусть даже внешняя сторона дела ничем не отличалась от исполнения смертного приговора.
Акт даже может — поскольку он выражается в произнесенном или записанном слове — сам сказать нечто о своем правовом значении. И в этом заключается своеобразие предмета юридического познания... Но акт человеческого поведения вполне может нести в себе свое юридическое самоистолкование, т.е. суждение о том, что он означает с точки зрения права. Люди, собравшиеся в парламенте, могут прямо заявить, что они принимают закон; человек может прямо назвать свое посмертное распоряжение завещанием; два человека могут заявить, что они заключают сделку. Так направленное на право познание обнаруживает иногда в своем предмете правовое самоистолкование, предшествующее тому толкованию, которое должно явиться как итог правопознания.
Внешнее действие, которое по своему объективному значению составляет правовой (или противоправный) акт, — это всегда протекающее в пространстве и времени, чувственно воспринимаемое событие, т. е. природное явление, определенное законом причинности.
Однако это явление как таковое, как элемент природы, не составляет предмета специфически юридического познания и вообще не относится к праву. Что превращает это действие в правовой (или противоправный) акт, так это не его фактичность, т. е. не его каузально определенное, включенное в систему природы бытие, но объективный смысл, связанный с этим актом, то значение, которым он обладает. Конкретное действие получает свой специфически юридический смысл, свое собственное правовое значение в силу существования некоторой нормы, которая по содержанию соотносится с этим действием, наделяя его правовым значением, так что акт может быть истолкован согласно этой норме. Норма функционирует в качестве схемы истолкования.
Другими словами: суждение, согласно которому совершенный в пространстве и времени акт человеческого поведения есть правовой (или противоправный) акт, представляет собой результат некоего специфического — а именно нормативного — толкования. Но и во мнении, согласно которому этот акт представляет собой естественное событие, выражается лишь определенное, отличное от нормативного, а именно каузальное толкование. Норма, доставляющая акту значение правового (или противоправного) акта, сама создается посредством правового акта, который в свою очередь получает правовое значение от другой нормы.
Если некий фактический состав с точки зрения права есть исполнение смертного приговора, а не умышленное убийство, то это его качество — не могущее быть чувственно воспринятым — обнаруживается только в результате усилия мысли, т.е. при сопоставлении с уголовным и с уголовно-процес-суальным кодексами. То, что упомянутый обмен письмами означает с точки зрения права заключение договора, следует единственно и исключительно из того, что фактические обстоятельства этой переписки соответствуют условиям, определенным в гражданском кодексе.
Иначе говоря, содержание реальных событий согласуется с содержанием некоей нормы, которая признается действительной.
Итак, правопознание направлено на изучение тех норм, которые имеют характер норм права и придают определенным действиям характер правовых или противоправных актов. Ведь право, составляющее предмет этого познания, представляет собой нормативный порядок человеческого поведения, т. е. систему регулирующих человеческое поведение норм.
Понятие «норма» подразумевает, что нечто должно быть или совершаться и, особенно, что человек должен действовать (вести себя) определенным образом. Таков смысл определенных человеческих актов, ин-тенционально направленных на поведение других.
Другой признак, общий для всех социальных порядков, обозначаемых словом «право», состоит в том, что все они — принудительные порядки в том смысле, что реагируют на определенные явления, считающиеся нежелательными (поскольку они вредны для общества), и в особенности на человеческое поведение такого рода, актами принуждения, т. е. причинением зла...
То, что акт принуждения, функционирующий в качестве санкции, причиняет индивиду зло, следует понимать в том смысле, что он сам обычно воспринимает этот акт как зло. Однако в исключительных случаях это может быть и не так. Например, раскаявшийся преступник может желать понести установленное правопорядком наказание и потому воспринимает его как благо; или же человек может совершить правонарушение с тем, чтобы подвергнуться тюремному заключению, которое обеспечит ему пристанище и пропитание.
Но, как уже говорилось, это исключения. Об акте принуждения, функционирующем в качестве санкции, можно сказать, что обычно он воспринимается как зло. В этом смысле социальные порядки, обозначаемые словом «право», представляют собой принудительные порядки человеческого поведения. Они предписывают определенное человеческое поведение, связывая противоположное поведение с актом принуждения, который применяется к человеку, действующему таким образом (или к его близким). Иначе говоря, принудительные порядки уполномочивают одного индивида применить по отношению к другому акт принуждения в качестве санкции.
Установленные правопорядком санкции социально имманентны (в отличие от трансцендентных) и социально организованы (в отличие от простого одобрения или осуждения). Однако посредством предусмотренных им актов принуждения правопорядок может реагировать не только на определенное человеческое поведение, но, как будет показано далее, также и на другие социально вредные явления. Иначе говоря, если установленный правопорядком акт принуждения — это всегда действие определенного человека, то условие его применения — не обязательно определенное человеческое поведение, условием может быть также и явление, которое почему-либо считается социально вредным.
Как мы увидим, предусмотренный правопорядком акт принуждения может соотноситься с единством правопорядка; может быть приписан правовому сообществу, созданному этим правопорядком; «может быть истолкован как реакция правового сообщества на социально вредное явление; а если это явление — определенное человеческое поведение, то акт принуждения может истолковываться как санкция.
То, что право есть принудительный порядок, означает, что его нормы устанавливают акты принуждения, которые могут быть приписаны правовому сообществу. Это вовсе не значит, что осуществление санкции всякий раз сопряжено с применением физической силы. Это происходит лишь в случае сопротивления, что бывает редко.
Современные правопорядки иногда содержат нормы, предусматривающие за определенные заслуги награды, например титулы и ордена. Но такие нормы не есть признак, общий для всех социальных порядков, обозначаемых словом «право», они не выражают сколько-нибудь существенную функцию этих социальных порядков.
В системе правопорядков как порядков принуждения награды играют весьма незначительную роль. Кроме того, нормы, касающиеся присуждения титулов и орденов, тесно связаны с нормами, устанавливающими санкции. Ведь ношение титула или ордена (т.е. эмблема, субъективный смысл которой — знак отличия) либо не запрещено правом, т. е. не обусловливает санкцию, следовательно, отрицательно, позволено либо (а обычно именно так и бывает) положительно позволено правом, т. е. запрещено и обусловливает санкцию, если не позволено эксплицитно (т. е. если титул или орден не был присужден).
Следовательно, эту правовую ситуацию можно описать только как установленное нормой ограничение действительности запрещающей нормы, которая предусматривает санкцию: иначе говоря, ее можно описать только в соотношении с такой принуждающей нормой.
Право отличается от других социальных порядков тем, что это принудительный порядок.
Тезис о том, что право по своей природе морально, т.е. что лишь моральный социальный порядок есть право, отвергается чистым учением о праве не только потому, что он предполагает существование абсолютной морали, но также и потому, что применение этого тезиса господствующей в определенном правовом сообществе юриспруденцией сводится на деле к некритичной легитимации того государственного принудительного порядка, которым конституируется это правовое сообщество.
Ведь считается само собою разумеющимся, что собственный государственный принудительный порядок есть право. Лишь для оценки принудительных порядков других государств принят сомнительный критерий абсолютной морали; лишь они квалифицируются как неморальные и, значит, как неправо, если они не соответствуют некоторым требованиям, которым удовлетворяет собственный порядок; например, если они признают или не признают частную собственность, имеют демократический или недемократический характер. А раз собственный принудительный порядок есть право, то, согласно приведенному тезису, он должен быть также и моральным. Такая легитимация позитивного права, хотя она неубедительна с точки зрения логики, может быть очень полезна с точки зрения политики.
Но для правоведения она неприемлема. Ведь правоведение вовсе не должно заниматься легитимацией права, оно вовсе не обязано оправдывать изучаемый и описываемый им нормативный порядок — ни с помощью абсолютной, ни с помощью относительной морали.
Очевидное утверждение о том, что предмет правоведения есть право, включает в себя менее очевидное утверждение о том, что предметом правоведения являются правовые нормы, а человеческое поведение — лишь постольку, поскольку оно определяется в правовых нормах как условие или последствие, иначе говоря, поскольку оно представляет собой содержание правовых норм.
Что касается межчеловеческих отношений, то и они составляют предмет право-познания лишь как правовые отношения, т. е. как отношения, конституируемые правовыми нормами. Правоведение стремится понять свой предмет в «правовом смысле», т. е. с точки зрения права. Понять нечто в правовом смысле значит лишь одно: понять нечто как право, т. е. как правовую норму или как содержание правовой нормы (как то, что определено правовой нормой). — (из: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М.. 1987}.
Если право понимается как нормативный порядок, как система норм, регулирующих человеческое поведение, то возникает вопрос: на чем основано единство множества норм? Почему данная норма относится именно к данному порядку? А этот вопрос непосредственно связан с другим: почему эта норма действительна? Каково основание ее действительности?
Тот факт, что некоторая относящаяся к человеческому поведению норма «действительна», означает, что она обязывает человека (т. е. что он должен) вести себя предусмотренным нормой образом.
Ранее, в другой связи, уже говорилось, что на вопрос о действительности нормы (т. е. о том, почему человек должен вести себя именно так) нельзя ответить посредством констатации некоего бытийного факта, что такой факт не может быть основанием действительности нормы. Из того, что нечто есть, не может следовать, что нечто должно быть; равно как из того, что нечто должно быть, не может следовать, что нечто есть. Основанием действительности одной нормы может быть лишь действительность другой нормы. Норму, представляющую собой основание действительности другой нормы, образно называют «высшей» (т. е. «более высокой») нормой по отношению к этой другой норме, которую называют «низшей».
Как уже говорилось, норма, представляющая собой основание действительности другой нормы, является по отношению к ней высшей нормой. Однако поиск основания действительности нормы не может продолжаться бесконечно, в отличие от поиска причины в цепи причин и следствий.
Он должен закончиться нормой, которая — как последняя и наивысшая — постулируется. Будучи наивысшей нормой, она должна постулироваться, так как не может быть установлена властной инстанцией: ведь в противном случае компетенция этой инстанции должна была бы основываться на какой-то еще более высокой норме. Действительность наивысшей нормы не может выводиться из какой-то более высокой нормы, и уже больше не может возникать вопроса об основании ее действительности. Такая норма, постулируемая в качестве наивысшей, называется здесь основной нормой. Все нормы, действительность которых можно вывести из одной и той же основной нормы, образуют систему норм, нормативный порядок. Основная норма — это общий источник действительности всех норм, принадлежащих к одному порядку, их общее основание действительности.
Принадлежность определенной нормы к определенному порядку обусловлена тем, что последнее основание действительности этой нормы есть основная норма этого порядка. Именно основная норма конституирует единство некоего множества норм, так как она представляет собой основание действительности всех норм, принадлежащих к этому порядку.
Признание того, что государство как порядок человеческого поведения есть относительно централизованный порядок принуждения и что государство как юридическое лицо есть персонификация этого принудительного порядка, позволяет преодолеть дуализм государства и права — как одно из тех удвоений, которые возникают, когда познание гипостазирует единство своего предмета (выражение такого единства — понятие лица).
И как путь к подлинному познанию природы открывает пантеизм, отождествляющий Бога с миром (т.е. с природным порядком), точно так же и отождествление государства с правом, признание того, что государство является правопорядком, есть предпосылка подлинного правопознания.
Но если мы видим тождество государства и права, если мы понимаем, что право (позитивное право, которое не должно отождествляться со справедливостью) и есть тот самый порядок принуждения, каким государство представляется правоведению, которое не вязнет в антропоморфных метафорах, то сквозь завесу персонификаций пробивается к нормам, установленным человеческими актами, тогда просто невозможно оправдывать государство посредством права. Точно так же, как невозможно оправдывать право посредством права же, — если, конечно, это слово не употребляется то в смысле позитивного права, то в смысле «правильного» права, т. е. справедливости. И тут обнаруживается, что попытки легитимировать государство как «правовое» государство совершенно безуспешны, потому что, как уже говорилось, всякое государство есть правовое государство в том смысле, что оно представляет собой правопорядок. Однако это суждение не содержит политической оценки.
Уже упоминавшееся ограничение понятия правового государства и сведение его к такому типу государства, которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности, предполагает принятие допущения, согласно которому лишь такой порядок принуждения может считаться «настоящим» правопорядком. Но такое допущение — предрассудок, основанный на теории естественного права... С точки зрения последовательного правового позитивизма, право, как и государство, не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения, что само по себе еще никак не характеризует его с точки зрения морали или справедливости. Тогда государство может быть понято «в юридическом смысле» не в большей и не в меньшей мере, чем само право.
Справедливость есть свойство, которое приписывается различным предметам, но в первую очередь — человеку. О человеке, в особенности о законодателе или судье, говорят, что он справедлив или несправедлив. В этом смысле справедливость предстает как присущая людям добродетель. Как и всякая добродетель, справедливость есть моральное качество; поэтому справедливость находится в сфере морали.
Приписываемое человеку свойство или добродетель справедливости проявляется в его поведении, а именно в его поведении по отношению к другим людям, т. е. в его социальном поведении. Социальное поведение человека справедливо, если оно соответствует некоей норме, которая предусматривает это поведение, т. е. устанавливает его в качестве должного и тем самым конституирует ценность справедливости.
Социальное поведение человека несправедливо, если оно противоречит некоей норме, предписывающей определенное поведение. Эту норму можно назвать нормой справедливости. Так как нормы морали суть социальные нормы, т. е. нормы, регулирующие поведение человека по отношению к другие людям, то норма справедливости есть моральная норма. Так что и в этом отношении понятие справедливости подчинено понятию морали.
Допущение, согласно которому действительность нормы позитивного права не зависит от действительности нормы справедливости, т. е. обе эти нормы не считаются действительными одновременно, есть принцип правового позитивизма. — (из: Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М., 1988}. f)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.
Приведённые спектр мнений о праве вполне может создать у неискушенного читателя впечатление теоретической неразберихи, когда даже юристы не могут «договориться» между собой — что же все-таки им следует понимать под правом. С одной стороны, полемика и разногласия в науке — это норма; с другой — подобная запутанность вопроса о праве создает немалые трудности для рядовых граждан в их практической жизни. Но массовое сознание воспринимает право все же как нечто официально установленное и обязательное для соблюдения.
Идущие дискуссии иногда невольно напоминают известный спор о стакане, который, по мнению одних, наполовину полон, по мнению других — наполовину пуст. Однако ничего удивительного в этом нет. Как пишет известный американский ученый-правовед Л. Фридмэн, «дать точное определение праву — достаточно сложная задача; право - это слово для ежедневного употребления, часть нашего разговорного словаря. Оно имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, и неуловимых, как время».